Форум » » Алтай, места силы. » Ответить

Алтай, места силы.

Satory777: Я хочу начать цикл материалов о моей любимой Сибири. Воистину, одной из жемчужин Сибири является Алтай. Сразу поясню, что административно территория Алтая делится на Алтайский край, столица-Барнаул и Республика Алтай, столица- Горно-Алтайск. Но весь Алтай славится первозданной завораживающе-прекрасной природой, различными природными зонами - тайга, альпийские луга, степи и полупустыни, ледники и горы. Именно поэтому сюда стремятся поклонники экологического туризма и просто романтики. Следы древних тюркских культур придают особый мистический колорит местной культуре. Здесь и курганные захоронения, и каменные изваяния (Бал-Балы) и наскальные рисунки (петроглифы). Территория Алтая считается некой открытой энергетической чакрой Земли, что-то наподобие сахасрары (темечка) у человека или энергетического сердца. Здесь много мест силы- особых пересечений энергетических потоков земли, которые обладают целебной силой. Алтай хранит много тайн, например, при раскопках кургана на плато Укок в 93 году была обнаружена в вмерзшая в линзу льда мумия женщины этнически не принадлежащая к коренным тюркским народам, населяющим Алтай. Находку сразу окрестили Скифской принцессой. А нашумевшая находка «геоглифов» - гигантских рисунках на земле, аналогичным узорам в пустыне Наска... Не зря сюда, вслед за Рерихами, стремятся люди интересующиеся мистическим и непознанным. Алтай - безусловно одно из красивейших мест на земле - уголок чего-то прекрасного и чистого, наполняющий сердце радостью, а тело силой.

Ответов - 76, стр: 1 2 3 4 5 6 All

Satory777: PS. На озерах мы встречали и эдельвейсы, но о них я расскажу потом и покажу фото, т.к. много эдельвейсов я встретила в другом месте - в окрестностях водопада Ширлак (Девичьи слезы). Об этом и о посещении сакрального места алтайцев Калбак-Таш, позже.

Rina: Satory777 , спасибо за фото. Satory777 пишет: Тем, кто вслед за мной захотят повторить такое путешествие (исходная точка - село Элекмонар) надо быть готовым к 50км горного бездорожья +25км конного маршрута+8км пешком, экскурсия однодневная и очень утомительная, Ты героиня. Я на такой подвиг не способна. Люблю когда тепло, сухо и не дует. Жаль, что погода вас не баловала. Satory777 пишет: На озерах мы встречали и эдельвейсы, но о них я расскажу потом и покажу фото, т.к. много эдельвейсов я встретила в другом месте - в окрестностях водопада Ширлак (Девичьи слезы). Об этом и о посещении сакрального места алтайцев Калбак-Таш, позже Ждем. И рассказа о том, почему водопад так называется.

6ato: Satory777, а продолжение будет? Satory777 пишет: +25км конного маршрута впечатляет.

Satory777: 6ato пишет: а продолжение будет? Будет. Запощю в субботу. Самое трудное-выбрать фотографии, ужать, залить-требуется время. Всё некогда было.

Satory777: Извиняюсь за задержку с путевыми заметками. Отгоняя лень, продолжаю свой рассказ о летних путешествиях по Горному Алтаю. Все фото кликабельны и увеличиваются. Еще в прошлом году хотела съездить на экскурсию в урочище Калбак-Таш, сакральное для всех алтайцев место. Экскурсию там в прошлом году проводила потомственная камка (кам- по-алтайски шаман).Очень хотелось с ней познакомиться и пообщаться, но увы в прошлом году не удалось съездить из-за отсутствия времени, а в этом году экскурсовод был уже другой, тоже коренной алтаец Амыр, студент исторического факультета Горно-алтайского Университета. Но обо всем по-порядку. Ранним утром мы выехали на экскурсию, дорога лежала по Чуйскому тракту, пересекала у села Усть-Сема красавицу-реку Катунь (что означает «Госпожа»). Экскурсия долгая примерно 600км туда-обратно, но в пути нам было не скучно, т.к. с нами была экскурсовод-историк, которая рассказала нам очень много интересного: алтайские легенды, исторические факты, показывала иллюстрированные книги, карту, в общем видно, что человек очень увлеченный своим делом, любящий родной край. Путь наш лежал по живописным берегам вдоль реки Сема. Здесь нам повстречались пасущиеся маралы и зубры, их конечно же разводят, маралов- из-за из ценных рогов(панты), а зубров местные фермеры тоже решили разводить вместе с коровами. Фото из окна машины( через стекло): Зуб дракона (белый):

