Форум » » Юродивость » Ответить

Юродивость

Rina: (Суриков В.И.)

Ответов - 47, стр: 1 2 3 4 All

Rina: Мне всегда было интересно, почему именно на Руси было так много юродивых? Юродство в христианстве считается подвигом. Читала, что если христианское общество , живет не по- христиански, то как раз в это время и появляются юродивые. Кто-то знает что-нибудь об этом?

6ato: Rina пишет: Мне всегда было интересно, почему именно на Руси было так много юродивых? Юродство в христианстве считается подвигом. Вот, нашла любопытную информацию.---- Обращение же напрямую к этимологии слова юродивый показывает, насколько сложно восстановить первоначальный смысл этого феномена. Согласно исследованию того же Иванова, можно выделить несколько обозначений такого поведения. Самое раннее, и, скорее всего, еще дохристианское, — «буй». Смысловые значения этого слова варьируют от значения «глупый», «несмысленный» ( staltus ) до «дикий», «дерзкий», «сильный», «смелый» (Словарь древнерусского языка.., 1989). Наиболее часто употреблялись «оуродъ» и «похаб», употребление этих слов было взаимозаменяемым, хотя, конечно, чаще всего в русской традиции употреблялось слово ОУРОДЪ. Византийское слово «салос» ( salos ) — первоначальное обозначение юродства — употреблялось на Руси довольно редко. В древнерусских переводах житий византийских юродивых (например, житие Андрея) встречаются такие обозначения, как «несмысленъ» и «боголишь». Отдельно стоит упомянуть слово «блаженный», которое обычно просто означало «святой». Сейчас мы можем только предполагать, какие реальные практики лежали в основе всех этих обозначений, но поскольку юродство родилось в мире православного христианства, то можно предположить, что именно агиографические описания наиболее приближены к первоначальному смыслу этого феномена и именно через них еще возможно реконструировать практики, сформировавшие фон для первоначального значения юродства. Феномен юродства на Руси был замечен в довольно ранний период, практически сразу вскоре после принятия христианства. В XIV в. было несколько известных юродивых, однако расцвет русского юродства пришелся на XVI в.; это же время называют официальным периодом русского юродства. В течение XVI в. прославилось около десяти юродивых, причем на Соборе в 1547 г . церковь признала трех юродивых местно-чтимыми святыми (Там же. С. 146). В последующие времена юродство переживает гонения со стороны церковных и светских властей и становится, скорее, народным феноменом. Популярность юродства в России вплоть до начала XX в. — факт, не вызывающий сомнений (Федотов, 1999. С. 257). Одно из объяснений большой популярности юродивых в XVI в. принадлежит русскому философу Г. Федотову, который считает, что юродивые заполнили пустоту, образовавшуюся в церкви после эпохи святых князей. Москва, по его мнению, слишком бюрократизировалась, а церковь сделалась слишком раболепной; тем самым отвержение зла стало возможным лишь в форме отвержения мира вообще. Расцвет юродства пришелся на время Стоглава и Домостроя, когда, по мнению Федотова, свобода человеческой личности в наибольшей степени подавлялась (Там же. С. 251, 255). В то же время юродивый оказался единственной фигурой, имевшей моральное право критиковать церковь, ибо он делал это, не нарушая принципа соборности. Чтобы приблизиться к пониманию юродства с церковной точки зрения, можно привести определение Ефима Поселянина, принадлежавшее уже XIX в., язык которого приближен и к современному русскому языку, и к церковно-славянскому: «Юродство есть один из самых тяжелых путей спасения, есть всецелое распинание себя во имя Христа. Юродивый подвергает себя постоянным поруганиям, презрению и ударам, голоду, жажде, зною, всем лишениям бесприютной жизни. Принимая на себя личину слабоумного, странного человека, юродивый полон высокой мудрости, в поступках с виду низких сохраняется дух возвышенный; непрестанно осмеиваемый миром, полон величайшей любви к человечеству, а в бесстрашных обличениях своих имеет в виду назидание и спасение ближних» (Поселянин, 1901. С. 303). В этом определении нет и намека на понятие нормы или медикализированного безумия. Несомненно, что юродивые представляли собой довольно многочисленную и разношерстную массу, однако жития их, по свидетельству многих исследователей, однотипны и трудно различимы (Лихачёв и др., 1984; Иванов, 1994; Федотов, 1999). Поэтому мы просто перечислим характерные черты русского юродства, уже выделенные исследователями на основе анализа житийной литературы (см.: Иванов, 1994. С. 142, 144; Федотов, 1999. С. 256). Чаще всего ее герои днем бегают по городу в рубище или совсем голые; они просят милостыню, а потом раздают ее; их отовсюду гонят, мальчишки кидают в них камнями; иногда богатые люди заботятся о них, но юродивые не признают сытости и ухоженности; они рвут на себе одежду, садятся в грязь, не разборчивы в еде и т. д.; некоторые похабы никогда не разговаривают, другие беспрерывно повторяют какое-нибудь одно слово или вообще несут невнятицу, которая, разумеется, исполнена глубокого тайного смысла, раскрывающегося лишь впоследствии. Если похаб