Форум » » Дзен » Ответить

Дзен

PA5TOR: Дзэн (иногда неточно дзен, от яп. 禅; санскр. ध्यान дхья́на, кит. 禪 чань, кор. 선 сон) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление чисто японского буддизма, появившегося в Японии в XII веке и перенявшее учение одноимённой китайской школы чань, которая к тому времени почти исчезла в Китае. Японский дзэн претерпел серьёзное развитие и представлен в Японии несколькими школами.

Ответов - 6

PA5TOR: Этимология Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана», означающему «дыхание, сущность, я» объект медитации дзогчен, дзадзен. Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. «тхиен», кор. «сон»), затем, распространившись в Японии — в «дзэн». В настоящее время словом дзэн обозначают как собственно медитативную практику с целью достижения просветленного состояния (дзадзен), так и дзэн-буддизм. История Принято считать, что свое распространение дзэн получил в Китае в V веке н. э. Принесшим это учение Будды в Китай считается индийский буддийский монах Бодхидхарма (в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума), часто называемый преемником 27 индийских Патриархов буддизма, ставший в последствии первым Патриархом дзэн. Бодхидхарма обосновался в монастыре Шао-Линь, считающимся в наши дни колыбелью китайского чань-буддизма. На протяжении 6—8 веков дзэн распространялся на территории Кореи, а затем и Японии. Впоследствии на протяжении веков учение передавалось от патриарха к патриарху, приобретая все больше приверженцев. В настоящее время получило распространение на Западе (Западная Европа, Северная Америка). Символ Энсо Энсо (яп. 円相, энсо:, «круг») — каллиграфический символ в виде окружности, обычно ассоциируемый с дзэн-буддизмом. Считается, что энсо символизирует просветление, силу, утончённость, Вселенную, ничто; считается так же, что этот символ может обозначать «настоящий момент времени». Энсо является, пожалуй, одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо. Многие каллиграфы часами практикуются в изображении энсо, рисуя его каждый день, составляя, таким образом, свой «духовный дневник». Энсо рисуют как в виде замкнутой, так и в виде не замкнутой окружности. Данный символ имеет определённое сакральное значение для дзэн — многие мастера зачастую используют его в качестве подписи на своих картинах. Популярность этого символа привела к тому, что компания «Lucent Technologies» в своё время избрала изображение энсо своим торговым знаком. Слово энсо использовалось компанией «Humanized» в названии серии своих программных продуктов. Краткая суть учения Считается, что дзэну невозможно научить. Можно лишь подсказать путь достижения персонального просветления. Дзэн-буддизм отрицает превосходство интеллекта над чистым опытом, считая последний совместно с интуицией верными помощниками. Главные принципы буддизма, на которых основывается дзэн: * Четыре Благородные Истины: * Восьмеричный путь: Главное отличие дзэн от других ветвей буддизма В Дзен главное внимание на пути достижения сатори уделяется не только (и не столько) Священным Писаниям, и сутрам, а непосредственному постижению реальности на основе интуитивного проникновения в собственную природу. Согласно дзэн, любой человек может достигнуть сатори. Четыре ключевых отличия дзэн: 1. Особое учение без священных текстов. 2. Отсутствие безусловного авторитета слов и письменных знаков. 3. Передача с помощью прямого указания на реальность - особым образом от сердца к сердцу. 4. Необходимость пробуждения через осознание своей собственной истинной природы. Цитаты: "Не твори письменных поучений" "Передавай традицию вне наставлений" "Прямо указывай на человеческое сердце" "Смотри в свою природу, и станешь Буддой" По преданию, начало традиции дзэн положил сам основатель буддизма - Будда Шакьямуни (V в. до н.э.), который один раз поднял перед учениками цветок и улыбнулся («Цветочная проповедь Будды»). Никто, однако, кроме одного человека - Махакашьяпы не понял смысла этого жеста Будды. Махакашьяпа же ответил Будде, тоже подняв цветок и улыбнувшись. В это мгновение он пережил пробуждение: состояние пробуждения было передано ему Буддой непосредственно, без наставлений в устной или письменной форме. Однажды Будда стоял перед собранием народа па Пике Грифов. Все люди ждали, когда он начнет учить пробуждению (дхарма), но Будда молчал. Прошло уже довольно много времени, а он еще не вымолвил ни единого слова, в руке его был цветок. Глаза всех людей в толпе были обращены к нему, но никто так ничего и не понял. Потом один монах посмотрел на Будду сияющими глазами и улыбнулся. И Будда сказал: «У меня есть сокровище видения совершенной Дхармы, волшебный дух нирваны, свободной от нечистоты реальности, и я передал это сокровище Махакашьяпе». Этим улыбающимся монахом оказался как раз Махакашьяпа, один из великих учеников Будды. Миг пробуждения Махакашьяпы случился, когда Будда вознес над головой цветок. Монах увидел цветок таким, какой тот есть, и получил «печать сердца», если применить терминологию дзен. Будда передал свое глубокое понимание от сердца к сердцу. Он взял печать своего сердца и сделал ею оттиск на сердце Махакашьяпы. Махакашьяпа пробудился благодаря цветку и своему глубокому восприятию. Так, согласно дзэн, началась традиция прямой («от сердца к сердцу») передачи пробуждения от учителя к ученику. В Индии от таким образом пробуждение, передавалась в течение двадцати восьми поколений наставников от Махакашьяпы до самого Бодхидхармы - 28-го патриарха буддийской школы созерцания (инд. дхьяна) в Индии и первого патриарха буддийской школы Чань в Китае. Бодхидхарма сказал: «Будда прямо передал дзэн, который не имеет ничего общего с изучаемыми вами священными писаниями и доктринами». Итак согласно дзэн - истинный смысл буддизма постигается только благодаря усиленному самосозерцанию - «смотри в свою природу и станешь Буддой» (а не вследствие изучения доктринальных и философских текстов), и еще «от сердца к сердцу» - благодаря традиции передачи от учителя к ученику. Для подчеркивания принципа непосредственности этой передачи и для искоренения у учеников привязанности к букве, образу, символу многие чаньские наставники раннего периода демонстративно сжигали тексты сутр и священные изображения. Нельзя было даже заговорить о том, чтобы преподавать дзен, поскольку ему нельзя научить посредством символов. Дзен переходит непосредственно от мастера к ученику, от «ума к уму», от «сердца к сердцу». Сам дзен есть некая «печать ума (сердца)», которую не найти в священных писаниях, поскольку она «не основана на буквах и словах» — Особая передача пробужденного сознания от сердца учителя к сердцу ученика без опоры на письменные знаки — передача иным способом того, что не может быть выражено речью,— «прямым указанием», неким внесловесным способом общения, без которого буддийский опыт никогда не смог бы переходить от поколения к поколению. Продолжение следует...