Satory777: Также нам встретилось место поклонения бурханистов (последователей новой веры возникшей на основе буддизма, христианства и традиционного языческого шаманизма). На фото, которое я сделала из окна машины виден флаг к нему привязываются веревки с флажками (как в буддизме), место вокруг флага выложено камнями на подобие кургана. Бурханисты приносят в дар Белому Бурхану только белое-молоко, сахар, хлеб-соль. Справка из Википедии: Бурханизм — новая религия откровения, зародившаяся и распространившаяся на Алтае в начале XX века. Бурханизм (от слова Бурхан, обозначающего бога или Будду в языках региона) алтайцы называют «белой» или «молочной» верой, в противопоставление шаманизму — «черной вере» и направлениям тибетского буддизма, именуемым в регионе по цвету одежд «жёлтой» (гэлугпа) и «красной» (предшествующие школы тибетского буддизма) верой. Проповедники Ак-Дьанг — ярлыкчи отвергали черных духов и контакты с обитателями подземного мира, поклонялись только «белым» покровителям и почитали верховное божество Юч-Курбустан. В основе бурханизма лежали элементы исторических мифов, вера в мессию. Официальным становлением бурханизма явились алтайские моления в долине Теренг в Усть-Канском аймаке в 1904 году (ныне Усть-Канский район Республики Алтай). Подробнее о возникновении бурханизма о духовной жизни Алтая в XX-XXIв.в. можно прочесть здесь: http://www.archipelag.ru/authors/filatov/?library=1828

Satory777: Далее был подъем через Семинский перевал. Высота над уровнем моря - 1717 м. 583 км Чуйского тракта. На Семинском перевале небольшая остановка минут на 5-7, если в долине температура воздуха была около 20С, на перевале - не больше 10С, хмурое небо пронизывающий ветер. Одинокие торговцы продавали сувениры, шишки и алтайский копченый сыр из кислого кобыльего молока (как он называется не помню, но всю технологию приготовления мне охотно рассказал.алтаец, продающий сыр, в общем там варианты- или ставить бражку или варить сыр, он предпочитает сыр.) Задубев на открытом всеми ветрам перевале, мы поспешили нырнуть в наш Рафик и поехать дальше. Семинский перевал с особенностями природы оказался наиболее благоприятным местом для организации спортивной базы олимпийского резерва России, для тренировки биатлонистов востока страны. Спустившись с перевала путь лежал через Онгудайский район, вдоль горных рек Большой и Малый Ильгумень. Здесь мы также сделали привал у реки Б.Ильгумень и устроили «завтрак на траве» пока нашу машину заправляли.

Satory777: Далее мы поднялись на перевал Чике-Таман, вид с него открывается потрясающий. Чем дальше мы ехали, тем ощутимее были изменения в пейзаже, теперь кедрачей и смешанных лесов уже не встречалось, горы поросшие маральником (кустарник семейства вересковых; один из видов рододендрона, потрясающе красиво цветет весной в мае, когда все горы становятся розовыми), да степь с постоянно встречающимися курганами (захоронениями) и огромным количеством ни то кузнечиков, ни то саранчи. У некоторых наиболее интересных курганов, мы останавливались. Курган представляет собой круглый или квадратный участок выложенный камнями и стоящий балбал (типа памятника), здесь необычный балбал с лицом воина: Совсем необязательно под курганом должно быть захоронение, если человек погибал от диких зверей, тонул и т.п., создавался пустой курган, как место, куда можно прийти помянуть ушедшего. Вот другой балбал с четко изображенным лицом и рукой, сжимающей меч:

Satory777: По дороге мы остановились у места слиянии рек Чуи и Катуни, вода Чуи мутная, воды Катуни бирюзово-белесые, встречали на Чуе много сплавщиков (Чуя считается более сложной рекой по прохождению порогов, мимо одного из них очень опасного с названием «Чертов котел» мы проезжали, многие сплавщики предпочитают переносить лодки по суше в этом месте). Поскольку дорога наша была не близкой, мы решили пообедать в кафе. Место где мы остановились тоже имеет петроглифы и называется Ялбак-Таш. Входа в кафе оригинально украшен фигурками алтайцев, а прямо за кафе небольшой музей национального быта алтайцев в восьмиугольной национальной избе. Пообедав, мы прошли к месту, где древние художники оставили свои рисунки (фотографий петроглифов у меня много, но запощу только самые интересные):

