Форум » » Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов » Ответить

Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов

Нур: Дыхание жизни Ребенок делает долгий глубокий вздох, удерживает на минуту воздух в легких, чтобы извлечь из него животворящие части и затем медленно выдыхает его, и жизнь для него началась. Старик испускает слабый вздох, дыхание его обрывается и жизнь прекращается. От первого глубокого вздоха ребенка до последнего вздоха умирающего старика проходить долгая жизнь постоянного дыхания. Жизнь есть только серия дыханий. [more]И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от правильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и свобода от болезней. Разумное управление дыханием продолжает наши дни на земле, повышая наши жизненные силы и способность сопротивления, с другой же стороны дыхание, неполное и небрежное, укорачивает нашу жизнь, понижая нашу жизнеспособность и предрасполагая к болезням. Эта книжка имеет задачей дать "Науку о дыхании" в полном объеме - не только то, что известно западным физиологам и гигиенистам, но и оккультную сторону вопроса. Она не только открывает дорогу к общему укреплению здоровья человека посредством известного и западным специалистам глубокого дыхания, но показывает, как индусские йоги достигают обладания силами своего физического тела, расширяют способности своего ума и развивают духовную сторону своей природы - посредством "науки о дыхании". Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы - "праны", укрепляющей и оздоровляющей этот орган. Оккультное лечение Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом "Прана", что значит "Абсолютная энергия". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Симпатическая система состоит из двойной цепи ганглий по сторонам спинного хребта и рассеянных ганглий в голове, затылке, груди и брюшной полости. Ганглия - масса нервной ткали, состоящая из клеток. Эти ганглии соединены между собою нервными нитями. Нервы движения и ощущения соединяют их также со спинно-головной мозговой системой. От этих ганглий отделяются бесчисленные нервные волоконца, расходящиеся по всему телу. В разных местах нервы эти перекрещиваются, образуя так называемые "plexus" - сплетения. Симпатическая система заведует бессознательными процессами, как кровообращение, дыхание и пищеварение. Сила, передаваемая мозгом во все части организма посредством нервов, в западной науке имеет название "нервной силы", йоги же видят в ней проявление праны. По характеру своему и быстроте действия она похожа на электричество. Без этой "нервной силы" сердце не может биться, кровь не может циркулировать, легкие - дышать, органы вообще - действовать, и весь механизм тела останавливается без неё. Более того - даже и мозг не может думать без присутствия праны. Если остановиться на этом со вниманием, вся важность усвоения праны кровью станет каждому ясна и "наука о дыхании" получить значение гораздо большее, чем придают ей западные ученые. Йоги идут далее западной науки, особенно относительно одной части нервной системы. Мы разумеем то, что западная наука называет "солнечным сплетением" - "plexus solaris", и что она считает просто скоплением переплетающихся нервов симпатической системы с её ганглиями, - таких скоплений, узлов, несколько в разных частях тела. Йоги же думают, что это "солнечное сплетение" в действительности есть важнейшая часть нервной системы, и что оно есть вид мозга и играет одну из важнейших ролей в человеческом организме. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, желая приобрести власть над океаном. Но в организме есть еще более тонкая форма праны, чем даже жизненная сила, проявляющаяся в телесной активности. Это психическая прана, проявляющаяся в нервной, душевной и умственной деятельности человека. А так как душевная и нервная энергия ближе к "Я", чем телесные силы, то йоги учат начинать пранаяму именно с подчинения воле нервной и душевной деятельности. Для этого они дают следующий метод. Согласно учениям йогов, существуют два тока праны (называемые Пингала и Ида), проходящие вдоль спинного мозга, по обоим сторонам того канала или трубы в спинномозговой колонне, который индусы называют Сушумна и который представляет собой центр всего существенного в спинном мозгу. В нижнем конце Сушумны находится треугольник тонкого вещества, называемый индусами "внутренность лотоса