Форум » » Байкал, места силы » Ответить

Байкал, места силы

Satory777: Все мы знаем об уникальном Байкале. Что это самое большое, самое глубокое, самое чистое озеро мира. Вот еще несколько удивительных фактов об этом чуде. Выражаю огромную благодарность Сергею (Серый Волкс), любезно предоставившему свои фото, сделанные на Байкале.

Ответов - 45, стр: 1 2 3 All

Satory777: Сначала об общеизвестном: длина озера – 636 км, ширина колеблется от 25 до 80 км, наибольшая глубина – 1637 метров, площадь – 31,5 тысячи км2, объем водной массы – 23 тысячи км3 (что составляет примерно 20% мировых запасов пресной воды), длина береговой линии – 2 100 км. В Байкал впадает более 300 рек и ручьев, а вытекает одна только Ангара. Более 20 крупных и мелких островов раскиданы по поверхности "моря". На Байкале часто бывают землетрясения – до 2 тысяч (!) раз в год. Но они очень слабые – их могут отметить только сейсмографы. Более сильные катаклизмы случаются раз в 10–12 лет – отмечаются колебания в 5–6 баллов, а один раз в 20–23 года сила толчков доходит до 7–9 баллов. Самые заметные землетрясения за последние 200 лет произошли в 1862-м и 1959 году. В результате 10-балльных толчков 1862 года в дельте Селенги под воду ушел участок суши в 200 км2. Вместе с ним исчезли с лица Земли 6 улусов вместе со всеми жителями. Так образовался залив Провал. А в 1959 году дно Байкала в эпицентре землетрясения опустилось на 15–20 метров. Зимой Байкал покрывается льдом, его толщина порою достигает метра. По льду в 50 см могут перевозиться грузы до 15 тонн, а метровый способен выдержать гораздо больше. Например, в 1904 году поперек озера была устроена железнодорожная переправа. На лед укладывались бревна, на них – рельсы, и по ним конной тягой провозили паровозы. Вес некоторых из них доходил до 65 тонн! Со льдом Байкала связано еще одно грозное и потрясающее явление – иногда он лопается, и на озере образуются трещины протяженностью в несколько километров и шириной в 2–3 метра. При этом звук разносится на многие километры и человеку, стоящему даже очень далеко от образовывающейся трещины, кажется, что лед лопается прямо у него под ногами. Иногда эти трещины, возникнув по неизвестным причинам, по тем же причинам исчезают – лед сходится, и на месте бывшего разлома образуются ледяные торосы, стены изо льда. Район бухты Ая, в воздухе летают ласточки Существует легенда о связи Байкала и Северного Ледовитого океана. Якобы подземная протока соединяет два эти водоема. Легенда порождена нерпой (неизвестно, как это животное попало на озеро) и круговым течением в средней части озера, в которое часто увлекаются рыболовецкие сети. Но разный уровень воды в Байкале и Северном Ледовитом океане свидетельствует против этого, ведь существуй такая протока, он должен был выровняться – как в сообщающихся сосудах. Вид с Приморского хребта Байкал – древний водоем. Геологи считают, что с того момента, как котловина озера стала заполняться водой, прошло 20–25 миллионов лет. Правда, современные очертания Байкал приобрел «лишь» несколько миллионов лет назад. Многочисленная флора и фауна Байкала (насчитывается 2 630 видов) на 60% состоит из эндемиков – таких животных и растений вы не встретите больше нигде в мире. Бухта Ая Большой Байкал На берегах Байкала встречаются удивительные ходульные деревья – они стоят на своих корнях на высоте 2–3 метра над поверхностью земли. Оголение корней происходит в результате выдувания ветрами песчаных почв, но все равно кажется, будто деревья пришли сюда и отдыхают, а потом снова продолжат свой путь. Другие деревья замечательны своим возрастом. Например, в байкальских лесах живут 550-летний кедр и 530-летняя лиственница. Впрочем, в таком прекрасном климате кто хочешь станет жить долго – на Байкале только 37 дней в году не бывает солнца, остальные, независимо от времени года, одаряют жителей и туристов яркими благодатными лучами. Вид на реку Сарма Дельта реки Сарма и о.Ольхон Вокруг Байкала проложено несколько туристических маршрутов, из достопримечательностей следует отметить Кругобайкальскую железную дорогу с 63 тоннелями и инженерными переходами, общая длина которых достигает 6,5 километров, мыс Бурхан, Ушканьи острова. Но, надо сказать, что просто пройтись по берегу озера-исполина – это уже приключение и незабываемые впечатления на всю жизнь. Источник: http://nature.1001chudo.ru/russia_419.html