разбивает на базаре крынку с молоком, то потом оказывается, что либо в молоке дохлая крыса, либо сам молочник — нехороший человек. Если юродивый поливает дом водой — значит, будет пожар и лишь обрызганные им постройки устоят и т. д. Хотя пророчества сбываются, и подчас немедленно, часто мудрость святого похаба обнаруживается лишь после его смерти. При жизни юродивый только по ночам позволяет себе сбрасывать личину того, что мы сейчас называем безумием. Тогда он молится, творит чудеса (лежит на углях, ходит по водам, переносится на большие расстояния и т. п.), а когда кто-нибудь случайно застанет его за этими занятиями, грозит свидетелю страшной загробной карой, если тот не поклянется молчать до кончины святого. После же его смерти на могиле начинают твориться чудеса и устанавливается местное почитание 4 . .... Несмотря на то что юродство было популярным явлением в русской жизни вплоть до начала XX в., уже с XVII в. со стороны Церкви и Власти на юродство начались гонения. Постепенно юродивые стали исчезать с официальной сцены. Юродивых больше не канонизируют. С. А. Иванов приводит имена только четырех известных юродивых XVIII в. (Иванов, 1994. С. 150). О причинах последующих гонений можно выдвинуть несколько гипотез. Во-первых, можно предположить, что церковь пыталась упорядочить доступ к святости, настаивая на главенстве доступа к истине через строгую обрядность, и поэтому боролась с альтернативными способами доступа к истине. Юродивые уже не вписывались в поддерживаемый официальной церковью тип уставного благочестия, «обрядового исповедничества» (Федотов, 1999. С. 251), поэтому вытеснение юродства из официальной сферы также выглядит логичным. Во-вторых, гонения можно связать с институциональными изменениями внутри церкви. Мы имеем в виду раскол конца XVII в. и появление в XVIII в. бюрократизированного Синода. В-третьих, обличение власти русскими юродивыми после раскола становилось для власти, ориентировавшейся больше на светские ценности, неудобным и неприемлемым, поэтому поведение юродивых воспринималось менее терпимо. В России XVIII в. официальное отношение к юродству изменялось под влиянием государственных реформ, касающихся различных маргинальных групп населения. Первоначально внимание властей было направлено скорее на водворение общественного порядка — т. е. все, что в принципе не приносило реальной пользы, либо, еще хуже, нарушало общественный порядок и приносило какой-либо вред, становилось специальным объектом внимания власти. Реформы Петра I как бы походя и буквальным образом создали новое измерение юродства — административное. В обществе с четко артикулированной властью, основным принципом жизни которого провозглашалась рациональность, основанная на производстве и собственности, безумие было непростительным грехом не столько потому, что это было плохо, сколько потому, что это было непродуктивно, не приносило никакой пользы. Если ранее юродство наделялось сакральными чертами, то теперь оно приобретало форму праздности. Однако несмотря на все гонения на юродство, XIX в. считается ренессансом русского юродства. Для нас ренессанс русского юродства — это прежде всего дискурсивный взрыв — большое количество как светской, так и церковной литературы, написанной по поводу юродивых. О юродивых писали публицисты, историки, психиатры, этнографы. Не обходили вниманием юродивых и административные органы, полиция, губернские управления. Мы не можем сказать, стало юродивых больше или меньше, насколько изменились их состав и отношение к ним, но ясно одно — в это время о них стали много писать. Григорий Распутин — фаворит последней царской семьи — только один из примеров пристального внимания к юродству. Почему юродство вызвало столь сильный интерес? Возможно, этот дискурсивный взрыв был связан с появлением народничества и интересом к народной религиозности. Но более интересным представляется объяснение, предполагающее, что ренессанс русского юродства связан с тем, что именно в XIX в., с появлением широкого образования и развитием наук, юродство стало возможно описать. Вместо агиографических повторений одной и той же, списанной с византийских житий истории в описании разных юродивых, как это было, например, в XVI в., появляются действительно разные истории. Они разнятся уже даже в агиографических описаниях (можно обратиться к тому же Поселянину), не говоря уже о том, что с развитием науки и государственно-полицейских практик (например, практика изоляции и сбор статистических данных) стали возможными регистрация, наблюдение, сравнение и анализ, и, таким образом, стало возможно появление совершенно иных историй и, как следствие, других объяснений юродства, альтернативных христианскому. Научно-позитивное знание XIX в. стремилось описывать индивидуальные судьбы ( individual cases ) для последующего создания общей, объективной картины, уже не принимая на веру поучительные христианские истории о безумии ради Бога ( a generic case ). Однако несмотря на появившуюся новую систему научного объяснения, описания практического поведения юродивых XIX в. сильно напоминают нам поведение юродивых XVI в. Вот, например, описание действий одной юродивой у Поселянина: «Она бегала по монастырю, бросала камни, била стекла в кельях, колотилась головой и руками о стены. Большую часть дня она проводила в монастырском дворе, сидя или в яме, ею выкопанной и наполненной навозом, или в сторожке в углу... Она была, если одна, в постоянной возне, возьмет платок, салфетку, тарелку, наложит большими камнями и перетаскивает с места на место... Конечно, в этих действиях ея заключался какой-нибудь смысл, какая-нибудь цель...» (Поселянин, 1909. С. 320). Или описание действий другой юродивой, Домны Карловны: «...