Кундалини", и содержащий в себе как бы конденсированный запас скрытой силы, называемой Кундалини. Относительно Кундалини утверждают, что это необыкновенно могущественная оккультная сила, которая, если ее разбудить и заставить подняться по Сушумне, даст удивительные результаты психического характера и откроет много сфер психической деятельности, которые даже не снились обыкновенному человеку. А если Кундалини достигнет мозга, то освободить душу от оков материй и сделает йога сверхчеловеком. Пингала - это нервный ток, идущий вдоль правой стороны Сушумны; Ида - это ток, идущий с левой стороны. Вдоль Сушумны расположено несколько "лотосов" или центров психической деятельности. Первый из них, находящийся внизу, называется Муладхара и последний, главный лотос, лежащий в головном мозгу называется Сахасрара или тысячелепестковый лотос мозга. Сушумна, со своими аккумуляторами скрытой силы, рассматривается как чрезвычайно сильная батарея психической энергии, которую можно привести в действие и регулировать при помощи известных приемов дыхания, которым учат йоги, особенно при помощи ритмического дыхания, которое, как утверждают, пробуждает скрытые силы Кундалини. А пробужденная сила Кундалини, управляемая и направляемая умом, вызывает к действию все те сверхнормальные силы, которыми обладают йоги. Методы и способы пробуждения Кундалини и называются "пранаяма", - четвертая степень пути достижения Патанджали. Ученик, желающий постигнуть науку Пранаямы и её метод, должен изучать практически "сидение йогов", т. е. позу, которую принимают и сохраняют йоги во время своих упражнений. Это - сидение на полу или на земле в слегка наклоненном вперед положении, так, чтобы голова, шея и грудь находились на прямой линии, идущей вниз, а спинной хребет лежал бы свободно и без всякого напряжения в естественном положении. Затем изучается дыхание, начиная с культивирования естественного размеренного дыхания, медленного вдыхания, удерживания воздуха, в течение известного времени и затем медленного выдыхания. При этом в уме всё время должно произноситься священное слово Ом, которое служит как бы ритмическим отбиванием темпа и сопровождает собой вдыхание и выдыхание. Следующий шаг - это изучение дыхания через одну ноздрю. Цель здесь заключается в том, чтобы заставить ток Ида идти через левую ноздрю, а ток Пингала и направлять через правую ноздрю. Ученику показывают, как, закрывая правую ноздрю и затем, дыша через левую ноздрю, направлять ток Ида вдоль спинного мозга, сосредоточивая при этом внимание на нисходящем нервном токе. Цель этих действий заключается в том, чтобы разбудить "спящий", нижний лотос, в котором сохраняется сила Кундалини. Когда вдыхается ток Ида и нервная сила направляется к месту нахождения Кундалини, дыхание задерживается на несколько мгновений, причем в уме образуется (усилием воли) мысленный образ, что ток Ида проходит через "лотос" и идет вверх с правой стороны спинного хребта по каналу Пингала. Затем производится медленное выдыхание по каналу Пингала, через правую ноздрю, при чем закрывается левая ноздря. Наиболее распространенный способ, которому учат начинающих, заключается в том, чтобы закрывать правую ноздрю, вдыхая через левую, затем плотно закрыть обе ноздри, пропуская ток через место, где находится Кундалини, и затем открыть обе ноздри, выдыхая воздух. Потом тот же процесс проделывается в обратном порядке. Воздух вдыхается через правую ноздрю, задерживается на несколько мгновений при обеих ноздрях, плотно закрытых, и затем выдыхается через левую ноздрю. Центр спинного мозга заключает в себе канал. который йоги называют Сушумна; через этот канал проходит центральный ток, причем токи Ида и Пингала текут каждый с одной стороны Сушумны. Качал Сушумна у обыкновенных людей закрыт; когда же он открывается, человек становится йогом, т. е. начинает обладать сверхнормальными психическими силами. Через раскрывшийся канал Сушумны поднимается вверх к головному мозгу сила Кундалини и переносит ум человека на высшие плоскости. Таким образом "двигание" или шевеление Кундалини в нужном сплетении имеет целью заставить его подняться вверх - таким образом, канал Сушумна медленно и постепенно открывается весь. Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности - каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один дает здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.[/more]

