Форум » » Сходство/различие религий » Ответить

Сходство/различие религий

Satory777: Считается что Истина - одна. Она постижима, но непередаваема словами. "Истину нельзя выразить словами; то, что может быть сказано, не есть Истина." (Пир Инайят Хан) Постигая Истину народы создавали свои религии. Но если Истина одна, то все религии должны иметь сходство и вместе с тем религии различны, из-за этих различий на протяжении веков велись(-тся) войны. Как вы считаете в чем же сходство/различие религий и почему идя разными путями, мы верим в Единого Создателя?

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Satory777: А.А.Накорчевский, А.В.Смирнов ДИАЛОГ БУДДИСТА И СУФИЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА

Satory777: Смена религии. Что за это может быть? В этой статье мы станем задавать один вопрос. А отвечать на него будут представители основных религиозных конфессий России. Некоторые из них входят в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Первая наша тема о тех, кто разочаровавшись в одной вере, перешел в другую. Какие канонические правила действуют по отношению к вероотступнику, сменившему религию? Отец Всеволод Чаплин, заместитель председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата: - За смену веры следует отлучение от православной церкви. Человек ведь сам с ней расстался, так что происходит лишь констатация факта. Ну а самое печальное для отступника произойдет после смерти – вечная жизнь зависит от истинности веры. Хочу заметить, что некоторые бравируют своим вероотступничеством, другие же меняют религию достаточно тихо. Если же человек вновь захочет вернуться в православие, церковь его примет. Для этого он должен покаяться и отказаться от своих заблуждений, осудить их. Церковь может назначить для возвращенца время для покаяния: недопущение к причастию, особое молитвенное правило. Есть специальный чин, которым сопровождается возвращение в веру: богослужение для тех, кто отказывается от ложных убеждений.Мы скорбим об уходящих из нашей религии, и с радостью принимаем всех. Цитаты из Библии: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мрк. 16, 16). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни; но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан. 3, 36; ср. Иоан. 6, 29). Муфтий Равиль Гайнутдин, председатель Совета муфтиев России: - В Коране есть слова, что в религии нет принуждения. Мы должны об этом помнить. Согласно нашему священному писанию, ислам – 3-е ниспослание всевышнего. Что касается первого – это иудаизм, а второе – христианство. Так вот, ислам вобрал в себя некоторые черты этих религий. Любой рожденный изначально привержен к Богу, но многие не могут самостоятельно выбрать вероисповедание. А происходит это в силу каких-то национальных или семейных традиций… Ну а потом у некоторых приходит осознание, что им близка другая вера. Так что, грех совершает не тот, кто с детства воспитан в другой религии, а его родители, сделавшие выбор за ребенка заранее. Конечно, мы не можем спокойно относиться к тому, когда человек уходит из нашей веры. Но неосознанный переход или переход под воздействием давления других людей или удобных обстоятельств, мы так же не можем одобрить. Например, когда человеку ислам просто оказывается удобен. Так же мы не сторонники крайне радикальных мер, когда родственники мусульмане забивают камнями того, кто принял другую веру. Мы никого не призываем переходить в другую религию и не ведем агитационную деятельность по переманиванию в свои ряды. Подчеркну, что нам важен осознанный выбор. Цитата: Коран Сура 2. Корова 104. О, вы, кто верует! (Посланнику) не говорите: "РАйна!" - "Упаси нас (от сего)!", А говорите: "Унзурна!" - "Воззри на нас!" Будьте послушными ему, - Ведь тяжкой будет кара для неверных. 105. Неверные из многобожников И из людей Писания (Святого) Не желают, чтобы на вас сошла Господня благость. Но милостью Своей Аллах одаривает тех, Кого сочтет Своей угодой, - Ведь Он - великой щедрости Владыка! Архиепископ митрополит Тадеуш Кондрусевич, ординарий архиепархии Божией Матери в Москве: - Согласно Кодексу Канонического Права Католической Церкви всякий отступник, полностью отвергающий христианскую веру, а так же еретик, упрямо отрицающий после принятия крещения какой-либо истины, в которую нужно верить верой божественной и католической, или схизматик, отказывающийся впредь подчиняться Римскому Первосвященнику, подлежит отлучению. При этом лица, публично отошедшие от католической веры или от общения с Католической Церковью, и занимавшие до этого те или иные церковные должности, отстраняются от таковых в силу самого права. Рассмотрению подобных проблем посвящены отдельные каноны Кодекса Канонического Права (например, каноны 1364-1366), а так же отдельные статьи и разделы в Катехизисе Католической Церкви. Цитата послание: К Евреям глава 10 «19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21 и имея великого Священника над домом Божиим, 22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. 24 Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. 25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. 26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27 но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28 Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, 29 то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? 30 Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. 