при народе она и в церкви держала себя странно; переходила с места на место, разговаривала, пела, гасила свечи, переставляла их, некоторые снимала и клала в свои узлы за пазухой, в карманах и прорехах рубища у Домны Карповны были насованы битые стекла, камни, щепки, опилки, кусочки сахара, и все это она раздавала с иносказательным смыслом» (Там же. С. 520). Эти описания отличаются от поучительного перечисления кажущихся бессмысленными действий юродивых XVI в. тем, что они более подробны и детальны. Новые описания также могут содержать в себе оценку, отличную от христианского взгляда, как например работы И. Г. Прыжова (1996), Н. Н. Баженова (1909) или С. В. Максимова (1907), появившиееся в самом начале XX в. Однако вне зависимости от интерпретации речь идет об одной и той же системе практик, обретающих свой смысл в культурном поле православной России. Психиатрия, второй предмет настоящего исследования, сыграла далеко не последнюю роль в судьбах юродства. Основы собственно медицинского (позитивного) восприятия безумия в России были заложены задолго до появления психиатрии, а процесс институционализации психиатрии был долгим, противоречивым и растянулся более чем на сто лет. Специальная психиатрическая литература стала появляться в России только начиная с 1820-х гг. Термин психиатрия пришел в Россию с западной медицинской мыслью и получил распространение параллельно с открытием домов умалишенных и развитием новой области медицинского знания — о душе. Именно к концу XVIII —началу XIX в. в России начали распространяться понятия норма, нормальный, причем наряду со значением обычный, повседневный, привычный, не отклоняющийся от нормы вошло в повсеместное употребление и второе их значение — нормальный человек, т. е. психически здоровый человек 7 , значение, которое уже для современного человека совершенно естественно. Историю восприятия и отношения к тому, что мы называем безумием, в дореволюционной России обычно делили на три периода (см.: Шульц, 1865; Юдин, 1951, и др.). Первый период — период монастырского ухода, хронологические рамки которого отсчитывают с XI в. и до 1775 г . — времени открытия первых доллгаузов. Вплоть до XIX в., пока не вошел в силу процесс секуляризации, православие определяло мировоззренческую картину мира русского человека. Отношение к проявлениям безумия определялось в зависимости от случая, причем чаще всего арбитрами выступали священники (см.: Гальковский, 2000). Второй период, 1775—1864 гг., — от основания Приказов Общественного Призрения до формирования Земств. Дома для умалишенных были организованы по модели немецких домов умалишенных. Система создаваемых домов для умалишенных в это время столкнулась с тремя ключевыми проблемами: отсутствием законодательной базы, отсутствием профессионалов — психиатров, а также традиционным восприятием безумия со стороны общества. В это время были заложены как основы реформирования домов умалишенных (1844-1847 гг.), так и основы профессионального психиатрического образования. Третий период (1864—1917 гг.) считается периодом земской медицины, который характеризуется профессионализацией психиатрии и децентрализацией практик сбора больных. К этому времени как процесс сбора больных, так и концепция лечения душевных болезней были уже в достаточной мере упорядочены, и именно по отношению к этому периоду можно говорить об институционализации психиатрии в России. Строительство хорошо финансируемых и передовых в научном отношении Окружных психиатрических лечебниц (первая, и долгое время единственная, была построена в 1869 г . в Казани) и реконструкция и реформирование старых, центральных лечебниц Москвы и Санкт-Петербурга относятся именно к этому периоду. Проблема, появление которой характерно для века рационализма, — может ли безумие являться сознательным выбором? Наверное, многих наших современников тревожит один вопрос: чем жить в обществе, имплицитно основанном на практиках рациональной инкарцерации, не лучше ли стать открыто сумасшедшим, но свободным? В каком-то смысле вся современная система общественных норм и ценностей пытается оградить нас от этого опасного вопроса. Возможно, последним подвигом юродивых стало не столько обличение царя и мирян, погрязших в грехе, сколько обличение делами (своим сознательным выбором безумия) науки как господствующей системы практик производства истины, — якобы более гуманной, но основанной на отсечении, заключении и рассечении на части всего, что ей противостоит или становится объектом ее специального внимания. отсюда