Ответов - 36, стр: 1 2 3 All

Нур: Йоги различают четыре главных способа дыхания: 1) Верхнее дыхание. 2) Среднее дыхание. 3) Нижнее дыхание. 4) Полное дыхание йогов. 1. Верхнее дыхание Этот способ дыхания известен на Западе под названием "ключичного дыхания". Дыхание этого рода, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи, в то же время сжимая кишечник и надавливая им на диафрагму, которая в ответ тоже напрягается, вспучиваясь. При этом используется только верхняя часть легких, которая притом же по величине есть и наименьшая, и, следовательно, при этом в легкие входить лишь наименьшая часть воздуха, чем могла бы. Вдобавок и диафрагма, двигаясь вверх, не имеет много места в этом направлении. Анатомическое изучение грудной полости убедит каждого, что при этом способе получается при наибольшем усилии наименьший полезный результат. Верхнее дыхание, очевидно, наихудшее дыхание. Оно расточает энергию и бедно результатами. Именно этот способ дыхания всего более распространен на Западе. Так, обыкновенно, дышат женщины и даже певцы, проповедники, адвокаты и др., которые, казалось бы, должны были лучше знать дело. Много болезней голосовых и дыхательных органов происходит непосредственно от этого варварского способа дыхания и от того напряжения, которому он подвергает органы столь деликатные по своему строению. Хриплый неприятный голос - частый результат его. Многие, дышащие именно этим способом, обязаны этим дурной привычке дышать открытым ртом. Если читатель сомневается в правильности сказанного, ему нетрудно проверить это собственным опытом - пусть он, выдохнув из груди весь воздух, станет прямо, опустив руки спокойно по сторонам, и затем вздохнет, приподнимая плечи и ключицы. Он убедится, что количество вдохнутого воздуха будет гораздо меньше нормального. Затем пусть он сделает вздох полной грудью, опустив плечи и ключицы, и он получит наглядный урок, который он, конечно, запомнит лучше, чем всякие слова, сказанные или напечатанные. 2. Среднее дыхание Этот способ дыхания известен на Западе под названием реберного или междуреберного дыхания и хотя менее плох, чем верхнее дыхание, однако гораздо ниже по результатам полного дыхания йогов. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх, и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются, и грудь соответственно расширяется. Так как мы можем указать два способа лучших, то в ним мы непосредственно и перейдем. 3. Нижнее дыхание Эта форма дыхания гораздо лучше обеих, описанных выше, и в последние годы некоторые западные авторы превознесли ее под именем "брюшного" дыхания", "глубокого дыхания", "диафрагмического дыхания" и пр. Для йогов же эта форма дыхания составляет лишь часть той системы, которая им известна уже многие столетия и называется ими "полным дыханием". Что такое диафрагма? Диафрагма - это большой, плоский мускул, отделяющий грудную полость от брюшной. В состоянии покоя он образует как бы небо над брюшной полостью, имея выпуклость, обращенную к легким. По отношению же к легким диафрагма представляет собою как бы поднявшийся округлый холм. Когда диафрагма приходить в действие, вершина понижается, и диафрагма давит на кишечник. При нижнем дыхании легкие имеют более свободы действия и сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании. Но в итоге верхнее дыхание наполняет воздухом только верхнюю часть легких, среднее - только среднюю и часть верхней, а нижнее - среднюю и нижнюю. Очевидно, что способ дыхания, который наполняет воздухом всё пространство легких, предпочтительнее каждого из этих трех, давая возможность легким усвоить из воздуха наибольшее количество праны. Таким наилучшим из всех является "полное дыхание" йогов. 4. Полное дыхание йогов "Полное дыхание" йогов соединяет в себе все хорошие стороны верхнего, среднего и нижнего дыхания, не имея их недостатков. Оно приводит в движение весь дыхательный аппарат легких, каждую их клеточку, каждый мускул дыхательной системы. Максимум пользы получается при минимуме затраченной энергии. Грудная полость расширяется во всех направлениях и каждая часть её дыхательного механизма работает в полную меру своей возможности. Одна из важнейших особенностей этого метода дыхания та, что при нем все мускулы дыхательного аппарата находятся в действии, тогда как при других формах дыхания часть мускулов даже совершенно не двигается. При полном дыхании приводятся в движение мускулы, двигающие ребрами, при чем легкие расширяются. Диафрагма при этом имеет полную свободу выполнить свое назначение и оказать действию легких наибольшую помощь. Нижние ребра оттягиваются диафрагмой вниз, тогда как другие мускулы удерживают их на месте, а междуреберные тянут вверх, вследствие чего средняя часть груди расширяется до максимума. Верхняя часть легких наполняется воздухом, тоже в полной мере, благодаря действию тех же междуреберных мускулов. Такое общее и одновременное действие всех мускулов верхней, средней и нижней части груди и диафрагмы дает наилучшие результаты. В следующей главе мы укажем практические приёмы и упражнения, посредством которых можно усвоить себе "полное дыхание" йогов. КАК УСВОИТЬ СЕБЕ ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ Полное дыхание йогов есть основа всего учений йогов о дыхании, и вы должны вполне освоиться с ним и овладеть им в совершенстве, если хотите получить результаты и от других форм дыхания, описываемых в этой книге. Не должно удовлетворяться полуусвоением, нужно поработать серьезно, пока это дыхание не станет вашим обычным дыханием. Это потребует труда, времени и терпения, но без этих трех вещей никогда ничего не достигалось. Перед вами не легкий путь в науку о дыхании, и вы должны быть готовы много потрудиться, если желаете иметь результаты. Результаты, даваемые полной властью над дыханием, очень велики, и никто из достигших "полного дыхания" по своей воле не возвращается к старому способу; наоборот, все говорят, что их труды щедро вознаграждены. И мы спешим предупредить читателя, что полное дыхание вовсе не обозначает полного наполнения воздухом легких при каждом вдыхании. Можно вдыхать среднее количество воздуха, следуя способу полного дыхания, но распределять это большое или малое количество воздуха правильно по всему объему легких. Однако несколько раз в день, в удобное для того время, должно делать ряд глубоких полных вдыханий, чтобы поддерживать всю систему в должном порядке. Следующее простое упражнение ясно покажет вам, что собственно есть дыхание. 