Форум » » Лев Толстой » Ответить

Лев Толстой

6ato: Нет нужды представлять великого русского писателя Льва Толстого...

Ответов - 26, стр: 1 2 All

6ato: Rina пишет: 6ato, а что вызывает восхищение? вообще-то, раньше знала Толстого как автора Войны и Мира, Анны Карениной и т.д., но как-то никогда не читала его статьи. прочитала их впервые несколько лет тому назад и поразилась, что Толстой был еше и эзотериком, он был в поисках сути жизни...это и восхищает, что Толстой не переставал искать суть себя и жизни до конца дней своих, и не переставал учиться... Водород, спасибо

Rina: 6ato пишет: поразилась, что Толстой был еше и эзотериком Вы спрашиваете меня о теософии. Меня самого интересовало это учение, но, к сожалению, оно допускает чудесное, а малейшее допущение чудесного уже лишает религию той простоты и ясности, которые свойственны истинному отношению к Богу и ближнему. И потому в учении этом может быть много очень хорошего, как в учениях мистиков, как в спиритизме даже, но надо остерегаться его. Из дневника Толстого. Очень коротко... В детстве Т. играл со своими братьями в «муравьиное общество», которое пытается найти ответ на вопрос «Как сделать людей счастливыми». По легенде формула человеческого счастья начертана на зеленой палочке, которая закопана на краю Ясной Поляны. В юности Т. знакомится с трудами философов-гуманистов, надевает на себя неудобный балахон, который не снимает даже ночью. Целыми днями бродит по полям Ясной Поляны. Родственники в шоке, гости в шоке, когда его фигура в балахоне появляется в гостиной. Т. совершенно спокоен, говорит о тщетности всяких условностей и призывает жить простой естественной жизнью. Проходит более 20 лет, а жить простой жизнью не получается, несмотря на все изыскания. Часто водит сыновей на край оврага, к месту захоронения зеленой палочки и по-прежнему ведет разговоры о всеобщем благе. После написания «Анны Карениной» у Т. наступает творческий кризис. Что писать дальше, а главное – зачем? Наступает глубокая депрессия. После вопроса «Зачем писать?», появляется вопрос «Зачем жить?» Т. не ходит на охоту, боясь потерять контроль над собой и застрелиться, прячет веревки п.т. За ответом обращается к религии. Постепенно понимает, что причина всех причин –Бог. Теперь его смысл жизни – поиски Бога ( см. «Исповедь»). Он часто наблюдает толпы паломников-богомольцев. И решает сам отправиться в Оптину пустынь. Там он встречается с Амросием. Т. старец не понравился. Постепенно Т. разочаровывается в церковной жизни, и приступает к самостоятельному поиску истинного христианства (так он считает). Он изучает Евангелие, начинает его самостоятельно переводить и комментировать. В поисках ответа на человеческую сущность Т. приходит вопросу о религиозной сущности человека, о том, что такое религия. И опять он идет в Оптину пустынь. И опять разочарован. В результате его душевных исканий появляется работа : «В чем моя вера», где он дает свои комментарии Евангелия, преподносит свое понимание Христа, взрывая тем самым основы духовной жизни российского народа. Затем начинает активно поддерживать секту духоборцев. Учение Т. стало входить в моду, распространяться среди интеллигенции, сам он приобрел ореол духовного Учителя. Из-за популярности писателя появилась реальная угроза духовного бунта. Вот почему он был отлучен от церкви. Анафеме он предан не был. Ему была дана возможность вернуться в церковь. Шли годы. Стало заметно, что непримиримый старец становился все более и более веротерпимым. На 81 году жизни по его приглашению в Ясную Поляну прибыл Епископ (забыла имя). Беседа проходила за закрытыми дверями и носила исповедальный характер (со слов Т.), писатель остался очень доволен, даже расплакался. В это время, раскол между семьей Толстого и его учением достиг своего апогея. И Толстой вынужден скрыться от семьи, от друзей, для обретения душевного покоя, уйти от мирской жизни. Куда направился писатель, отрицавший церковь? В Оптину пустынь, чтобы дожить там остаток жизни. Приезжает, но войти не решается. ( Распутин тоже не решился в свое время зайти в Дивеевскую обитель). Он отправляется в Шамординский монастырь к сестре – монахине и признается ей, что с удовольствием поселился бы в монастыре. Но в это время становится известно, что к нему собирается жена. И Т. бежит дальше. По дороге заболевает и умирает. Старшая дочь, ярая приверженница учения Т. не допускает к нему старца Оптины, несмотря на просьбы отца, не допускает к нему и жену Т. Сама она в последствии стала образцовой христианкой. Похоронили Толстого на краю оврага, рядом с зеленой палочкой. Я считаю, что искания Толстого не являются исканиями, а являются метаниями. Человек, проповедующий половое воздержание, имеет 15 детей (младшего родил в 60 лет), много размышлял и писал о педагогике, создал школу, а жена не могла дозваться его домой, когда его собственные дети отбивались от рук. Запрещал детям учиться, т.к. считал, что здоровее жить в деревне и заниматься крестьянским трудом. Хотел сделать человечество счастливым, но вместо этого сделал глубоко несчастной свою семью. Его дети писали, что его доброта хуже подлости. Он великий писатель, и на нем великая ответственность. По идее, великий ум должен порождать великий Дух. Но что-то не получилось. Все, конечно, ИМХО.