31 Страшно впасть в руки Бога живаго!» Главный раввин России Берл Лазар, председатель раввинского совета Федерации еврейских общин России (ФЕОР): - Мы исходим из того, что Бог создал всех людей разными и каждому человеку, каждому народу определил свою миссию в мире. Миссия, которую Он возложил на евреев – соблюдение 613 заповедей. Они упоминаются в Торе. Другим народам Бог велел исполнять 7 заповедей – «заповеди сыновей Ноя». Уже это показывает, что Бог сам определил связь каждого человека с той или иной религией. Если ты родился в определенной вере – ты должен служить Богу на тех путях, которые Он определил для тебя с рождения. Переход в другую веру, на наш взгляд, это нарушение замысла, который был у Бога, когда Он давал жизнь. Ничего хорошего из этого не получится. Поэтому, когда ко мне или другому раввину приходят люди, не евреи, и говорят, что они хотели бы принять иудаизм, мы видим свою задачу в том, чтобы их переубедить и остаться в той религии, в которой они рождены. Если же человек упорствует – что ж, мы рассказываем ему, какой долгий и сложный путь он должен пройти, чтобы принять иудаизм. Обычно это занимает годы. Такое же у нас отношение к евреям, которые хотели бы перейти в другую веру. Мы считаем, что, поскольку Бог сотворил нас евреями, мы должны ими оставаться, и ответы на все наши проблемы можно найти внутри иудаизма. Вероотступничество – это отказ выполнять задачи, которые на нас возложил Бог. Если хотите – это духовная смерть. Поэтому в старину были случаи, когда родители, чей сын ушел от веры своих отцов, совершали траурные церемонии нему. Впрочем, должен упомянуть, что случаи перехода в иную веру в прошлом носили единичный характер. Ведь верующему человеку трудно даже помыслить о том, что он вдруг нарушит волю Бога. Сегодня же те, кто задумал поменять религию, делают это исключительно по незнанию. В прошлом веке господство воинствующего безбожия привело к тому, что большинство людей практически не знают своей религии. Особенно это относится к евреям, потому что нам запрещали учить не только Тору, но и свой язык, на котором написаны Святые книги. В Талмуде таких людей называют «тинокот ше-нишбу», буквально – «те, кто были захвачены в плен в младенческом возрасте». Мы просто должны объяснять им, кто они есть, какую миссию возложил на них Бог и как ее выполнять. Знание, как правило, возвращает к вере всех. Возвращение в иудаизм для отпавшего еврея всегда было легкой процедурой. И это тоже естественно. Ведь мы даже на покинувшего нашу веру продолжаем смотреть как на еврея, сотворенного Богом. Он должен совершить ритуальное очищение в особом бассейне, микве, и просто вернуться к выполнению тех заданий, которые дал Создатель. Библия. Исход, гл. 20: Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, И творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Глава 23. «Когда пойдет пред тобою Ангел Мой и поведет тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, и истреблю их: Не поклоняйся богам их, и не служи им, и не подражай делам их, но сокруши их и разрушь столбы их: Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб твой и воду твою; и отвращу от вас болезни.» Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев, председатель Буддийской традиционной сангхи России: - У последователей буддизма нет особых ограничений по принятию другого вероисповедования, потому что это выбор самого человека и никаких санкций не существует. Если человек при желании переходит в другую религию, это его выбор. Главное в буддизме - придерживаться правильных воззрений, а это: 1. Правильное видение сути бытия. 2. Правильное осмысление сути явлений. 3. Правильная речь. 4. Правильное действие. 5. Правильное поведение. 6. Правильное стремление (в частности того, что направлено во избежание зла). 7. Правильное рассуждение (о теле, чувствах, предмете размышлений и т. д.). 8. Правильное сосредоточение. А также следует избегать сект, которые негативно влияют на общество и на личность. Цитата: Сутра Совершенного Пробуждения. Гл. 1. «Что есть неведение? Благие мужи! С безначальных времен все живые существа подвержены превратным воззрениям, подобны тем, кто заблудился и бродит из стороны в сторону. Они ошибочно принимают четыре великих (первоэлемента) запризнак своего тела, а воздействия теней шести видов пыли полагают за признак своего ума. Они подобны тем, кто страдает болезнью зрения и видит в воздухе цветы и вторую луну, которых в действительности нет". Алиреза Нурбахш, Шейх суфийского ордена Ниматуллахи - Если речь идет о суфийском братстве, члены которого строго придерживаются шариата, то здесь отношение будет такое же, как в исламе. В других братствах более свободное отношение к этому вопросу. В целом, суфизм отличается приятием и открытостью. Суфиям удавалось преодолевать национальные, религиозные, расовые и культурные барьеры. Главное в суфизме - это любовь к Богу и всем живым существам. Ну а конфессиональные отличия здесь не так актуальны. Великому персидскому поэту-суфию Джала ад-Дин Руми принадлежат слова: В этом поиске мудрость и безумие - одно и то же. На пути любви друг и посторонний - одно и то же. Когда ты хлебнешь вина единения, какая у тебя будет вера? - Ты скажешь каждому: "Кааба и храм язычников - одно и то же". Чтобы стать дервишем, последователем суфийского братства, нужно найти его и получить согласие наставника обучать его. Далее, как правило, следует особый обряд посвящения, во время которого передаются определенные инструкции. http://www.sunhome.ru/religion/13580