1. - Станьте или сядьте прямо. Втягивая воздух через ноздри, делайте медленное вдыхание, наполняя нижнюю часть легких, что достигается действием диафрагмы, которая, опускаясь, нажимает мягко на брюшную полость. Заставляя выдвинуться вперед переднюю станку живота, наполняйте воздухом среднюю часть легких, раздвигая нижние (ложные) ребра, грудную кость и весь грудной ящик. Затем наполните воздухом верхнюю часть легких, расширяя верх груди и раздвигая верхние шесть пар ребер. В заключение нужно втянуть внутрь нижнюю часть живота, что даст опору легким и позволит наполнить воздухом и самую верхнюю часть. На первый взгляд вам покажется при чтении этого описания, что дыхание это состоит из трех раздельных движений. Это однако неверно. Вдыхание идет одним движением, которым поднимается в указанной последовательности вся грудь, от опускаемой диафрагмы до самых верхних ребер и ключиц. Избегайте толчков в дыхании и старайтесь делать его плавным, медленным движением, вы должны приучить себя делать полное вдыхание в течете двух секунд. 2. - Задержите дыхание на несколько секунд. 3. - Медленно выдыхайте, держа грудь по-прежнему широко расправленной и отпуская понемногу живот по мере того, как воздух выходит из легких. Когда воздух выйдет из легких весь, отпустите напряжение груди и живота. Небольшая практика сделает для вас все это движение легким, и усвоенное однажды, далее оно сделается уже автоматическим. Легко видеть, что при этом способе дыхания все части дыхательного аппарата приводятся в движение, и упражняются все части легких вплоть до самых отдаленных их клеток. Грудная клетка расширяется во всех направлениях. Вы должны заметить при этом, что полное дыхание есть, действительно, соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания, следующих быстро одно за другим, так что образуется одно общее, целостное, полное дыхание. Практика полного дыхания сделает всякого человека, как мужчину, так и женщину, совершенно свободным от опасности заболеть чахоткой или каким-либо расстройством дыхательных органов, раз и навсегда избавить от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т. п. Очистительное дыхание йогов У йогов есть излюбленная форма дыхания, которую они практикуют, когда чувствуют необходимость проветрить и очистит легкие. Как мы уже говорили, они заканчивают другие дыхательные упражнения этим дыханием, мы и рекомендуем нашим читателям делать то же самое. Очистительное дыхание проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и повышает общее здоровье всего организма, освежая всю систему. Ораторы, певцы, учителя, актеры и люди других профессий, которым приходится сильно напрягать легкие, найдут это упражнение необыкновенно успокаивающим и поднимающим силы усталых дыхательных органов. 1) Вдохнуть полное дыхание. 2) Удержать дыхание на нисколько секунд. 3) Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со значительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой. Это упражнение будет действовать необыкновенно освежающим образом на всякого усталого, утомленного человека. Небольшой опыт убедит читателей в достоинствах этого упражнения. С этим упражнением необходимо практиковаться до тех пор, пока оно не будет исполняться легко и естественно. Оно предназначено для того, чтобы им заканчивать другие упражнения, приводимые в этой книге, и поэтому оно должно быть очень хорошо усвоено. Оживляющее нервы дыхание йогов Это упражнение хорошо известно йогам, которые считают его одним из наиболее сильных средств, возбуждающих нервы и возвращающих силы уставшему человеку. Цель этого упражнения - поднять деятельность нервной системы, развить нервную силу, энергию и жизненность. Это упражнение создает возбуждающее давление, которое влияет на нервные центры и через них возбуждает и усиливает деятельность всей нервной системы, посылая усиленный поток нервной силы во все части тела. 1) Стать прямо. 2) Вдохнуть полное дыхание и задержать его. 3) Протянуть руки вперед, ослабив, насколько возможно, их мускулы и оставляя в них только такое количество нервной силы, чтобы держать их в вытянутом положении. 4) Медленно отвести руки к плечам, постепенно сжимая мускулы и вкладывая в них силу таким образом, чтобы, тогда руки будут совсем раздвинуты, кулаки были бы крепко сжаты и в мышцах рук чувствовалась бы дрожь. 5) Затем, по-прежнему держа мускулы напряженными, медленно раскрыть сжатые кулаки, и затем быстро сжать их. Повторить это движение несколько раз. 6) Сильно выдохнуть воздух через рот. 7) Проделать очистительное дыхание. Действие этого упражнения зависит в значительной степени от быстроты сжимания кулаков и от напряжения мускулов, а главным образом, конечно, от глубины вдыхания. Это упражнение нужно испытать для того, чтобы вполне оценить его. Оно не имеет себе равных, как подкрепляющее и возбуждающее средство. Дыхание йогов для развития голоса У йогов выработана форма дыхания специально для развития, голоса. Они вообще известны своими удивительными голосами, которые всегда сильны, чисты и звучны и обладают замечательной способностью быть слышными на огромных расстояниях. Йоги практикуют особую форму дыхательных упражнений, в результате которых их голоса делаются мягкими, глубокими и получают удивительную способность достигать гораздо дальше голоса обыкновенного человека, не делаясь в то же время грубыми или жесткими. Упражнение, описываемое ниже, с течением времени даст голосу человека эти свойства, или, говоря короче, даст ему голос йогов. Нужно понять, конечно, что эта форма дыхания употребляется только как добавочное упражнение в известных случаях и что её нельзя рассматривать как регулярную форму дыхания. 1) Вдохнуть полное дыхание очень медленно, но сильно, через ноздри, стараясь вдыхать как можно дольше. 2) Задержать дыхание на несколько секунд. 3) Выдохнуть воздух очень сильно одним дыханием через широко открытый рот. 4) Успокоить легкие очистительным дыханием. Не вдаваясь глубоко в теорию йогов о произведении звуков при разговоре и пении, мы только скажем, что опыт научил их тому, что тембр, качество иди сила голоса зависят не только от производящих звуки органов в горле, но, в значительной степени, от мускулов лица, которые играют здесь очень большую роль. Некоторые люди с очень большой вместимостью грудной клетки производят только очень слабые звуки, тогда как другие, обладающие сравнительно небольшой грудью, дают звуки удивительной силы и чистоты. Вот интересный опыт, который стоит попробовать: станьте перед зеркалом и сложите ваш рот для свистка, и свистите. Заметьте форму вашего рта и общее выражение вашего лица. Затем, попробуйте петь или говорить, как это вы делаете естественным образом, и заметьте разницу; потом опять начните свистеть на несколько секунд и затем, не меняя положения рта или лица, пропойте несколько нот и заметьте, какие вибрирующие звуки и сильный тон получится у вас. Глава XII