Anshi: Rina пишет: Я считаю, что искания Толстого не являются исканиями, а являются метаниями. Человек, проповедующий половое воздержание, имеет 15 детей (младшего родил в 60 лет), много размышлял и писал о педагогике, создал школу, а жена не могла дозваться его домой, когда его собственные дети отбивались от рук. Запрещал детям учиться, т.к. считал, что здоровее жить в деревне и заниматься крестьянским трудом. Хотел сделать человечество счастливым, но вместо этого сделал глубоко несчастной свою семью. Его дети писали, что его доброта хуже подлости. Он великий писатель, и на нем великая ответственность. По идее, великий ум должен порождать великий Дух. Но что-то не получилось. Все, конечно, ИМХО. Rina, полностью поддерживаю. Можно написать бессмертные сочинения, создать великую философию. Но при этом в своей повседневной жизни сделать глубоко несчастными близких людей. Легко любить далеких, трудно любить близких. На мой взгляд, идеи Толстого великолепно отражают ту эпоху с ее глубоким расколом. Была утрачена цельность души. Вспоминается Артур Шопенгауэр (1788-1860) - великий философ, один из тех, кто увлекался философией Востока. Но какой раскол между тем, что он пишет и его реальной жизнью! Современники отмечали, что он любил рассуждать об аскетизме среди шумного пира, предаваясь чревоугодию, окруженный красотками; в повседневной жизни был честолюбив и мнителен, панически боялся заболеть... И вспоминаются другие философы: Сократ, Плотин, Конфуций, Лао-цзы, Чжуан-цзы... Какая цельность души, единство жизни и учения! Мне кажется, если человек что-то проповедует, чему-то учит, то прежде всего он сам и должен следовать своему собственному учению, быть примером для подражания. Иначе все, что он говорит, пусть это даже и прекрасные, правильные слова - простая болтология.


6ato: Rina , спасибо за еще информацию о Толстом. Rina пишет: Я считаю, что искания Толстого не являются исканиями, а являются метаниями. Человек, проповедующий половое воздержание, имеет 15 детей (младшего родил в 60 лет), много размышлял и писал о педагогике, создал школу, а жена не могла дозваться его домой, когда его собственные дети отбивались от рук. Запрещал детям учиться, т.к. считал, что здоровее жить в деревне и заниматься крестьянским трудом. Хотел сделать человечество счастливым, но вместо этого сделал глубоко несчастной свою семью. Его дети писали, что его доброта хуже подлости. Он великий писатель, и на нем великая ответственность. По идее, великий ум должен порождать великий Дух. Но что-то не получилось. Не каждому дано найти конец своих исканий в течение своей жизни. У каждого свой масштаб своих исканий, мыслей, дел, и мучений. Не был бы Толстой великим духом, не искал бы, не сомневался бы в себе, и не написал бы то, что он написал.

Satory777: 6ato пишет: Не был бы Толстой великим духом, не искал бы, не сомневался бы в себе, и не написал бы то, что он написал. Я тоже считаю, что не нужно осуждать духовные поиски, это сложный процесс, путь может быть извилист. А что Христос идя своим путем не метался? Отнюдь, зная свою миссию и то, что с ним должно свершится, он как всякий нормальный человек не хочет этого и просит Бога : «Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Евангелие от Луки, глава 22 , стих 42 «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.» Евангелие от Матфея, глава 26 стихи 39-42 Я считаю любой Путь духовных поисков заслуживает уважения, даже если допускаются ошибки, на то мы и приходим в мир, чтобы учиться, вслепую нащупывать Путь. А вот остановку в развитии и почивание на лаврах я считаю откатом назад, поэтому у меня вызывают уважение поиски ЛНТ до последнего дня.