Satory777: Байкальская вода уникальна и удивительна, как сам Байкал. Она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. В не столь уж и древние времена она считалась целебной, с ее помощью лечили болезни. Весной прозрачность байкальской воды составляет 40 м. Такая высокая прозрачность объясняется тем, что байкальская вода, благодаря деятельности живых организмов, в ней обитающих, очень слабо минерализована и близка к дистиллированной. Объем воды в Байкале около 23 тысяч кубических километров, что составляет 20% мировых и 90% российских запасов пресной воды. В Байкале воды больше, чем во всех пяти Великих американских озерах вместе взятых (22 725 км3). Ежегодно экосистема Байкала воспроизводит около 60 кубических километров прозрачной, насыщенной кислородом воды.

Satory777: Мыс Бурхан (Шаман-скала) Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась камень-храм), расположенная вблизи пос. Хужира, стала своего рода визитной карточкой озера, одним из самых знаменитых ключевых образов Байкала: без ее изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Наиболее почитаемым святым местом на Байкале была пещера в скале этого мыса Шаманка, которой приносили жертвы и давали обеты со времени появления первых шаманов. Мыс Бурхан Первые исследователи Байкала в XVIII-XIX вв. отмечали, что пещера на мысе Шаманка вызывает «особенно суеверный ужас всех прибайкальских бурят, обычай приносить жертвы и давать обеты произошел от этой скалы. Нигде буряты не приносили в таком изобилии жертвы, как у беломраморной скалы Шаманка. От этих обычаев сохранилось множество интересных преданий». Пещера мыса считалась местопребыванием эжина-хозяина Ольхона и свято почиталась местным населением. Никто не имел права близко приближаться к местожительству духа-хозяина Ольхона. Бурханы Двухвершинная скала сложена кристаллическим известняком-мрамором, покрытым яркими лишайниками красного цвета. В ближайшей к берегу скале есть сквозная пещера, особо почитаемая хоринскими и баргузинскими бурятами. Раньше в пещере проходили шаманские обряды, а позже, после ламаизации бурят, в ней находился алтарь Будды. У подножия скалы сохранились загадочный наскальный рисунок и надпись на санскрите. Скала Название скалы Шаманка изменилось, когда среди бурят стал распространяться буддизм. Скалу стали называть Бурхан-мыс – «Бог», «Будда». По рассказам старожилов, в первом десятилетии ХХ века для молебствия около скалы, обычно зимой, приезжали сотни лам из дацанов Забайкалья. Монахи верили, что в пещере мыса живет монгольский бог, переселившийся из Монголии в незапамятные времена, ища спасения, поэтому ламы из всех 34 действующих в Бурятии дацанов обязательно приезжали сюда молиться. Вид на залив Мухур, пролив Ольхонские ворота В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай (Хан Хото-бабай) избрал местом обитания пещеру на Шаманском мысе острова Ольхон. Священная Шаманская скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь нее никому не разрешалось. Сквозная пещера (вход расположен на высоте 481 м над уровнем моря) имеет длину около 12 м, ширину от 3 до 4,5 м, высоту до 6 м. Наиболее удобен вход в пещеру с западной стороны, где имеется предпещерная площадка. Раньше в пещере был боковой коридор, ныне это боковое ответвление завалено обрушившимися камнями. Здесь совершались жертвоприношения духам, мыс был главным местом паломничества верующих бурят всего Прибайкалья. Женщинам запрещалось приближаться к мысу, и они обходили это место за целых 2 версты. Запрет для женщин проходить сквозь пещеру, по одной версии, связан с убеждением древних людей, что присутствие «нечистых и греховных» женщин могло осквернить чистоту священного места. По другой версии, этим запретом оберегали женщин, т. к. считалось, что посещение пещеры может осложнить роды - и потомства не будет. В современной трактовке о сакральных местах такой запрет может быть объяснен тем, что места, где в течение длительного времени веруют и поклоняются, приобретают мощную энергетику, способную воздействовать на человека. Нельзя осквернять священное место каким-нибудь нехорошим помыслом или делом, нельзя появляться здесь в пьяном виде и вести громкий разговор. Это одно из редких мест, которое не было осквернено последующими поколениями. Особенно запрет на посещение этого места касается детей. По убеждению шаманистов, если ребенок от рождения чувствителен и не подготовлен к встрече с духами, скопление большой эмоциональной энергетики и огромное количество духов «призрачного дворца» могут вызвать непредсказуемые последствия. Посещая священное место, надо обязательно помнить, что заклятие древних шаманов всегда было действенным. Не надо осквернять скалы надписями и битьем бутылок, плохими словами и мыслями. Около Шаманской пещеры на скалах сохранились древние надписи на тибетском и монгольском языках. В 150 метрах на восток от Шаманской пещеры на скале из белого мрамора сохранились изображения шаманских бубнов, высеченные людьми ранней поры железного века. За последние годы эти изображения, к сожалению, частично были разрушены при разработке белого мрамора для выжигания извести. С западной стороны на поверхности скального мыса Бурхан имеется природный выход коричневой породы, который на фоне беломраморной скалы читается как рисунок дракона. Всего удобнее рассмотреть это природное проявление зимой, со льда озера. Из путеводителя «Байкал: туризм и отдых»/С.Н. Волков


