Форум » » Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов » Ответить

Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов

Нур: Дыхание жизни Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий. [more]И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны дыхание, неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням. Эта книжка имеет задачей дать "Науку о дыхании" в полном объеме - не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы - посредством "науки о дыхании". Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы - "праны", укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Оккультное лечение Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом "Прана", что значит "Абсолютная энергия". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Симпатическая система состоит из двойной цепи ганглий по сторонам спинного хребта и рассеянных ганглий в голове, затылке, груди и брюшной полости. Ганглия - масса нервной ткали, состоящая из клеток. Эти ганглии соединены между собою нервными нитями. Нервы движения и ощущения соединяют их также со спинно-головной мозговой системой. От этих ганглий отделяются бесчисленные нервные волоконца, расходящиеся по всему телу. В разных местах нервы эти перекрещиваются, образуя так называемые "plexus" - сплетения. Симпатическая система заведует бессознательными процессами, как кровообращение, дыхание и пищеварение. Сила, передаваемая мозгом во все части организма посредством нервов, в западной науке имеет название "нервной силы", йоги же видят в ней проявление праны. По характеру своему и быстроте действия она похожа на электричество. Без этой "нервной силы" сердце не может биться, кровь не может циркулировать, легкие - дышать, органы вообще - действовать, и весь механизм тела останавливается без неё. Более того - даже и мозг не может думать без присутствия праны. Если остановиться на этом со вниманием, вся важность усвоения праны кровью станет каждому ясна и "наука о дыхании" получить значение гораздо большее, чем придают ей западные ученые. Йоги идут далее западной науки, особенно относительно одной части нервной системы. Мы разумеем то, что западная наука называет "солнечным сплетением" - "plexus solaris", и что она считает просто скоплением переплетающихся нервов симпатической системы с её ганглиями, - таких скоплений, узлов, несколько в разных частях тела. Йоги же думают, что это "солнечное сплетение" в действительности есть важнейшая часть нервной системы, и что оно есть вид мозга и играет одну из важнейших ролей в человеческом организме. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, желая приобрести власть над океаном. Но в организме есть еще более тонкая форма праны, чем даже жизненная сила, проявляющаяся в телесной активности. Это психическая прана, проявляющаяся в нервной, душевной и умственной деятельности человека. А так как душевная и нервная энергия ближе к "Я", чем телесные силы, то йоги учат начинать пранаяму именно с подчинения воле нервной и душевной деятельности. Для этого они дают следующий метод. Согласно учениям йогов, существуют два тока праны (называемые Пингала и Ида), проходящие вдоль спинного мозга, по обоим сторонам того канала или трубы в спинномозговой колонне, который индусы называют Сушумна и который представляет собой центр всего существенного в спинном мозгу. В нижнем конце Сушумны находится треугольник тонкого вещества, называемый индусами "внутренность лотоса Кундалини", и содержащий в себе как бы конденсированный запас скрытой силы, называемой Кундалини. Относительно Кундалини утверждают, что это необыкновенно могущественная оккультная сила, которая, если ее разбудить и заставить подняться по Сушумне, даст удивительные результаты психического характера и откроет много сфер психической деятельности, которые даже не снились обыкновенному человеку. А если Кундалини достигнет мозга, то освободить душу от оков материй и сделает йога сверхчеловеком. Пингала - это нервный ток, идущий вдоль правой стороны Сушумны; Ида - это ток, идущий с левой стороны. Вдоль Сушумны расположено несколько "лотосов" или центров психической деятельности. Первый из них, находящийся внизу, называется Муладхара и последний, главный лотос, лежащий в головном мозгу называется Сахасрара или тысячелепестковый лотос мозга. Сушумна, со своими аккумуляторами скрытой силы, рассматривается как чрезвычайно сильная батарея психической энергии, которую можно привести в действие и регулировать при помощи известных приемов дыхания, которым учат йоги, особенно при помощи ритмического дыхания, которое, как утверждают, пробуждает скрытые силы Кундалини. А пробужденная сила Кундалини, управляемая и направляемая умом, вызывает к действию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги. Методы и способы пробуждения Кундалини и называются "пранаяма", - четвертая степень пути достижения Патанджали. Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изучать практически "сидение йогов", т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это - сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении. Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в течение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выдыхание. Следующий шаг - это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить "спящий", нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через "лотос" и идет вверх с правой стороны спинного хребта по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при чем закрывается левая ноздря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы закрывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживается на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю. Центр спинного мозга заключает в себе канал. который йоги называют Сушумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сушумны. Качал Сушумна у обыкновенных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йогом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Через раскрывшийся канал Сушумны поднимается вверх к головному мозгу сила Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким образом "двигание" или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заставить его подняться вверх - таким образом, канал Сушумна медленно и постепенно открывается весь. Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности - каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один дает здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.[/more]

Ответов - 36, стр: 1 2 3 All

ПрактикЪ: Виктория пишет: Книги Рамачараки - одни из самых важных книг в моей жизни. С книг Рамачараки начался мой Путь.... Очень хорошие книги.