6ato: Satory777 пишет: ДИАЛОГ БУДДИСТА И СУФИЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА когда-то читала эту статью, мне не понравилась, слишком популистки, и не совсем верный подход, есть неточности. ясно, с самого начала, что авторы имели в виду в ответах суфия, что под Истиной подразумевался Бог, потом в его же ответах Истина стала просто Миром. кроме того, суфизм не отвергает реинкарнацию. да и в ответах буддизма под Истиной подразумевалась Нирвана, Пустота и.т.д. что касается сходства и различий: 1. как-то видела фильм об Иисусе, так там некоторые обряды напоминали исламские. 2. пожалуй два учения: суфизм и бхакти-йога - имеют одинаковую мотивацию: Любовь (к всевышнему) и самое- совершенство.

musha: Satory777 пишет: Как вы считаете в чем же сходство/различие религий и почему идя разными путями, мы верим в Единого Создателя? Это вы так можете сказать с позиции своего нынешнего уровня сознания, а "незатуманенный эзотерической ересью" приверженец любой религии скажет вам, что это заблуждение. Иной же и камнями побьёт. Скажем, буддисты ни о каком создателе речи не ведут никогда и нигде. Индуисты не рассматривают феноменальный Мир как создание, но как иллюзию или майю Брахмы. Иудеи, а вместе с ними христиане и мусульмане действительно говорят о Едином Создателе, но никогда не согласятся с мыслью о том, что они Его одинаково понимают. Они безусловно уверены, что другой воспринимает Истину о Всевышнем искажённо, неверно, а потому богопротивно и греховно. Есть и неоязычество - это вообще осознанная деградация, выбор мифологизированного мировоззрения вместо прямого восприятия, то есть выбор совершенно ложных, инфантильных представлений, возвращающих в однажды отработанный ментальный хлам. Пример такого мировоззрения просмотрел только что у Тамары в соседней теме. В Единого Создателя без оговорок верит тот, чей разум уже превзошёл религиозное отношение к реальности и приблизился к её интуитивному осознанию. Следующий уровень сознания предполагает исчезновение и веры в Создателя, потому что её заменяет постоянное чувство Высшей реальности, чувство Присутствия и как следствие, восторг и блаженство. Само сознание преображается - оно просто знает Истину, но не словами и образами, а уровнем вибраций и отныне так существует - в Истине. В общем человек не верит во Всевышнего, а знает всей своей душой, что вокруг него Сознание, что оно не только в нём, но везде и во всём.