Satory777: Загадки мыса Рытый (Хыр-Хушун) В центральной части Байкала на западном берегу, напротив самого широкого места Байкала, расположен мыс Рытый. Здесь нет никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходят никакие автомобильные дороги, и здесь нет даже тропы по побережью. Местные жители старательно избегают посещений мыса, именуя это проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много зловещих и загадочных историй, связанных с этой местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и чтобы здесь высадиться на берег нужно специальное разрешение от администрации заповедника. Заповедный режим территории в сочетании с местными запретами посещать проклятое место, сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить вглубь ущелья. Запретные для посещений местности известны с давних времен в мифологии народов разных стран. На Байкале подобной запретной для посещений людьми зоной является священный мыс Рытый, особо почитаемый как бурятами, так эвенками и тунгусами. Сакральное значение мыса для местного населения столь велико, что его ставят в один ряд с легендарной Шаман-скалой (мыс Бурхан) на Ольхоне, по древнему преданию считавшейся призрачным дворцом для самого главного и старшего из тринадцати сыновей божественных тэнгриев, опустившихся в незапамятные времена на землю вершить суд над людьми. Стоит особо подчеркнуть, что мифологическая значимость мыса Рытый для непосвященных сегодня менее известна, чем, например, знаменитый мыс Бурхан на Ольхоне, но территория мыса Рытый остается запретной для посещения и в наши дни, а значит, по поверью местного населения, духи до сих пор не покинули это место. Ни под каким предлогом, ни один из местных жителей, не соглашается не только входить в ущелье, но даже высаживаться здесь на берег. Кроме рассказов очевидцев о необычных явлениях нет никаких реальных научных инструментальных наблюдений. Существует только устоявшееся народное поверье, что это место было проклято и в результате стало опасным для здоровья, находившихся здесь людей. Но, как известно из пословицы «нет дыма без огня», на мысе Рытом до сих пор происходит, что-то необъяснимое, но природа этого воздействия остается до сих пор не понятной для людей. Из путеводителя «Байкал: туризм и отдых»/С.Н. Волков