mer: Нур , Cпасибо за информацию.

Нур: Будет еще продолжение ,как освобоусь.

PILOT: Книга Рамачараки "Наука о дыхании" произвела на меня в свое время просто потрясающее впечатление. Она до сих пор моя настольная книга и я возвращаюсь к ней время от времени и перечитываю.

Нур: PILOT пишет: Книга Рамачараки "Наука о дыхании" произвела на меня в свое время просто потрясающее впечатление. Она до сих пор моя настольная книга и я возвращаюсь к ней время от времени и перечитываю. Вот и мне она попала в руки недавно и я с первых дней создания сайта хотела разместить о ней пост.Теперь убедилась,что мое внутреннее чувство не подводит,спасибо PILOT.

PILOT: Кстати у Рамачараки есть ещё книги. Я читал их запоем. это "Оккультное лечение" "Раджа-йога" "Основы созерцания индийских йогов" "Жизнь Иисуса Христа в оккультном освещении. Мистическое христианство".

Нур: Спасибо PILOT! Из всех перечисленных, у меня есть "Оккультное лечение", обязательно поищу остальные, мне тоже очень нравится как он пишет и конечно содержание.

Виктория: Книги Рамачараки - одни из самых важных книг в моей жизни. Приятно встретить единомышленников! Для западного читателя, интересующегося индийской (и не только индийской) философией и стремящегося к духовному росту эти книги очень хороши. Понятно, лаконично изложена достаточно серьёзная информация.

PILOT: Виктория пишет: Приятно встретить единомышленников! Виктория, а вы только читаете книги или есть и практический опыт?

Pixel: Нур пишет: Спасибо PILOT! Из всех перечисленных, у меня есть "Оккультное лечение", обязательно поищу остальные, мне тоже очень нравится как он пишет и конечно содержание. Вот тут http://www.koob.ru/ramacharaka/ есть недостающее.

Нур: Pixel пишет: Вот тут http://www.koob.ru/ramacharaka/ есть недостающее. Благодарю вас Pixel!

Виктория: PILOT пишет: Виктория, а вы только читаете книги или есть и практический опыт? Некоторый практический опыт у меня есть. Думаю, однако, что он недостаточен, хотелось бы пополнить свои знания и продолжить практику. А вообще я весьма "книжный" человек, это точно !

PILOT: Виктория пишет: хотелось бы пополнить свои знания и продолжить практику. Есть предложение попробовать Око возрождения

Виктория: PILOT пишет: Есть предложение попробовать Око возрождения За предложение спасибо! Я пока почитаю, поосваиваюсь на новом для меня форуме. Здесь интересно!

Нур: PILOT пишет: Виктория Это что же ник такой?

ПрактикЪ: Виктория пишет: Книги Рамачараки - одни из самых важных книг в моей жизни. С книг Рамачараки начался мой Путь.... Очень хорошие книги.

6ato: ПрактикЪ пишет: С книг Рамачараки начался мой Путь.... Удачи вам на вашем Пути...

Yauhen: Не всё так однозначно. Например, один из российских мастеров йоги, Виктор Бойко предостерегает от следования методам Рамачараки (в миру джентльмена Уильяма Аткинсона). Об этом говорится в его книге "Йога. Искусство коммуникации. Глава 11. Пранаяма": <http://www.erlib.com/Виктор_Бойко/Йога._Искусство_коммуникации/43> P.S. Ссылка с кириллическими символами неверно отрабатывается движком форума, потому и даю её в угловых скобках.

Ziatz: Похоже, автор материалист, поскольку говорит только о работе системы "тело-мозг", процессах окисления и тому подобному, будто праны не происходит в природе. К тому же бездоказательно обвинил Аткинсона в том, что он на йоге делает бизнес.