6ato: PA5TOR , Некоторые Знаковые фразы в Дзен --- 1. "застава без ворот" -- cостояние покоя в уме, отсуствия мыслей (Учение Чань) Великий путь не имеет ворот, Тысячи дорог ведут к нему. Тот, кто пройдет через эту заставу, Будет жить вольно - один в целом мире. Умэнь заметит: Тот, кто посвятил себя истине чань, должен миновать заставу патриархов. Прозрение приходит после того, как мысль исчерпает себя и дорога оборвется. Если ты не пройдешь через заставу патриархов и дорога мысли не оборвется, ты будешь томиться, как рыскающие среди трав души мертвецов. Что же такое правда? Это застава патриархов. Одно-единственное слово: "Нет!" Вот что такое "застава без ворот учения чань". Тот, кто пройдет сквозь нее, не только встретится лицом к лицу с Чжаочжоу, но и сможет идти рука об руку с учителями всех времен. Он увидит то, что видели они, и услышит то, что слышали они. Если ты хочешь пройти через их заставу, восчувствуй всеми своими членами, всеми порами тела одно слово "Нет!" и неси его с собой день и ночь. Не думай, что это есть "пустотная полнота", что это есть нечто или ничто. Думать о нем - все равно что держать во рту раскаленный железный шар, который нестерпимо хочется выплюнуть, да выплюнуть нельзя. Если ты решишься до конца пронести его, твое прежнее вредное знание и вредное сознание постепенно очистятся, внутреннее и внешнее сойдутся воедино. Это подобно тому, как немой видит сон. Он знает о своем сне, но не может о нем рассказать. Тот, кто проникнется этим словом, возымеет силу потрясать Небо и двигать Землю. Он уподобится ратоборцу с отточеным мечом в руках. Если на пути его встанет Будда, он убьет Будду. Если дорогу ему преградит патриарх, он убьет патриарха. Он выйдет из круга смертей и рождений. Он будет привольно скитаться в шести сферах мироздания и освободится от четырех способов рождения. Вложи всю силу духа в слово "Нет!" и ни на миг не отступай от него. Тогда ты уподобишься светильнику, озаряющему целый мир. В собаке природа Будды? Ответ дан в самом вопросе. Если ты скажешь "да" или "нет", Ты погубишь себя и лишишься жизни. * http://china.aforism.ru/html/umen-hueykay/00001.htm