Satory777: Петроглифы утеса Саган-Заба Утес Саган-Заба. Беломраморный утес Саган-Заба выделяется среди серых скал побережья. Скала расположена в 5 км к северу от Крестовского мыса, и попасть к ней можно с суши на автомобиле. Утес известен большим количеством наскальных рисунков. По словам академика А.П. Окладникова, «петроглифы Саган-Забы - подлинная жемчужина древней культуры и искусства народов Восточной Сибири. По композиции, манере письма и разнообразию сюжетов они самые сложные из всех известных наскальных рисунков на всем пространстве от Урала до Тихого океана». Наскальные изображения, открытые в 1881 г., сильно пострадали от времени. В 2-3 м от кромки воды на мраморной скале уцелело лишь пять фрагментов прежних больших композиций рисунков. Специалисты считают, что самые древние из них относятся к новокаменному и бронзовому векам (конец II тыс. до н.э.). Петроглифы Саган-Забы Фигуры выполнены точечной набивкой, процарапаны на камне или нарисованы краской - охрой. Наскальный иконостас Саган-Забы включает изображения древних танцующих шаманов, увенчанных рогами, с поднятыми вверх руками, бегущих оленей и лебедей. Рисунки получили мировую известность. Древний человек считал себя кровно связанным с определенным зверем или птицей, от них он вел свое происхождение. Предания гласят, что каждый бурятский род происходит от своего тотемного животного или птицы. У эхирит-булагатов это был бык, у ольхонских бурят - орел, у хоринского племени - лебедь. Поэтому на петроглифах Саган-Забы можно встретить изображения мифических прародителей - птиц, лебедей. В древние времена буряты совершали здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями. По преданию бурят, на местность Саган-Заба опустились Бурал Саган-нойон с женой Буга саган хатан (Седовласый господин и Белая госпожа), сделали на скале свой зураг (рисунки) и поселились здесь. Расположенное здесь древнее шаманское святилище является одним из крупнейших святых мест на Байкале. Чтобы как-то ослабить влияние шаманства, монахи из Посольского монастыря в устье р. Селенги в начале XVIII столетия выбили на скале Саган-Заба два больших креста. Наскальные изображения на скале Саган-Заба. На западном склоне пади имеется грандиозная карстовая воронка диаметром до 40 м. С ней, возможно, связаны легенды о таинственной шаманской пещере и золоте, спрятанном в ней китайцами, которое они не смогли переправить через Байкал на верблюдах и вынуждены были зарыть. Вход в пещеру до сих пор неизвестен, а упоминания и описания можно отыскать в книгах 20-х гг. Вершина утеса носит ярко выраженные карстовые следы: многочисленные засыпанные воронки, пар из щелей, который можно наблюдать в морозные дни, наличие волноприбойных пещер и щелей внизу утеса. В отдельные щели можно проникнуть только зимой, легко проскальзывая по льду. Внутри можно встать во весь рост и увидеть в белом мраморе интересное монолитное образование в форме столба черного цвета, уходящего вверх, в скалу. Другая большая волноприбойная пещера расположена к югу в скале недалеко от рисунков. Попасть к ней можно только по воде. Существуют предания, что в ней также выполнялись шаманские обряды с жертвоприношениями. Из книги П.П. Хороших «По пещерам Прибайкалья»: «Пещера находится на вершине скалы и имеет узкое входное отверстие. На глубине примерно 10 метров пещера представляет собой большой темный зал, из которого по сторонам отходят горизонтальные коридоры. Один из более широких коридоров кончается глубокой ямой, книзу расширяющейся. На гладкой поверхности скалы Саган-Заба, обращенной в сторону Байкала, на площади около 40 м2, сохранились рисунки, высеченные людьми поздней поры бронзового века. При высекании фигур древний художник при помощи острого орудия пробивал верхнюю, более темную корку гладкой поверхности мраморовидного известняка и достигал нетронутого белого цвета породы, поэтому высеченные фигуры своим белым цветом заметно выделяются на общем фоне скалы. На скале высечены всадники на лошадях, фигуры различных животных (лоси, маралы, козы, северные олени и др.), человеческие фигуры в различных позах, изображения лебедей и др. рисунки. По своей композиции и сюжету рисунки на скале Саган-Заба наиболее сложные из всех известных наскальных рисунков Прибайкалья. Туристы, посещающие скалу Саган-Заба, в щелях ее часто находят старинные монеты, волосы, полоски материи, которые ранее клали буряты-шаманисты в качестве жертвоприношений «духу - хозяину скалы». Из путеводителя «Байкал: туризм и отдых»/С.Н. Волков