6ato: ПрактикЪ пишет: С книг Рамачараки начался мой Путь.... Удачи вам на вашем Пути...

Yauhen: Не всё так однозначно. Например, один из российских мастеров йоги, Виктор Бойко предостерегает от следования методам Рамачараки (в миру джентльмена Уильяма Аткинсона). Об этом говорится в его книге "Йога. Искусство коммуникации. Глава 11. Пранаяма": <http://www.erlib.com/Виктор_Бойко/Йога._Искусство_коммуникации/43> P.S. Ссылка с кириллическими символами неверно отрабатывается движком форума, потому и даю её в угловых скобках.


Ziatz: Похоже, автор материалист, поскольку говорит только о работе системы "тело-мозг", процессах окисления и тому подобному, будто праны не происходит в природе. К тому же бездоказательно обвинил Аткинсона в том, что он на йоге делает бизнес.

Pixel: Ziatz пишет: Похоже, автор материалист, поскольку говорит только о работе системы "тело-мозг", процессах окисления и тому подобному, будто праны не происходит в природе. К тому же бездоказательно обвинил Аткинсона в том, что он на йоге делает бизнес. Бойко, человек весьма специфический. Все что он говорит и делает необходимо рассматривать через призму его концепции йоги и того что он фанатично следует двум принципам - "не навреди" и "бритве Оккама". Соответственно: 1. Все что нарушает автоматику тела - опасно. Концепция праны, так же как и техники пранаямы в целом направлены на вмешательство в автоматику тела - это опасно и требует ювелирной точности. 2. Если концепция праны не требуется для достижения лечебного эффекта пранаямы - концепция праны введена не будет. 3. "Эзотерик" - враг. Ибо тысячи людей повредили себе бездумно следуя "учениям". 4. "Бизнесмен" - враг. Причина та же. Насчет его материализма я чрезвычайно сомневаюсь. Проскакивают при чтении и общении вещи свидетельствующие обратное. Да и вообще, человек "проживший" в йоге более 30 лет материалистом быть не может. Но опять-таки, концепция "не навреди" превалирует. Насчет Аткинсона, я ничего сказать не могу. Меня он не заинтересовал. ССС и Лисбета читать гораздо информативнее, а следовать лучше тому же Бойко - может и не поуродуетесь пока учиться будете. Опять же народ читает переводы, а качество вот тут есть оригинал тут

Yauhen: Да, В.Бойко не без тараканов, и в его книгах они на поверхности. А кто из нас может похвастать их полным отсутствием? В его подходе мне импонирует как раз принцип "не навреди". Имея от рождения не очень крепкое тело, испытал на себе все прелести школьной физкультуры, когда надо делать "как все", а если не получается, и при беге на 800 м харкаешь кровью, то ты - слабак, и точка. Ну, да, слабак. А если ты грамотный учитель, помоги стать сильным, а не ставь тройки, лишь бы закрыть вопрос. К концу школы, конечно, подтянулся, в основном благодаря играм с дворовыми ребятами. Вначале стоял на воротах, после стал бегать защитником, а дальше - и нападающим. Некоторое время занимался в лыжной секции, и в армии на лыжных кроссах приходил к финишу одним из первых. Дальше были 3 года каратэ, и потом - немного йоги. Пробовал заниматься по только что вышедшей книге В.Г.Верещагина "Физическая культура индийских йогов" (Минск, "Полымя", 1982). Не пошло. Как сейчас вижу, именно из-за неграмотного подхода. В асанах по неопытности перегружал тело, и вскоре оно сказало своё "фи" в виде хронических болей. Ознакомившись с книгами Бойко, сейчас хорошо вижу грубые ошибки, допущенные мной в 1980-х. Понемногу пробую набирать форму. Вроде, пока всё идёт без сбоев. Дальше посмотрим. А пока со стороны В.Бойко вижу грамотный подход к телу, пусть в чём-то и теряющий из-за игнорирования нематериальной составляющей. Всё сказанное ИМХО, разумеется. В целом, хорошо, что есть много источников и можно выбрать то, что подходит тебе.

Pixel: Yauhen пишет: пусть в чём-то и теряющий из-за игнорирования нематериальной составляющей. ну ведь нет же! не игнорирования, а отказа от вмешательства в самонастройку системы. вы создаете условия для включения самонастройки и наблюдаете. не руководите или участвуете, а пассивно наблюдаете появление результата. когда тушке надо будет что-то изменить в том что и как вы делаете - она вам скажет или покажет. беда в том, что если вы ее в это время насилуете "перегонкой праны между чакрами", то самонастройка не включится и прогресса не будет.