Pixel: Ziatz пишет: Похоже, автор материалист, поскольку говорит только о работе системы "тело-мозг", процессах окисления и тому подобному, будто праны не происходит в природе. К тому же бездоказательно обвинил Аткинсона в том, что он на йоге делает бизнес. Бойко, человек весьма специфический. Все что он говорит и делает необходимо рассматривать через призму его концепции йоги и того что он фанатично следует двум принципам - "не навреди" и "бритве Оккама". Соответственно: 1. Все что нарушает автоматику тела - опасно. Концепция праны, так же как и техники пранаямы в целом направлены на вмешательство в автоматику тела - это опасно и требует ювелирной точности. 2. Если концепция праны не требуется для достижения лечебного эффекта пранаямы - концепция праны введена не будет. 3. "Эзотерик" - враг. Ибо тысячи людей повредили себе бездумно следуя "учениям". 4. "Бизнесмен" - враг. Причина та же. Насчет его материализма я чрезвычайно сомневаюсь. Проскакивают при чтении и общении вещи свидетельствующие обратное. Да и вообще, человек "проживший" в йоге более 30 лет материалистом быть не может. Но опять-таки, концепция "не навреди" превалирует. Насчет Аткинсона, я ничего сказать не могу. Меня он не заинтересовал. ССС и Лисбета читать гораздо информативнее, а следовать лучше тому же Бойко - может и не поуродуетесь пока учиться будете. Опять же народ читает переводы, а качество вот тут есть оригинал тут

Yauhen: Да, В.Бойко не без тараканов, и в его книгах они на поверхности. А кто из нас может похвастать их полным отсутствием? В его подходе мне импонирует как раз принцип "не навреди". Имея от рождения не очень крепкое тело, испытал на себе все прелести школьной физкультуры, когда надо делать "как все", а если не получается, и при беге на 800 м харкаешь кровью, то ты - слабак, и точка. Ну, да, слабак. А если ты грамотный учитель, помоги стать сильным, а не ставь тройки, лишь бы закрыть вопрос. К концу школы, конечно, подтянулся, в основном благодаря играм с дворовыми ребятами. Вначале стоял на воротах, после стал бегать защитником, а дальше - и нападающим. Некоторое время занимался в лыжной секции, и в армии на лыжных кроссах приходил к финишу одним из первых. Дальше были 3 года каратэ, и потом - немного йоги. Пробовал заниматься по только что вышедшей книге В.Г.Верещагина "Физическая культура индийских йогов" (Минск, "Полымя", 1982). Не пошло. Как сейчас вижу, именно из-за неграмотного подхода. В асанах по неопытности перегружал тело, и вскоре оно сказало своё "фи" в виде хронических болей. Ознакомившись с книгами Бойко, сейчас хорошо вижу грубые ошибки, допущенные мной в 1980-х. Понемногу пробую набирать форму. Вроде, пока всё идёт без сбоев. Дальше посмотрим. А пока со стороны В.Бойко вижу грамотный подход к телу, пусть в чём-то и теряющий из-за игнорирования нематериальной составляющей. Всё сказанное ИМХО, разумеется. В целом, хорошо, что есть много источников и можно выбрать то, что подходит тебе.

Pixel: Yauhen пишет: пусть в чём-то и теряющий из-за игнорирования нематериальной составляющей. ну ведь нет же! не игнорирования, а отказа от вмешательства в самонастройку системы. вы создаете условия для включения самонастройки и наблюдаете. не руководите или участвуете, а пассивно наблюдаете появление результата. когда тушке надо будет что-то изменить в том что и как вы делаете - она вам скажет или покажет. беда в том, что если вы ее в это время насилуете "перегонкой праны между чакрами", то самонастройка не включится и прогресса не будет.

Ziatz: > не игнорирования, а отказа от вмешательства в самонастройку системы. А если она всё равно уже расстроена, как у большинства современных людей? "Йоги-физкультурники" ставят исключительно цель укрепления здоровья, но это очень далеко от первоначальных целей йоги, поставленных Патанджали. Можно точно так же взять из православия поклоны и купание в проруби и объявить, что главное в православнии — закаливание и накачивание пресса, а без Бога можно обойтись.

Ziatz: P.S. Вот достаточно исчерпывающая цитата из предисловия: автора данной работы никогда не интересовала йога, как система спасения в том смысле, который придавали ей в прошлом (и придают до сих пор) бесчисленные религиозно-философские школы и системы как в самой Индии, так и за её пределами. Предмет рассмотрения здесь — исключительно и только технология традиционной йогической работы с телом и сознанием, изложенная когда-то Патанджали, со всеми вытекающими из неё для психосоматики последствиями и возможностями. Но где у Патанджали "технология работы с телом"? Там кратко упоминается асана, и всё. Философия же классической йоги, непременно называемая в числе шести индийских даршан (ортодоксальных, то есть опирающихся на авторитет священного писания Вед — религиозно-философских текстов древней Индии), сегодня представляет интерес только для историков, но руководством к пониманию и действию быть не может. В общем, достаточно внимательно прочитать всё предисловие, там много таких перлов, в т.ч. автор призывает есть мясо.