Satory777: Чивыркуйский залив Чивыркуйский залив площадью около 300 км2 образовался на месте поперечного разлома в Баргузинском хребте, отделившего от хребта гористый полуостров Святой Нос. Поэтому восточные и западные берега залива сложены древними кристаллическими породами, гранитами. Они высоки, глубоко расчленены, имеют множество бухт, полуостровов и мысов, а южный берег низменный, насыпной, образованный относительно недавно наносами р. Баргузин. Название Чивыркуй происходит от бурятского «шэбэр» – «чаща, густой лес, заросли», «шэвэрхуу» - «заросший густым лесом». Пологие берега залива густо заросли лесом и имеют множество бухт и живописных мысов. Глубина большей части залива не превышает 10 м, поэтому воды его хорошо прогреваются, достигая в начале августа температуры +19...+22 °С, а в бухте Крутой и у с. Монахово - +22...+23 °С. В бухтах Чивыркуйского залива часто встречаются песчаные пляжи. Благоприятные условия для отдыха привлекают сюда большое количество туристов. Хорошая рыбалка. Обилие клюквы и черники на восточном берегу залива. Вдоль берега Баргузинского залива тянется серия песчаных валов. Их насчитывается более 200. Высота валов не превышает 1-1,5 м над уровнем озера. Среднее расстояние между гребнями валов меняется примерно от 20 до 50 м. Углубления между валами обычно заняты озерами, болотами. Сами валы во многих местах поросли сосновым и смешанным лесом. Бухта Змеиная в Чивыркуйском заливе Бухта Змеиная славится своими источниками, которые изливаются в нескольких местах на суше и под водой. Свое название источник получил из-за неядовитых полозов, которые тут иногда появляются. На месте выхода источника построен деревянный сруб для купания. Рядом с основным каптированным деревянным срубом источника у кромки воды имеются еще 4 грифона среди галечных донных отложений, температура воды в которых колеблется от +28 до +34 °С. Вода гидрокарбонатно-сульфатно-натриевая, общая минерализация 0,5 г/л с запахом и привкусом сероводорода, с содержанием фтора от 10 до 23 мг/л. Местное население использует источник для лечения радикулитов и болезней опорно-двигательной системы. Летом на источнике бывает много туристов. Зимой вокруг источника снега нет, он тает на теплой земле, а между кромкой льда и теплой землей в незамерзающей воде обильно размножаются цветные водоросли. Из путеводителя «Байкал: туризм и отдых»/С.Н. Волков

6ato: Satory777 , Спасибо большое! Такой подробный рассказ, как будто сама побывала там.