Yauhen: Аналог юродства существовал и существует и вне христианства. Например, в исламе это дервиши, в индуизме садхи. С точки зрения Системы они ведут себя подобно умалишённым и не вписываются в неё. Но известно, что настоящие дервиши - это люди, сознательно выбравшие путь духовного развития, и в данной форме проходят этап изживания личности, избавления от неё, отречение от всех материальных и ментальных привязанностей. Это необходимый этап для будущего суфия (просветлённого). Тут возникает серьёзный вопрос, насколько Система вправе определять путь развития (или деградации - чем она обычно и занимается) человека. И главное - на каком основании. По какому праву. Во имя чего.


Пушистый: Хорошая тема. Только боюсь что многим не понравится. Юродивый прежде всего ломает стандарты, ломает правила и методики. Просто своим личным примером, самим своим существованием.

Rina: Yauhen пишет: Но известно, что настоящие дервиши - это люди, сознательно выбравшие путь духовного развития, и в данной форме проходят этап изживания личности, избавления от неё, отречение от всех материальных и ментальных привязанностей. Это необходимый этап для будущего суфия (просветлённого). Я думаю, что различие между дервишами и юродивыми на Руси в том, юродивость - это разновидность безумия, в то время как путь дервиша - сознательный выбор. Хотя, конечно, между ними много общего. Мы в соседней ветке писали о Льве Толстом, я на него и сошлюсь. В определениии юродства он писал, что " Юродство - умышленное представление себя худшим, чем ты есть, есть высшее свойство добродетели." Но мне кажется, что это не юродство, а юродствование. А настоящие юродивые (блаженные), это пророки, целители, безумцы т.д. Сошлюсь на пример Ксении Петербужской, Василия Блаженного, Паши Саровской и проч. Я когда-то разбиралась был ли Распутин юродивым, вот и пришлось осваиваивать тему юродства.