Ziatz: > не игнорирования, а отказа от вмешательства в самонастройку системы. А если она всё равно уже расстроена, как у большинства современных людей? "Йоги-физкультурники" ставят исключительно цель укрепления здоровья, но это очень далеко от первоначальных целей йоги, поставленных Патанджали. Можно точно так же взять из православия поклоны и купание в проруби и объявить, что главное в православнии — закаливание и накачивание пресса, а без Бога можно обойтись.

Ziatz: P.S. Вот достаточно исчерпывающая цитата из предисловия: автора данной работы никогда не интересовала йога, как система спасения в том смысле, который придавали ей в прошлом (и придают до сих пор) бесчисленные религиозно-философские школы и системы как в самой Индии, так и за её пределами. Предмет рассмотрения здесь — исключительно и только технология традиционной йогической работы с телом и сознанием, изложенная когда-то Патанджали, со всеми вытекающими из неё для психосоматики последствиями и возможностями. Но где у Патанджали "технология работы с телом"? Там кратко упоминается асана, и всё. Философия же классической йоги, непременно называемая в числе шести индийских даршан (ортодоксальных, то есть опирающихся на авторитет священного писания Вед — религиозно-философских текстов древней Индии), сегодня представляет интерес только для историков, но руководством к пониманию и действию быть не может. В общем, достаточно внимательно прочитать всё предисловие, там много таких перлов, в т.ч. автор призывает есть мясо.

Yauhen: Ziatz пишет: А если она всё равно уже расстроена, как у большинства современных людей? Даже самое "расстроенное" тело скажет, какая нагрузка для него допустима. Почувствовать это нетрудно, за редкими исключениями. А дальше - понемногу, по чуть-чуть, с помощью всё большего расслабления, давая телу принимать новую форму, отодвигаем границу возможного. И ещё маленькое личное наблюдение. Перед вхождением в асану надо полюбить её, или хотя бы снять предубеждения, если они есть в виде не очень приятных ощущений ещё на подходе к выполнению. Тогда асаны выполняются более мягко, плавно и комфортно. По окончании занятий - мысленно поблагодарить йогу и тех многих, кто принимал участие в её становлении и развитии.

Pixel: Ziatz пишет: А если она всё равно уже расстроена, как у большинства современных людей? "Йоги-физкультурники" ставят исключительно цель укрепления здоровья, но это очень далеко от первоначальных целей йоги, поставленных Патанджали. Ziatz, самонастройка базируется на миллионах лет эволюционного выживания, сломать ее нельзя. ей можно не давать работать. и то, когда речь зайдет о физическом выживании тушка отключит все что ей будет мешать выжить. от кишечника и органов размножения до мозгов. И к "Йогам-физкультурникам" Бойко не относится. Это Айенгар, аштанга-виньяса разная, power-йога, и пр. То, что преподает Бойко, как я понимаю, в предельном случае больше как "медитация на теле находящемся в асане". Ziatz пишет: P.S. Вот достаточно исчерпывающая цитата из предисловия: цитата: автора данной работы никогда не интересовала йога, как система спасения в том смысле, который придавали ей в прошлом (и придают до сих пор) бесчисленные религиозно-философские школы и системы как в самой Индии, так и за её пределами. Предмет рассмотрения здесь — исключительно и только технология традиционной йогической работы с телом и сознанием, изложенная когда-то Патанджали, со всеми вытекающими из неё для психосоматики последствиями и возможностями. А что, простите, здесь плохого? Что автор отказывается быть "глюконавтом" и не желает пачкать мозги читателю? Мне лично достаточно того, что Атман есть Брахман, остальной многоголово-многорукий зоопарк мне фиолетово. И опять-таки, Бойко вас не вербует, он вам показывает, что можно получить если не насиловать свое тело и свою психику, а просто осуществлять косвенную стимуляцию системы и просто наблюдать. И, мне этого достаточно, несмотря на то, что я имел случай "видеть" Манипура чакру в действии ДО того как слово йога появилось на моем горизонте. Когда придет время они снова проявятся, но мой уровень будет достаточен для работы. Но где у Патанджали "технология работы с телом"? Там кратко упоминается асана, и всё. Вот тут лучше непосредственно первоисточник и комментарии спецов типа ССС прочитать. Технология описана одной или двумя фразами. Это же сутры. Но комментариев за столетия накопилось мегатонны. В общем, достаточно внимательно прочитать всё предисловие, там много таких перлов Чесслово, лучше книгу, у них на сайте третье издание вывешено. Концепцию понять только трудно. Это я вам ответственно заявляю. Она настолько проста и настолько противоестественна для западного человека, что вызывает "культурное отторжение". Мы все настолько поглощены "целенахождением, целеполаганием, достижением, улучшением...", что не в состоянии понять, что значит "создать условия и отпустить вожжи". Мне, по крайней мере, потребовалось около года, чтобы идея просочилась "по капле". И то рецидивы случаются. в т.ч. автор призывает есть мясо. А мясо-то вам чем не угодило? Вы что не в курсе, что йога ( так же как и аюрведа кстати ) мясо не запрещают? Оно не рекомендуется в продвинутой практике, но мы-то говорим о йогатерапии. И опять-таки, тушка вам сама скажет, когда ей мясо больше не нужно. А будете ахимсу по отношению к ней нарушать - накажет.