Пешеход: В 2005 году довелось побывать на Байкале. Тогда же написал статью в городскую газету. Хочу поделиться и с вами, поместив статью с небольшими дополнениями. Итак: "Хождение за три региона" "Хождение за три региона" Услышал недавно по телевизору шутку про машину "Ока": "Два часа позора, и я на даче". Хочется реабилитировать эту замечательную машину. Дело в том, что у моего друга Сергея как раз "Ока" и мы на ней неоднократно ездили на Алтай и в Омск. В этом же году добрались до Байкала и Бурятии, а это три тысячи километров в один конец. Как же нас туда занесло? Получили письмо от друзей из Иркутска с приглашением в летний лагерь на Байкале с участием в факельной эстафете "Всемирного бега дружбы" на остров Ольхон. Решились проложить новый маршрут. Не скажу, что машина совсем не ломалась, но надолго нигде не застревали. К лагерю на западном берегу Байкала, напротив острова Ольхон, прибыли на третий день пути, к ужину. Надолго запомнятся эти первые пять дней на «славном море». Встреча с друзьями, новые знакомства, поход в горы – на ледник (вернее снежник), встреча рассвета на берегу, факельная эстафета по Ольхону, «пещера отшельника», купание в теплейшей воде. ...Для того чтобы встретить рассвет, нужно встать часа в четыре, долго идти в предрассветном сумраке. И вот все пришли, сели лицом на восток, ждем. Над поверхностью воды все более розовеет. Почти ощутим момент касания светилом линии горизонта. Впечатление такое, что с восходом возрождаются, расцветают и крепнут все надежды на лучшее. Другое впечатление о беге дружбы, когда бежишь с факелом и приветствуешь все вокруг: водителей на дорогах, жителей в деревнях и поселках, эту землю, эти горы, траву, деревья, ручейки, насекомых, птиц и животных, седой Байкал и священный Ольхон. Одно осознание, что тысячи людей по всему миру - в Америке и Европе, Азии и Африке, России и Австралии - бегут сейчас с этим олимпийским символом мира и дружбы, наполняет тебя верой в грядущее единство человечества. И символичен финиш у скалы Шаманка, священного места с древнейших времен. Вообще, эта скала (мыс Бурхан) удивительное место. Сакральное для шаманистов и буддистов. В древние времена только главный шаман, раз в год, мог зайти в пещеру этой скалы для совершения особого обряда. А для ламаистов это девятое по святости место во всём буддистском мире (по словам одного товарища из Читы). Я и не знал всего этого, но глубочайшее чувство покоя, с первых минут - личное переживание. Покоя настолько глубокого – почти осязаемого, что поколебать его не могла даже моя активная внешняя деятельность, я там по всей окрестности бегал – на видео снимал. А купание! В Малом море - заливе между Ольхоном и материком - вода в августе теплая, хоть не вылезай. И, конечно, дети так и пытаются делать. Но бдительные мамаши начеку. Еще запомнилась "пещера отшельника". То чувство спокойствия и отрешенности от мира, поднимающееся из глубины сердца. И желание хотя бы на несколько дней примерить на себя эту роль. Но нет, холодные ночи, комары, поток туристов. Может быть, когда-нибудь… потом... "Пещера отшельника" снаружи и изнутри. В общем, вся эта неделя пролетела как один большой день радости. А дальше опять дорога: Иркутск и путешествие вдоль южного и восточного берегов Байкала. Тут свои памятные вехи. Поверив старому путеводителю, остановились в устье реки Утулик, якобы любимом месте отдыха жителей города Байкальска. Похоже, они отдыхают тут всем городом и круглый год. Ощущение сплошной большой стоянки, забитой машинами, палатками, кострищами, мусором. Громкая музыка. Все это с приправой из мелкого дождика. И как неожиданный дар - чудесные видеосъемки на рассвете: птичий базар на берегу, просто замечательный спокойный двойной накат небольших волн, рыбак в лодке. Смотришь на него с уровня земли, и полное ощущение, что он плавает по линии горизонта и удит рыбу из-за этой линии. Совсем другой характер Байкала у Переемной. Огромные волны, настоящие валы. Весь усеян неохватными стволами деревьев, цепляющимися за берег корявыми корнями и ободранными кронами. И только здесь, на берегу, находят камушки исключительной белизны, может, мраморные, обточенные в природной мастерской. Следующая веха - с детства знакомое: "Эй, Баргузин, пошевеливай вал..." Сильный ветер с каплями начинающегося дождя на Баргузинском заливе. При этом очень теплая вода, в которой можно прятаться от холодного ветра. Я не удержался. Незабываемо. Мягкий мелкий песок очень полого уходящий в воду. Довольно большие волны зарождаются далеко от берега и стройными вереницами с белопенными вершинами набегают на тебя нескончаемой чередой. Когда заходишь, чувствуешь себя этаким богатырем, грудью встречающим трудности. А на обратном пути волны мягко опрокидывают заигравшегося богатыря. С берега выглядит впечатляюще, а на самом деле совершенно безопасно, и даже дети, те, что постарше, спокойно ныряют в этом благодатном месте. Последняя стоянка - на берегу рядом с поселком Турка, с ударением на "а". Многие десятки километров свободных крупнопесчаных пляжей. Ближайшие соседи справа и слева - на границе видимости. Вода похолодней, чем у Баргузина, но купаться вполне можно, так как лето теплое. Последние сутки небо наконец очистилось от туч, и "славное море" попрощалось с нами изумительной красоты закатом. Это трудно описать словами. Волна набегает на пологий песчаный берег и расстилается тончайшим водяным покрывалом, на котором пляшет живой огонь финиширующей закатной дорожки. Солнце медленно и величаво закатывается за горы острова Ольхон, который мы видим уже с восточной стороны. Если рассвет - это надежда, то закат весь пропитан покоем и гармонией. Будто вместо воздуха - покой. И мы вдыхаем его, видим, слышим и впитываем через кожу. Сергей заиграл на флейте. Просто нет слов. Бездонное небо, луна, звезды, потрескивает костер, рокот прибоя, флейта... Перед возвращением домой решили заехать к друзьям в Улан-Удэ, на концерт музыкальной группы "Ладья надежды". Лет несколько назад эта группа выступала и у нас в городе. А перед концертом, совершенно неожиданно для себя, мы вместе с музыкантами попали в знаменитый Иволгинский дацан (монастырь-университет). Главный центр притяжения дацана - нетленное тело ламы Итэгилова. Когда читал об этом в прессе, не думал, что будет возможность убедиться лично. В самом деле, это оказалось не так просто. Открытого доступа к телу нет, нужно разрешение хамбо-ламы (главный буддист Бурятии). Нашли мы его на стройке нового храма. Причем он там явно не только распоряжался, а, как мне показалось, месил раствор. Пришлось вежливо кричать ему туда на второй этаж о нашем желании. Как-то он оттуда разглядел или почувствовал, что мы не просто любопытствующие, а скорее паломники, и разрешил. И вот санбо-лама, то ли заместитель, то ли завхоз, ведет нас, по пути отвечая на вопросы. После совершения какого-то минимума положенных ритуалов нас завели на второй этаж храма, похожего на пагоду. Здесь в стеклянном шкафу (не холодильнике) в позе медитации и сидит лама. Дверцу шкафа открыли, немного раздвинув одежды, нам показали кожу на ноге, через полу халата разрешили положить руку на колени. Впечатление обыкновенного тела. Если бы не подвязанная челюсть, можно подумать, что человек в медитации или просто спит сидя, никакого запаха. Вернее, пахнет, если можно так выразиться, какой-то сухой энергией. Вообще впечатление странное, словами трудно выразимое. Вот теперь убедились лично, и что с этим делать?.. После такого визита концерт прошел замечательно. А поутру - в родную сторону. Что же осталось? Непреходящее впечатление, что Байкал - живой и очень мудрый, показал себя с разных сторон, кроме грозной, был очень милостив к нам. Остался сувенир - почти двухкилограммовый кирпич настоящего плиточного чая. Осталась закваска тибетского молочного гриба - подарок бурятских друзей. Осталось около сотни фотографий, видеосъемки. Теперь уже видеофильм "Дар Байкала" в виде подарка себе на день рождения, показанный в клубе "Солнечный путь", который я веду в библиотеке имени Гоголя. Осталось желание вернуться сюда еще. Осталась уверенность, что так оно и будет. Такая вот статейка. Отзывы приветствуются. Можно и просто поговорить.