Anshi: А как насчет Трансерфинга? Каждый находит подтверждение своей веры. Я, конечно, не достигла таких высот духовного прозрения, как musha, и остаюсь всего лишь скромным историком философии. Но все, вышеперечисленное - только грани одного. Каждый выбирает тот путь, который выбирает. 6ato пишет: Satory777 пишет: цитата: ДИАЛОГ БУДДИСТА И СУФИЯ О ТОМ, ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА когда-то читала эту статью, мне не понравилась, слишком популистки, и не совсем верный подход, есть неточности. ясно, с самого начала, что авторы имели в виду в ответах суфия, что под Истиной подразумевался Бог, потом в его же ответах Истина стала просто Миром. кроме того, суфизм не отвергает реинкарнацию. да и в ответах буддизма под Истиной подразумевалась Нирвана, Пустота и.т.д. Вообще-то Андрей Вадимович Смирнов, один из авторов диалога - мой коллега...

musha: Anshi пишет: А как насчет Трансерфинга? Каждый находит подтверждение своей веры.Мастерский трансерфинг - это, скорее, не подтверждение своей веры, а реализация намерения. Например, прямо сейчас вы начинаете чувствовать что-то, как уже существующее. Чувствуете, как ваше намерение уже реализуется и в уме остаётся одна доминантная мысль "это происходит" без всяких сомнений и предположений, типа может быть, а может и нет. Вы не говорите, у меня чего-то нет или я хочу что-то в себе исправить - так вы манифестируете дефицит и закрепляете его, но вы совершенно уверены, что необходимое вам прямо сейчас к вам приходит и с вами происходит. Результат будет таков, что вы измените и себя, и условия своего пребывания в трёхмерной реальности. Таким образом, при некоторой тренировке и усердии, вы становитесь Мастером.