Ziatz: > То, что преподает Бойко, как я понимаю, в предельном случае больше как "медитация на теле находящемся в асане". Ну и какое это отношение имеет к тому, что изложено в Йога-сутре Патанджали? > Что автор отказывается быть "глюконавтом" и не желает пачкать мозги читателю? Он уже столько грязи вылил на остальных, даже на Вивекананду, что куда уже дальше пачкать? Ему уже и не отмыться. Ёг, млин...

Yauhen: Зачем так резко? Он никого лично не шельмует, а кртиткует их методы.

Pixel: Ziatz пишет: > То, что преподает Бойко, как я понимаю, в предельном случае больше как "медитация на теле находящемся в асане". Ну и какое это отношение имеет к тому, что изложено в Йога-сутре Патанджали? А...так вы ж сутры не читали... Я-то гадаю, что за проблема с восприятием. Тогда краткий экскурс. "Перевод “Йога-сутр” риши Патанджали и развернутый комментарий к ним Свами Сатьянанды Сарасвати" Выборка моя. Сутра 2: Что есть йога? Yogaschitta vritti nirodhah Прекращение деятельности сознания есть йога Yogah: йога Chitta: сознание Vritti: механизм, деятельность, процесс генерации “рисунков” психической активности, состояний сознания. Nirodhah: блокировать, останавливать. Термин “ниродхо” происходит от основного слова “родха”, что означает акт блокирования. Есть другие слова от корня rodha. Avarodba - преграда, nirodha - блокирование, virodha - возражение. "Chitta" происходит от основного смысла слова “сhit”, которое означает “видеть, осознавать, знать”. “Chitta” означает индивидуальное сознание, которое содержит сознательный, подсознательный и бессознательный (компоненты) состояния ума. Единство этих трех аспектов обозначено словом “сhitta”. В (философии) Веданты “Chitta” имеет иное значение, но в данном тексте “читта” обозначает полностью сформировавшееся индивидуальное сознание, которое включает три составляющих - рассудок (объективное сознание); субъективное (астральное) сознание и бессознательное (ментальное состояние дремлющего потенциала). (Сумма) этих трех аспектов чистого сознания и должна пониматься в данной сутре как “читта”. ... В данной же сутре же сутре “читта” представляет все четыре аспекта сознания, но при этом (вначале) перечислены только три, сумма которых обозначаются как “читта”, а четвертый носит название Атман. Коротко можно сказать, что Атман плюс “читта” составляют дживатман (индивидуальное осознание), Атман минус “читта” дает высшее осознание (четвертое измерение); дживатман минус “читта” есть Атман, - так может быть передан смысл термина “читта”. Что в данном случае подразумеваем под прекращением? Имеется ли в виду остановка мыслей, дыхания, зрения, желаний или скрытых комплексов? Если бы это было так, Патанджали, применил бы слово “подавление”. Такой подход был бы оправдан, если бы понятие “читта” воспринималось как проявление разума, инструмент общего знания, когда же этот термин понимается как сознание индивидуума в целом, проявляемое в ментальном или астральном аспектах, тогда сомнения относительно акта подавления исчезают. Слово “ниродхо” в данной сутре очевидно означает процесс прекращения, но это не означает блокировку основной сущности осознания ... Фактически, как вытекает из сутры, “ниродхо” есть акт блокирования механизмов осознания, но не его самого //то есть - “ниродхо” не есть полное выключение осознанности, поскольку тогда будет некому воспринимать происходящие изменения//. Тот, кто имеет личный опыт практики йоги, безусловно, согласится с удачным определением данной сутры, что механизмы осознания в состоянии медитации блокируются. > Что автор отказывается быть "глюконавтом" и не желает пачкать мозги читателю? Он уже столько грязи вылил на остальных, даже на Вивекананду, что куда уже дальше пачкать? Ему уже и не отмыться. Ёг, млин... Даже? А чем он лучше остальных религиозников? Да и ёгом Вивекананда никогда не был. И пачкать мозги ЧИТАТЕЛЮ - то есть МНЕ. Мне офигительно интересна технология, но абсолютно до лампочки весь религиозный контекст.

Ziatz: > А...так вы ж сутры не читали... Это неправда. И где в приведённой вами цитате "медитация на теле находящемся в асане"? Хотя перевод кошмарный.



полная версия страницы