Пешеход: Что то с фото встречи рассвета и последнего заката случилось, не вижу их, попробую продублировать дополнительно: "Встреча рассвета" ...Для того чтобы встретить рассвет, нужно встать часа в четыре, долго идти в предрассветном сумраке. И вот все пришли, сели лицом на восток, ждем. Над поверхностью воды все более розовеет. Почти ощутим момент касания светилом линии горизонта. Впечатление такое, что с восходом возрождаются, расцветают и крепнут все надежды на лучшее. "Последний закат на берегу Байкала" Это трудно описать словами. Волна набегает на пологий песчаный берег и расстилается тончайшим водяным покрывалом, на котором пляшет живой огонь финиширующей закатной дорожки. Солнце медленно и величаво закатывается за горы острова Ольхон, который мы видим уже с восточной стороны. Если рассвет - это надежда, то закат весь пропитан покоем и гармонией. Будто вместо воздуха - покой. И мы вдыхаем его, видим, слышим и впитываем через кожу.

Satory777: Спасибо, Пешеход за интересную статью и фотографии. Здорово, ты даже ламу Итэгилова видел! Как думаешь, может он в самадхи и еще может вернуться в свое тело? Я к сожалению на Байкале еще не бывала, но очень хочу. Вообще с удивлением замечаю в последние годы, что на пляжный отдых "за бугор" меня совсем не тянет, а вот посмотреть удивительные просторы своего края очень хочется. Особенно скральные места. Скажи пожалуйста, раньше женщинам запрещалось ходить на Шаманку, а сейчас что шаманы Бурятии говорят, ведь сейчас все туда ходят?

PILOT: Спасибо Пешеход за интерессный рассказ! Пять лет моей жизни были тесно связаны с Байкалом и Иркутском. Воспоминания так и нахлынули Фотография Шаман камня висит у меня в комнате как икона

6ato: Пешеход , спасибо за интересный рассказ! интересно, есть ли змеи в Пещере Отшельника?