Rina: Satory777, я бы согласилась, если Лев Толстой не был бы так велик. Очень высок был его авторитет в России. Я видела документальные съемки того периода, за ним шли многотысячные толпы народа. Очень опасно для государства и народа, когда столь великий человек заблуждается. О нем спорили, спорят и будут спорить. Не мы первые и не мы последние. Но была культура, взращенная православной верой, была победа в 1812г., были Оптина, Иоан Кронштадский, Серафим Саровский, Алипий Иконописец, Андрей Рублев, Феофан Грек. Об этом тоже не нужно было бы забывать Льву Николаевичу, который создал целое направление богоискателей.

6ato: Rina пишет: Об этом тоже не нужно было бы забывать Льву Николаевичу, который создал целое направление богоискателей. Рина, а что это за "целое направление богоискателей"? Л. Толстой писал в своем дневнике: Люди, которые по своим религиозным взглядам, которые я разрушаю, должны бы были ненавидеть, любят меня за те пустяки — «Война и Мир» и т. п., которые им кажутся очень важными. (6 декабря)

Rina: 6ato пишет: Рина, а что это за "целое направление богоискателей Это направление возникло в начале 20 века, религиозно- философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. Богоискательство предлагало перестроить современные формы гражданского быта и человеческого существования на основе обновленного христианства. Богоискатели выступили с критикой официального православия, отмечая, что жизнь пола, жизнь общественная, вся прелесть мировой культуры, искусство и наука оказались на полюсе противоположном религиозному сознанию исторического христианства; они развивали учение о новом религиозном сознании, устремленном к установлению царства Божия на земле. Богоискатели проповедовали, что бытие трагично и в нём господствуют смерть и уничтожение, противоречащие абсолютному достоинству и ценности личности. Представители Богоискательства - Булгаков, . Мережковский, Гиппиус, Минский, Философов и другие. Толстовцев тоже сначала считали одним из направлений, позднее (кажется, Советская власть) определила их как секту. Я думаю, наиболее объективно Толстого оценил А.Мень на одной из своих лекций. Можно прочесть здесь: http://www.krotov.info/library/13_m/myen/00058.html А здесь можно посмотреть ролик Кураева о снятии анафемы с Льва Николаевича. Только мне кажется, что анафемы не было вообще. Да и не люблю я Кураева. http://www.youtube.com/watch?v=u2o-4Bpoh_Q&feature=related

6ato: Rina , cпасибо, почитаю ссылки...

Romanteg: Сатори777: «Единственный смысл жизни человека - это совершенствование своей бессмертной основы. Все другие формы деятельности бессмысленны по своей сути, в связи с неотвратимостью гибели.» Верьте до конца. По Вере Вашей будет дано Вам...все придём к Богу.

6ato: Владимир Бондаренко ДАО Льва Толстого Передо мной на столе стоит древнекитайская бронзовая статуэтка Лао-цзы, мудрого старца, родившегося в княжестве Чу, в деревне Цюй-жень в шестом веке до нашей эры, служившего хранителем архива чжоуского царского двора, жившего в уединении и чуждавшегося земной славы. Я привез эту статуэтку из Китая, а вместе с ней привез и свое обострившееся понимание неоднократно у нас в России издававшейся книги Лао-цзы “Дао дэ цзин”. Вдруг я понял, что нынешнее китайское чудо было просто невозможно без простых истин, открытых нам пару тысячелетий назад этим ныне скорчившимся в своём бронзовом постоянстве китайским старцем. Понял правоту его учения о Дао, о том, что всякое преобразование на земле происходит без воздействия извне. И что всё зависит от нас самих. Погибнет нынче Россия, или спасётся, божественная воля заключена в действиях нас самих. Но, готовясь к толстовским чтениям в “Ясной поляне” и просматривая сочинения русского великого старца, я с обостренным вниманием перечитал статью Льва Николаевича Толстого об учении Лао-цзы. Перечитал и саму книгу “Дао дэ цзин”, даже сразу в двух переводах, стихотворном и прозаическом. И ощутил то огромное влияние, которое древнекитайский мудрец оказал на мудреца русского. Я понял, что путь к вере самого Толстого и был для него несомненным Дао, божественным жизненным Путем, впервые обозначенном в простых истинах Лао-цзы. далее читать --- тут



полная версия страницы