Satory777: Осмотрев Ялбак-Таш, мы двинулись дальше -на Калбак-Таш. Вот и добрались: На правом берегу реки Чуя, между селами Иня и Иодро, на скалах вдоль дороги практически непрерывно на протяжении 10 км встречаются древние на¬скальные рисунки-петроглифы. В целом здесь находятся более 3 тыс. разно¬временных изображений от эпохи бронзы до Средневековья и 20 рунических древнетюркских надписей. Буквальный перевод Калбак-Таш - «плоский, расширенный, висячий камень, гора». Удивительно, что кроме символических рисунков животных и людей, на многих рисунках изображены объекты, по форме напоминающие современные космические корабли с капсулой прикрепленной к корпусу вверху и большими языками пламени снизу! Невольно задумываешься о том, что наши далекие предки были частыми свидетелями космических полетов. Рисунки "Космических кораблей" нарисованы крупнее нежели изображения животных и людей. Они расположены на горизонтальных плитах и поэтому их очертания более размыты - в силу большего воздействия природных факторов и постепенного стирания обувью людей, побывавших здесь за многие века. Из-за этого трудно передать эти рисунки с помощью фотоснимков, но при визуальном осмотре они буквально завораживают! Как нам объяснил экскурсовод с Калбак-Таша, Амыр, рисунки напоминающие космические корабли типа «Союз»-«Аполлон» с солнечными батареями- предположительно обозначения материнского божества из древних эпосов, но есть также рисунки типа ракеты с вырывающимся снизу пламенем, это тоже материнское божество? Калбак-Таш был ритуальным святилищем для людей разных эпох, проживавших в этой местности Возможно, именно через такие места, наполненные тысячелетними ритуалами, и осуществлялась связь поколений. Калбакташские росписи создавались в течение нескольких эпох (не веков!) Здесь обнаружены рисунки эпохи неолита (VI-IV тыс. лет до н.э.) - крупные фигуры оленей и козлов. Далее идёт творчество эпохи энеолита-бронзы (III-I тыс.лет до н.э.), самая многочисленная группа петроглифов - женские и мужские фигуры, колесницы и вьючные быки, погонщики и войны, фантастические хищники и олени. Скифы в своё время (VIII-III вв. до н.э.) оставили о себе память в рисунках сцен охоты на оленей, а так же многочисленных животных - козлы, волки-собаки, кошачьи хищники. Последняя, древнетюркская эпоха (VII-X в. до н.э.), запечатлела сцены охоты как на оленей, так и на более серьёзных зверей - диких быков и медведей. К этому же времени относятся и древнетюркские надписи. Волчица-предок всех тюрков, тотемное животное. Самыми распространенными картинками являются изображения животных. Это — распространенные на Алтае быки, олени, волки, барсы. Попадаются изображения неведомых хищников — то ли эти загадочные звери существовали несколько тысячелетий назад, то ли их создала буйная фантазия художника. Выбиты на камнях и сцены охоты. Некоторые из них представляют не только историческую, но и эстетическую ценность. Другой мотив — ритуальные действа. На петроглифах такого рода можно увидеть хвостатых воинов, шаманов и их таинственного помощника зверя кер-тютпа. Он помогал шаманам путешествовать по подземному миру. Интересно, что у шамана внутри груди как бы пустое место. Предполагается, что там должна быть душа. Хвостатые воины (не то пляшут, не то сидят), а «хвосты» мне кажется либо фляги, либо модная деталь одежды, равно как и грибовидная шапка. В Калбак-Таше имеется также изображение беременной женщины и мужика, стоящего над ней, скажем так, «в приподнятом настроении». (На фото левый верхний угол камня). Некоторые из петроглифов ученым удалось соотнести с сюжетами алтайских мифов, другие пока не поддаются интерпретации. Солярные символы, которые можно распознать в иных петроглифах Калбак-Таша дают право предполагать, что это место использовалось и как обсерватория, и как некий храм. Оно было священным для всех народов, проживающих в округе на протяжении долгого времени.

6ato: Satory777, спасибо большое! красота природы, и какая интересная история. на одном из камней волк высечен так четко. отличные фотографии! все ли алтайцы говорят на своем языке?