Пешеход: Спасибо друзья! Рад, что статья вызвала интерес, вот соберусь с мыслями, отсканирую или захвачу с видео какие нибуть фото-кадры и расскажу про свои пешеходы по Алтаю - любимому месту путешествий. Satory777, да ламу Итэгилова видел, даже прикоснулся (через одежду). Друзья-буряты из Улан-Удэ говорили, что нам очень повезло, они там живут и то такого не случалось. Доступа к нему тогда не было, только буквально несколько раз в году всем желающим разрешалось пройти мимо этого стеклянного ящика. Теперь может что то изменилось, должны были достроить тот храм, на строительстве которого мы застали Хамбо-ламу. Этот храм как раз предназначался для Итэгилова. Насчёт возвращения его сознания в тело ничего сказать не могу, разговаривали с монахами в дацане, они к этому довольно спокойно относятся - говорят если это для чего то будет нужно, то всё может быть. Смотрел фильм, с комментариями учёных, так они по результатам исследований говорили, что никаких изменений в тканях не обнаружили. Вообще импонирует спокойное, без придыханий, отношение ламаистов-монахов к этому феномену. Насчёт Шаманки, да, сейчас никаких ограничений в посещении нет - ходят все и женщины и дети, кто то даже ставит палатки рядом и ночует. Но за два посещения (в 2003 и 2005) я не видел там ни одного местного бурята. И на подходах к скале стоит довольно большой плакат с призывом уважать местную святыню. Сама пещера, если посмотреть на фото в твоём сообщении, находится у левой вершинки, там куда подходит каменная осыпь. С этой стороны выход почти вертикальный, поэтому заходят обычно с другой стороны (пещера сквозная). Что говорят шаманы не могу сказать - не встречал там ни одного. PILOT я рад, что сумел всколыхнуть воспоминания о столь чудесном месте. 6ato, а змей я на Байкале ни разу не видел и даже баек не слышал. Вот комары там летали, хотя всё равно была мысль преночевать там последнюю ночь, но что то не решился. Кстати хочу рассказать продолжение про Остался сувенир - почти двухкилограммовый кирпич настоящего плиточного чая. Половина этого кирпичика (мы с Сергеем разрубили пополам) до сих пор служит мне добрую службу в походах. Я почти в каждый поход отламываю кусочек этого грубого, с веточками, зелёного чая и завариваю с травами (ну с баданом, курильским, смородиной, да что попадётся), а если еду готовить не охота, то добавляю ещё топлёного масла, сгущёного молока, ячменной муки (сам делаю) по тибетскому рецепту (в книгах Дэвид-Нэель вычитал), только соли не добавляю (по рецепту ещё соль надо). Мука (тсампа) делается так: берём перловую крупу (я брал старорусскую, вроде) прожариваем на сковородке (обязательно) до коричневого цвета, постоянно помешивая, чтобы не подгорела снизу и была прожарена равномерно. Уже это поджареное зерно можно есть, вместо семечек (хотя тут лучше брать пшеничное зерно) это я тоже в книге вычмтал "Путешествие в тайную Индию" Поля Брантона. Но вернемся к нашей поджареной перловке (а перловка и есть ячмень), теперь осталось только смолоть её на кофемолке, можно в мелкую крупку, можно в муку. Всё, тсампа готова - можно идти в поход. Плиточный чай из-за своей грубости не заваривается, а кипятится. Можно попробовать и с обычным зелёным-листовым, не в пакетиках. Я свой плиточный расходую экономно - когда ещё попаду в посёлок Турка (с ударением на а), где мы этот кирпичик купили (кстати в единственном месте на Байкале).

Пешеход: В самом дацане не снимал, я в основном медитативные фильмы о природе делаю, только в этом году пробую документальные помонтировать, но вот захватил пару кадров из тех съёмок. Иволгинский дацан Впечатление от встречи с телом ламы действительно сложно описать словами. Помнится очень чёткое ощущение присутсвия какого-то поля, напрядения, каких то очень тонких вибраций, причём именно статичного поля, не потока. И какой-то неосознанной уверенности, что не нужно обращятся с внутренней просьбой о житейских проблемах. Но опять же была непонятная уверенность в помощи усилиям в самопознании. Раньше не задумывался, но вот сейчас кажется, что за эти три года как-то резко убыла способность верить любым авторитетам просто на слово (без исследования), а так же пересказывать что то, в чём сам не уверен. Собственно это сильно повлияло на общее лицо клуба ("Солнечный путь"), организованный более 10 лет назад. Вот сейчас подумалось - может в этом и была помощ?

6ato: Пешеход пишет: от сейчас подумалось - может в этом и была помощ? cпасибо, что поделились. вполне возможно...в любом случае, вам и клубу удач!



полная версия страницы