Anshi: Спасибо за резюме трансерфинга :) musha пишет: Мастерский трансерфинг - это, скорее, не подтверждение своей веры, а реализация намерения. Естественно. но не только. Если Вы читали Трансерфинг, то помните, в начале Зеланд пишет, что "Многовариантность нашего мира является его первейшим фундаментальным свойством" (с. 28), "реальность имеет бесконечное многообразие форм проявления" (с.29). И наконец: "В пространстве вариантов имеется бесконечное множество линий судьбы для каждого человека. У нас нет оснований обижаться на свою судьбу, потому что нам дано право выбирать. Наша проблема лишь в том, что мы не умеем этого делать. Мир проявляет себя во всем многообразии, как будто создан для того, чтобы удовлетворять любые потребности. Каждый может найти здесь все, что душе угодно. Даже в различных направлениях знания он поворачивается к нам той стороной, которую мы хотим видеть. Например, идеализм утверждает, что мир - это иллюзия, и тот соглашается. Материализм утверждает обратное, и мир опять не имеет ничего против. Люди ссорятся между собой, навязывают друг другу свое отношение к миру, а мир показывает, что все они правы" (с.37) (цит. по: В.Зеланд. Трансерфинг реальности. С-Пб., Изд. группа "Весь". 2006). Вы, musha, видите мир по-своему. И Вы правы. Я вижу мир иначе. И я тоже права. Священник, мулла, лама, шаман - каждый видит мир по-своему, каждый определенным образом взаимодействует с этим миром, и каждый прав. Я видела похороны Патриарха: 9 декабря Так получилось, что мой институт, где я работаю - на Волхонке, напротив Храма Христа Спасителя. И вольно или невольно, но многие знаковые события современной российской жизни проходят перед моими глазами. Сегодня в Храме отпевали Патриарха. В институт я собиралась ехать только после двух часов дня, когда все уже должно было закончиться. Но приехала раньше, около 11-ти. Поразил тихий центр. Вся Волхонка была оцеплена, ни одной машины. Пробегали по своим делам люди. Небольшими группками стояли милиционеры. Суетились телевизионщики, выбирая "точки". Однако уже у Музея Изобразительных Искусств Волхонка оказалась закрытой и для прохода. Милиционеры в плащ-палатках, стоявшие почти сплошной стеной, напоминали издали монахов. В переулках прятались автобусы, военная техника. Мерно бил большой колокол Храма. Весь день лил дождь. Из мира исчезли все краски - только ЧБ и немного темной сепии. У входа в один из особняков на картонке, в тщетной попытке спрятаться под козырьком от всепроникающего дождя, спала насквозь промокшая собака. Каркали вороны. Днем мне надо было уехать на занятия в РГГУ. По идее, к моменту моего возвращения в ИФ, все должно было уже кончится, Патриарха отпеть и увезти в Елоховский храм. Но... Выйдя из метро (Библиотека им. Ленина) я увидела толпы народа. Весь склон у Дома Пашкова был в людях. Все смотрели в сторону Волхонки. И снова иду по Волхонке. Но если утром она была тиха и пустынна, то теперь все тротуары заняты людьми. И вот - процессия. Едут медленно-медленно. Стоит тишина, нарушаемая только "монометром" колокола Храма. В паузах слышны такие же мерные удары колоколов других храмов, затерянных в переулках. Проливной дождь. Тишина. И только тогда, когда процессия уже подъехала к повороту на Большой Каменный мост, кто-то из людей потянулся вслед... Спустя несколько часов улица опустела, но оцепление осталось. В ограде у Музея Частных коллекций белело несколько букетов цветов... Патриарха погребли... И вот что странно: сквозь наш стремительный 21-й век так явственно проглядывали прошлые века, Русь Московская... В те дни вся природа, казалась, весь мир провожал Патриарха - человека с удивительно добрыми глазами. Разве он был неправ в своей вере? Прав, прав, прав! И не нам судить, насколько его вера отражает истинную картину мира. Мы можем лишь выбирать, каким путем идти. Прав язычник? Прав. Прав политеист? Прав. Прав монотеист? Прав. Правы все. И все неправы, когда считают себя "правее". Когда-то Кант правильно заметил, что мы воспринимаем мир как феномен, явление, а "вещь в себе", реальность как она есть остается для нас закрытой границами нашего разума. Возможно, мы можем догадываться о чем-то. Но пока мы здесь, на Земле, мы идем разными путями, иногда сбиваясь, иногда падая, иногда отступая назад. Мы ищем, идем подчас наощупь. Как сказано в одном чаньском изречении, "на Пути нет хоженных троп, каждый, идущий им, одинок и в опасности". И в этом и заключается наша свобода - свобода выбирать и нести полную ответственность за свой выбор.

musha: Зеланда не читал, но приведённые цитаты несомненны. А речь тут зашла не о правоте каждого, а о агрессивной популяризации своей правоты и неприятии правоты другого. Выбор личностью верований и способа описания реальности - её личное дело. В конечном итоге все пути ведут к Истоку. Другое дело, есть пути околичные, длящиеся многие тысячи воплощений. Кроме того, то положительное, что люди приписывают своим вероисповеданиям, на самом деле результат их соответствия своему высшему Я, согласованности со своей истинной природой.

6ato: Anshi пишет: Вообще-то Андрей Вадимович Смирнов, один из авторов диалога - мой коллега.. ваш коллега, наверное, писал от Буддиста...?