Пушистый: Распутин конечно был юродивым.

Pixel: Rina пишет: был ли юродивый Григорий Распутин Распутин? "Косить под" - да, "быть" - нет. Просто прикиньте ментальную силу человека, необходимую для воздействия того уровня которое он оказывал. Практически "на грани магии". Причем в отличие от настоящих блаженных сила сфокусированная, а не просто изливающаяся потоками на всех вокруг. ИМХО естественно.

Пушистый: Дружище Pixel, что бы так оценивать надобно мочь и изливать и фокусировать. Хотя моя фраза для эзотерика никак не звучит. А как она звучит для вас Pixel??

Yauhen: Юродивым обычно присуща некоторая благодать. Распутин был из противоположного лагеря.

6ato: Yauhen пишет: Тут возникает серьёзный вопрос, насколько Система вправе определять путь развития (или деградации - чем она обычно и занимается) человека. И главное - на каком основании. По какому праву. Во имя чего. мне кажется, что каждый временной период развития человечества имеет "своих героев". юродивые, дервиши выполняли свою роль для развития чловека на определенном этапе. если взять нынешнее время, их нет. есть другие.

Yauhen: Думаю, юродство - это не выполнение роли для развития человечества, а личное состояние психики человека. Оно не привязано к какой-то социальной задаче. Дервиши (и садхи) есть и сейчас, и их не так уж мало.

6ato: Yauhen пишет: Думаю, юродство - это не выполнение роли для развития человечества, а личное состояние психики человека. Оно не привязано к какой-то социальной задаче. Дервиши (и садхи) есть и сейчас, и их не так уж мало. 1. Юродство. оно признано как специфическое русское явление, которое активизировалось в определенные периоды развития русского общества, как пишут многие исследователи, в период, когда свобода личности подавлялась в наибольшей степени. (1) Далее юродство стало оказывать влияние на развитие социума: В русской культуре XX - нач. XXI вв. наблюдается особый интерес к древнерусскому феномену юродства, которое как формула протеста и духовного спасения воспринимается уже не как архаичное явление. Современные исследователи склонны видеть черты юродства у авторов начала XX в. в создании текстов и в особом, «знаковом» поведении А. Ремизова5, Вел. Хлебни-кова , М. Волошина , Д. Хармса. Особое звучание юродство получает в советской и постсоветской культуре. «Значительных юродивых в XX веке оказалось едва ли не больше, чем в XIX. В юродивые уходили епископы, как это сделал, например, отец Варнава (Беляев), автор капитальнейшего труда "Основы искусства святости". (2) вышенаписанное подтверждает, что как исконно русское явление, юродство, так или иначе, оказывало влияние на развитие общества. не знаю, если юродство всегда есть психическое заболевание. надо почитать побольше об этом предмете. некоторые, кажется, сознательно выбирали роль юродивого. 2. Дервиши. один пример: известно, что первые дервиши в Турции появились в Анатолии, орден Крутящиеся Дервиши был основан в Конье Руми.-- В средние века дервиши зачастую выступали в качестве руководителей и вдохновителей религиозно-социальных восстаний. В другие времена они проникали в аппарат правительства и оказывали огромное, хотя и скрытое, влияние на действия министров и султанов. Мустафа Кемаль обрушился на дервишей, закрыл их монастыри, распустил ордена, запретил собрания, церемонии и особую одежду. Уголовный кодекс запретил политические ассоциации на базе религии. Это был удар в самую глубину, хотя он и не достиг полностью цели: многие дервишеские ордена были в то время глубоко законспирированы.(3) и по сей день, они, ордена (и не только в Турции) - не очень открыты постороннему глазу. дервишизм связан с суфизмом, т.к. дервиши - приверженцы суфизма. некоторые суфийские ордена настолько вовлеклись в социум и политику, что власти это учитывают. пример: суфийиские ордена Кавказа и Российское правительство. (4) хорошо или это плохо - вопрос отдельный. в средние века, суфии и дервиши в Средней Азии не считали нужным вовлекаться в политику, они сохраняли роль стороннего наблюдателя. дервиши есть и поныне, но они - другие, другая социальная и историческая среда диктует другие правила внешнего проявления дервишизма. хотя, суть - та же, найти любовь Бога. и очень хочется надеяться, что существующие суфийские ордена не забывают про эту суть. (1)тут (2)тут (3)тут (4)тут