Satory777: Обладает ли собака природой Будды? Помниться в "Диком плюще" Хакуина Экаку встречала этот коан. Этот коан почему-то называется "Му" и ответ на него "Му". Видимо потому, что человек задумывается и произносит "Мм..." Изобретательность и желание отыскать лучшие приемы приведения людей к важнейшему опыту, опыту просветления, заставили его составить новые и весьма оригинальные коаны, в число которых входит знаменитый «Звук хлопка одной ладони». Приблизительно к шестьдесят пятому году своей жизни он стал назначать этот коан начинающим ученикам вместо обычного в таких случаях коана о «му»*. * «Обладает ли собака природой Будды?» Ответ: «My».


musha: Му - пустота, ничто. В санскрите "Анатман", то есть отсутствие ощущения своего Я, как субстанции. По-китайски по-просту у. Природа Будды - пустота или шуньята. По-это на все вопросы можно смело отвечать - ничто.

Satory777: musha , спасибо за разъяснение. Теперь понятно, почему МУ.

6ato: Антайдзи принадлежит к японской школе Сото-Дзэн. Мы практикуем дзадзэн и углубляемся в учение Будды, в то время как ведём натуральное хозяйство: ухаживаем за полями, выращиваем рис, косим траву, рубим деревья. Добро пожаловать каждому, кто хочет практиковать здесь вместе с нами. В Антайдзи Дзэн практикуется как естественное выражение повседневной жизни. Дзадзэн и работа являются не просто частью жизни, а полные 24 часа каждого дня, который ты здесь проводишь, должны быть манифестацией Дзэн. Кроме этого Антайдзи не предлагает какие-либо дальнейшие практики, учения, техники медитации или религиозное руководство. Это также не место для изучения дальневосточных тайн, переживание оккультных опытов или же просто для знакомства с японской культурой. Это то место, где ты можешь вести свою жизнь как практику Бодхисаттвы. Хотя ты должен жить в гармонии с другими практикующими, но ответственность за свою практику несешь только ты сам. Никто не будет жить твою жизнь за тебя. Никто не будет вытирать твою задницу за тебя. Очень важно не использовать путь Будды в своих собственных целях, а отказаться от своих идей и бросить себя целиком и полностью в практику пути. Для этого ты должен сам знать основу твоей практики и мотивы, которые привели тебя сюда. Если ты ожидаешь от твоего проживания здесь что-нибудь другое, чем то, что жизнь предлагает тебе в этот данный момент, то будешь, безусловно, разочарован. Поэтому хорошенько подумай, что ты здесь ищешь - не обманывай ни себя, ни других. Наша жизнь состоит из дзадзэн, учебы и тяжелой физической работы, которая служит поддержкой нашей практики. Каждый, кто серьезно относится к чистой практике Дзэн в традиции Догэна дзэндзи, основателя японской школы Сото-Дзэн, может приехать в Антайдзи. Ты можешь оставаться здесь так долго, как хочешь, но из-за снега сюда невозможно добраться между 10 декабря и 25 марта. Не приходи без предварительного контакта с Антайдзи. Тебе необходимо разрешение монастыря до твоего прихода. Проживание бесплатно, но пожертвования принимаются и необходимы, чтобы сохранить Антайдзи. Сайт: http://antaiji.dogen-zen.de/rus/index.shtml Там же: работы Кодо Саваки "Тебе": http://antaiji.dogen-zen.de/rus-kike/kike0.html "Дзэн - самое большое враньё всех времён и народов": http://antaiji.dogen-zen.de/rus-kike2/kike0.html "Мир бездомного Кодо": http://antaiji.dogen-zen.de/rus-hk/hk0.html



полная версия страницы