Satory777: 6ato пишет: все ли алтайцы говорят на своем языке? Да, свою культуру они берегут, особенно в последние десятилетия наблюдается всплеск национального самосознания. Они называют себя Алтай-кижи. По большому счету алтайцы как этнос возникли недавно- в прошлом веке, на самом деле это совокупность различных родов, проживающих на данной территории. Существуют этнографические группы северных и южных алтайцев. Северные, состоят из следущих групп: Тубалары - левобережье реки Бия, северо-западное побережье Телецкого озера: Челканцы, или Лебединцы - бассейн реки Лебедь; Кумандинцы - среднее течение реки Бия. Южные, состоят из следующих групп: Алтай-кижи, Теленгиты - бассейн реки Катунь и ее притоки. Алтайцы, населяющие северные территории (район Телецкого озера) высокие и внешне больше похожи на европейцев, но в большинстве внешность тюркская- скуластые, кареглазые, невысокие, также есть рода с очень темной кожей (ну ни негры конечно, но очень смуглые). Наш экскурсовод Амыр рассказывал, что у алтайцев принято невесту выдавать замуж в другой род, это чтобы не допустить кровосмешания в роду. По-моему мудро. Заметила еще одну черту у русских, проживающих на Горном Алтае, они с большой гордостью и любовью говорят об истории, культуре коренных народов Алтая. Очень хочется чтобы и в будущем сохранилось это трепетное отношение к культуре, а сами алтайцы не впали в ошибки национального шовинизма, характерные для некоторых регионов.

Satory777: Калбак-Таш - не последняя точка нашей экскурсии, после него мы еще поехали к водопаду Девичьи слезы (Ширлак). Водопад высокий и очень красивый, т.к находится на скале его видно даже с дороги. А теперь история: На поляне вокруг водопада мы увидели и сфотографировали множество горных эдельвейсов. Вот такие они беленькие, невзрачненькие: Все фото увеличиваются по клику до 1024 пикселей

Satory777: Еще я хотела бы написать немного о найденной в 1993 году на плато Укок мумии молодой женщины, которую прозвали "алтайская принцесса" или "скифская принцесса". Вкраце история такова: новосибирские археологи проводили раскопку кургана на плато Укок и обнаружили хорошо сохранившуюся мумию девушки. Колода, в которую было помещено тело похороненной, была заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей, а так же деревянная колода из лиственницы, заколоченная бронзовыми гвоздями. Исследования показали, что захоронение относится к периоду пазырыкской культуры Алтая, сделано в 5-3 веках до нашей эры.Она была одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шуба и парик, на ее руках имелись узорчатые татуировки. Рост девушки около 172 см. Находку перевезли в Новосибирск, хотя местные жители были категорически против-нельзя тревожить прах предков. В Новосибирске мумия стала катастрофически чернеть (т.е. пошел процесс разложения тканей), ученые испугались и обратились за помощью в Москву в НИИ, который занимался мумифицированием тела Ленина. Ученые взялись восстановить кожный покров принцессы. В процессе этой работы конечно же взяли образцы тканей на исследования ДНК и обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе. Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. Она умерла в молодом возрасте (около 25 лет от роду) и принадлежала к средним слоям пазырыкского общества. Поскольку алтайцы относятся к монголоидной расе, они с возмущением восприняли информацию ученых, посчитали, что так их лишают наследия предков. Однако не существует особого гена, отвечающего за расу. До половины популяции алтайцев имеют Y-хромосому, принадлежащую к гаплогруппе R1a, условно считающейся восточноевропейской. С другой стороны, в разных погребениях пазырыкской культуры обнаруживаются черепа, характерные как для монголоидов, так и для европеоидов, а также промежуточные варианты. Таким образом, нет причин для сомнения в генетической связи народа пазырыкской культуры с современными народами региона. Обо всем этом нам рассказала наш экскурсовод, когда мы ехали на Калбак-Таш и показала удивительную книгу с фотографиями скифской принцессы. Татуировка на плечах принцессы просто потрясает. Я поискала фотографии в сети и нашла кое-что. Так выглядела принцесса Укока при жизни (реконструкция ученых)

6ato: Satory777 , cпасибо! классно, что люди хранят историческую память. Satory777 пишет: ...обнаружилось, что принцесса не имеет отношения к тюркским народам и принадлежит к индо-европейской расе. Эти данные подтвердила и реконструкция лица по черепу. Генетически населявший в то время народ близок к современным селькупам и уйгурам. уйгуры = тюрки. когда-то Алтай входил в состав Тюркского каганата (552 г.), после его упадка границы возникшего на его месте Уйгурского каганата (745 г) дошли до северных границ Алтая, но Алтай уже не входил в его состав. в 840 г. Уйгурский каганат был разгромлен древними хакасами, и древнехакасское государство — Кыргызский каганат включило в свой состав Алтай и его северные предгорья.



полная версия страницы