Rina: Pixel пишет: Причем в отличие от настоящих блаженных сила сфокусированная, а не просто изливающаяся потоками на всех вокруг. Yauhen пишет: Юродивым обычно присуща некоторая благодать. Распутин был из противоположного лагеря. Распутин был сильно пропиарен черным пиаром, это уже не секрет. Примерно, с 1911-12 года по отношению к нему была настоящая травля. Между тем, личность Распутина уже настолько размыта дневниковым потоком и количеством подложных свидетельств и показаний, что понять что же это за явление, вряд ли представляется возможность. Историк Платонов, например, пишет, о том, что «Многие старики из села Покровского говорили мне, что главным в нем была доброта. “Он был добрый и хороший человек, только какой-то юродивый, не такой, как все”, — рассказывали мне старушки в Покровском.». Распутин по природе был человек широкого размаха, двери его дома всегда были открыты; там всегда толпились многочисленные посетители. Если кто-то голодный приходил и просил есть, у него не спрашивали имени — кормили тем, что было у самих хозяев. Распутин постоянно получал деньги от просителей за удовлетворение их ходатайств и широко раздавал эти деньги нуждающимся и вообще бедным и просящим. Много помогал своим землякам в Покровском. Кому корову купит, кому лошадь, деньги давал на одежду, лекарства. Церковь в Покровском была очень бедная. Он хотел поставить хороший, каменный храм. Собственно, за тем он и прибыл в Петербург. За деньгами для храма. До этого три года носил железные цепи, сидел в яме, потом три года не прикасался к своему телу: не мылся. Но по его словам, понял, что не это главное. Тогда он наложил на себя вериги любви, как сам выражался. Квартира Распутина в Петербурге, где он проводил больше всего времени, по рассказам очевидцев, была переполнена всевозможной беднотой и разными просителями, которые, веря слухам, что он имеет громадное влияние на царя, приходили к нему со своими нуждами.. Распутин редко кому отказывал в просьбе помочь, если видел, что человек действительно в нужде. Большая часть посещений Распутиным разных лиц, связана с приглашениями помочь больному. В этом он, как правило, не отказывал никому. Исцелял молитвами. Чудеса творил с больными. Ну и глубокая вера Распутина в Бога, это тоже установленный факт. Митрополит Вениамин писал, что в сильной энергии религиозности и заключается его влияние на верующих. Он в совершенстве знал Священное писание и много проводил духовных бесед. Это действительно было живое слово. Люди толпами шли к нему за утешением. Я пишу об этом, к тому, что не все так однозначно. И пороков у него тоже хватало, конечно. Наглость запредельная, пьянство и женщины. Как пишут о нем "Похоть, пьянство и молитва". На женщин он имел особое влияние, его отношение к женщинам и породило слухи о юродстве. Был такой церковный писатель Фирсов. Он писал, что половое бесстрастие является завершением подвига юродства. Юродивые приучали себя к бесстрастному обращению с женщинами. Для этого использовали как блудниц, так и обычных женщин. Вот многие и считали, что у Распутина была такая форма юродства.

6ato: Rina пишет: Вот многие и считали, что у Распутина была такая форма юродства. как вам фильм о Распутине? Из серии "Тайные знаки" Распутин -- http://rutube.ru/tracks/850327.html?v=06a67a096d294460da4e77733f18b9e7

Yauhen: А давайте отвлечёмся, взглянем на феномен юродства глазами А.Мешкова и немного посмеёмся. Местами оч-чень в тему говорит. Эссе "Тайна..."



полная версия страницы