Yauhen: Ziatz пишет: А если она всё равно уже расстроена, как у большинства современных людей? Даже самое "расстроенное" тело скажет, какая нагрузка для него допустима. Почувствовать это нетрудно, за редкими исключениями. А дальше - понемногу, по чуть-чуть, с помощью всё большего расслабления, давая телу принимать новую форму, отодвигаем границу возможного. И ещё маленькое личное наблюдение. Перед вхождением в асану надо полюбить её, или хотя бы снять предубеждения, если они есть в виде не очень приятных ощущений ещё на подходе к выполнению. Тогда асаны выполняются более мягко, плавно и комфортно. По окончании занятий - мысленно поблагодарить йогу и тех многих, кто принимал участие в её становлении и развитии.

Pixel: Ziatz пишет: А если она всё равно уже расстроена, как у большинства современных людей? "Йоги-физкультурники" ставят исключительно цель укрепления здоровья, но это очень далеко от первоначальных целей йоги, поставленных Патанджали. Ziatz, самонастройка базируется на миллионах лет эволюционного выживания, сломать ее нельзя. ей можно не давать работать. и то, когда речь зайдет о физическом выживании тушка отключит все что ей будет мешать выжить. от кишечника и органов размножения до мозгов. И к "Йогам-физкультурникам" Бойко не относится. Это Айенгар, аштанга-виньяса разная, power-йога, и пр. То, что преподает Бойко, как я понимаю, в предельном случае больше как "медитация на теле находящемся в асане". Ziatz пишет: P.S. Вот достаточно исчерпывающая цитата из предисловия: цитата: автора данной работы никогда не интересовала йога, как система спасения в том смысле, который придавали ей в прошлом (и придают до сих пор) бесчисленные религиозно-философские школы и системы как в самой Индии, так и за её пределами. Предмет рассмотрения здесь — исключительно и только технология традиционной йогической работы с телом и сознанием, изложенная когда-то Патанджали, со всеми вытекающими из неё для психосоматики последствиями и возможностями. А что, простите, здесь плохого? Что автор отказывается быть "глюконавтом" и не желает пачкать мозги читателю? Мне лично достаточно того, что Атман есть Брахман, остальной многоголово-многорукий зоопарк мне фиолетово. И опять-таки, Бойко вас не вербует, он вам показывает, что можно получить если не насиловать свое тело и свою психику, а просто осуществлять косвенную стимуляцию системы и просто наблюдать. И, мне этого достаточно, несмотря на то, что я имел случай "видеть" Манипура чакру в действии ДО того как слово йога появилось на моем горизонте. Когда придет время они снова проявятся, но мой уровень будет достаточен для работы. Но где у Патанджали "технология работы с телом"? Там кратко упоминается асана, и всё. Вот тут лучше непосредственно первоисточник и комментарии спецов типа ССС прочитать. Технология описана одной или двумя фразами. Это же сутры. Но комментариев за столетия накопилось мегатонны. В общем, достаточно внимательно прочитать всё предисловие, там много таких перлов Чесслово, лучше книгу, у них на сайте третье издание вывешено. Концепцию понять только трудно. Это я вам ответственно заявляю. Она настолько проста и настолько противоестественна для западного человека, что вызывает "культурное отторжение". Мы все настолько поглощены "целенахождением, целеполаганием, достижением, улучшением...", что не в состоянии понять, что значит "создать условия и отпустить вожжи". Мне, по крайней мере, потребовалось около года, чтобы идея просочилась "по капле". И то рецидивы случаются. в т.ч. автор призывает есть мясо. А мясо-то вам чем не угодило? Вы что не в курсе, что йога ( так же как и аюрведа кстати ) мясо не запрещают? Оно не рекомендуется в продвинутой практике, но мы-то говорим о йогатерапии. И опять-таки, тушка вам сама скажет, когда ей мясо больше не нужно. А будете ахимсу по отношению к ней нарушать - накажет.

Ziatz: > То, что преподает Бойко, как я понимаю, в предельном случае больше как "медитация на теле находящемся в асане". Ну и какое это отношение имеет к тому, что изложено в Йога-сутре Патанджали? > Что автор отказывается быть "глюконавтом" и не желает пачкать мозги читателю? Он уже столько грязи вылил на остальных, даже на Вивекананду, что куда уже дальше пачкать? Ему уже и не отмыться. Ёг, млин...

Yauhen: Зачем так резко? Он никого лично не шельмует, а кртиткует их методы.