PA5TOR: musha пишет: А речь тут зашла не о правоте каждого, а о агрессивной популяризации своей правоты и неприятии правоты другого. Это весьма похоже на утверждение, что "у каждого истина своя". Человек очень зависит от своего сознания. Восприятие человека определяет его действительность. Anshi пишет: Если Вы читали Трансерфинг, то помните, в начале Зеланд пишет, что "Многовариантность нашего мира является его первейшим фундаментальным свойством" (с. 28), "реальность имеет бесконечное многообразие форм проявления" (с.29). Трансерфинг прочитал, все книги. Теория Зеланда очень хорошо объясняет суть многих вещей людям читающим его книги. Должен признаться она мне нравится. Только Зеланд если вы внимательно посмотрите, говорил не о "правоте", а о выборе. Если пользоваться словом "правота", то это означает ставить знак "+" соответствуя чему-то. А плюс всегда противоположен минусу. Это дуальность мира. И благодаря ей происходит дифференциация восприятия людей. Поэтому слово "Выбор" было бы наиболее адекватно в этой ситуации. Недвойственность восприятия, путь ведущий к Брахману.

Anshi: 6ato пишет: ваш коллега, наверное, писал от Буддиста...? За суфия. Он занимается арабо-мусульманской философией.

Anshi: PA5TOR пишет: Если пользоваться словом "правота", то это означает ставить знак "+" соответствуя чему-то. А плюс всегда противоположен минусу. Это дуальность мира. И благодаря ей происходит дифференциация восприятия людей. Поэтому слово "Выбор" было бы наиболее адекватно в этой ситуации. Полностью поддерживаю!

Satory777: Мудры на иконах (к теме о Единстве, о Сути Всех Религий) Архангел Михаил защищает. Жест бесстрашия (абхая-мудра).Это жест поднятой правой руки, устраняющий страх и заверяющий преданных в том, что они находятся под защитой. Иисус с мудрой жизни. Выравнивает энергетический потенциал,способствует усилению жизненных сил. Иисус с мудрой земли.Доверие к себе, а также осуществляет защиту от негативных внешних энергетических воздействий. Помогает при психической слабости Святой Николай и Сергий Радонежский с мудрой земли... Мудра-ключ к открытию сердечного центра Мудра "дворец коммуникации" - ключ к чакре вишудха..Повышает духовность и сознание. http://www.shemeacov.narod.ru/mudra/mudra.htm http://sss.vn.ua/mudras.htm http://www.biotronika.lt/straipsniai_ru/003.php http://probud.narod.ru/symbol/mudras_and_asanas.html

GROM: Да, вот этот жест действительно присутствует как в Христианстве так и в Индусских религиях, что само по себе интересно. Выравнивание энергетического потенциала происходит при совмещении ладоней. Это тоже известный жест. Ладони совмещены перед грудью. И совмещены центры ладоней (точки Лаогун по-китайски) из которых и выходит энергия.

Anshi: GROM пишет: Да, вот этот жест действительно присутствует как в Христианстве так и в Индусских религиях, что само по себе интересно. Возможно, это - еще одно подтверждение связей Античной Европы и Индии, установленных после похода Александра Македонского в Индию. Известно, что многие античные философы, жившие как до н.э., так и в н.э. отправлялись в Персию, другие восточные страны в поисках мудрости и так или иначе знакомились с индийскими религиозно-философскими системами. На византийских иконах эти жесты-мудры часто встречаются. В свое время проводились исследования о роли христианства (в том числе различных "еретических" течений), манихейства и др. учений в становлении буддизма махаяны. Несмотря на значительную географическую удаленность стран, в конце 1 тыс. до н.э. - 1 тыс. н.э. шел активный обмен идеями на всем евразийском континенте. Большую роль в этом сыграл Великий шелковый путь, разные маршруты которого связали Китай, города-государства Центральной Азии, Индию, Переднюю Азию, Аравийский полуостров, страны Средиземноморья. В китайском средневековом трактате "Гао сэн чжуань" (Жизнеописания достойных монахов) часто упоминается, что монахи в своих путешествиях пользовались именно торговыми путями - идя вместе с караванами, они были более-менее защищены от нападений разбойников, коих было немало, легче было переносить все тяготы опасного пути через горы и пустыни.



полная версия страницы