Pixel: Ziatz пишет: > То, что преподает Бойко, как я понимаю, в предельном случае больше как "медитация на теле находящемся в асане". Ну и какое это отношение имеет к тому, что изложено в Йога-сутре Патанджали? А...так вы ж сутры не читали... Я-то гадаю, что за проблема с восприятием. Тогда краткий экскурс. "Перевод “Йога-сутр” риши Патанджали и развернутый комментарий к ним Свами Сатьянанды Сарасвати" Выборка моя. Сутра 2: Что есть йога? Yogaschitta vritti nirodhah Прекращение деятельности сознания есть йога Yogah: йога Chitta: сознание Vritti: механизм, деятельность, процесс генерации “рисунков” психической активности, состояний сознания. Nirodhah: блокировать, останавливать. Термин “ниродхо” происходит от основного слова “родха”, что означает акт блокирования. Есть другие слова от корня rodha. Avarodba - преграда, nirodha - блокирование, virodha - возражение. "Chitta" происходит от основного смысла слова “сhit”, которое означает “видеть, осознавать, знать”. “Chitta” означает индивидуальное сознание, которое содержит сознательный, подсознательный и бессознательный (компоненты) состояния ума. Единство этих трех аспектов обозначено словом “сhitta”. В (философии) Веданты “Chitta” имеет иное значение, но в данном тексте “читта” обозначает полностью сформировавшееся индивидуальное сознание, которое включает три составляющих - рассудок (объективное сознание); субъективное (астральное) сознание и бессознательное (ментальное состояние дремлющего потенциала). (Сумма) этих трех аспектов чистого сознания и должна пониматься в данной сутре как “читта”. ... В данной же сутре же сутре “читта” представляет все четыре аспекта сознания, но при этом (вначале) перечислены только три, сумма которых обозначаются как “читта”, а четвертый носит название Атман. Коротко можно сказать, что Атман плюс “читта” составляют дживатман (индивидуальное осознание), Атман минус “читта” дает высшее осознание (четвертое измерение); дживатман минус “читта” есть Атман, - так может быть передан смысл термина “читта”. Что в данном случае подразумеваем под прекращением? Имеется ли в виду остановка мыслей, дыхания, зрения, желаний или скрытых комплексов? Если бы это было так, Патанджали, применил бы слово “подавление”. Такой подход был бы оправдан, если бы понятие “читта” воспринималось как проявление разума, инструмент общего знания, когда же этот термин понимается как сознание индивидуума в целом, проявляемое в ментальном или астральном аспектах, тогда сомнения относительно акта подавления исчезают. Слово “ниродхо” в данной сутре очевидно означает процесс прекращения, но это не означает блокировку основной сущности осознания ... Фактически, как вытекает из сутры, “ниродхо” есть акт блокирования механизмов осознания, но не его самого //то есть - “ниродхо” не есть полное выключение осознанности, поскольку тогда будет некому воспринимать происходящие изменения//. Тот, кто имеет личный опыт практики йоги, безусловно, согласится с удачным определением данной сутры, что механизмы осознания в состоянии медитации блокируются. > Что автор отказывается быть "глюконавтом" и не желает пачкать мозги читателю? Он уже столько грязи вылил на остальных, даже на Вивекананду, что куда уже дальше пачкать? Ему уже и не отмыться. Ёг, млин... Даже? А чем он лучше остальных религиозников? Да и ёгом Вивекананда никогда не был. И пачкать мозги ЧИТАТЕЛЮ - то есть МНЕ. Мне офигительно интересна технология, но абсолютно до лампочки весь религиозный контекст.

Ziatz: > А...так вы ж сутры не читали... Это неправда. И где в приведённой вами цитате "медитация на теле находящемся в асане"? Хотя перевод кошмарный.

Pixel: Ziatz пишет: > А...так вы ж сутры не читали... Это неправда. И где в приведённой вами цитате "медитация на теле находящемся в асане"? Хотя перевод кошмарный. Вторая часть технологии расписана в сутрах 2.46 и 2.47 дающих определение асаны. И гласящих что-то типа «асана есть неподвижная и удобная поза», «(Асана) достигается при прекращении усилия.» При этом заметьте – «усилие» не квалифицируется, что означает любой тип усилия – и физическое и сознания. Выражаясь нормальным языком асана по Патанджали требует стабильного статического положения поддерживаемого минимально возможной группой мышц и молчания ума выражающегося в торможении повседневной ментальной активности и отсутствия болевых ощущений и прочих раздражителей и каких либо волевых актов во время выполнения собственно асаны. Ибо наличие раздражителей блокирует возможность ментальной релаксации, которая возможна только когда раздражители находятся под порогом восприятия. (поэтому, кстати, корректная практика по-Бойко травмобезопасна – нет не только боли, даже ничего приближающегося к этому уровню). Возвращаясь к моему определению "медитация на теле находящемся в асане". Сутра 2 - «Прекращение деятельности сознания есть йога». То что происходит в сознании практикующего, находящегося в асане В ИДЕАЛЕ оно и есть. «Yogaschitta vritti nirodhah» И является оно как подтверждается комментарием ССС - медитативным состоянием. Но опять таки – это в идеале. Скорость достижения оного у каждого своя и методика абсолютно запрещает форсировать прогресс. Это как я, косноязычный, в состоянии изложить. Подробности тут (линк справа под обложкой книги)() (гл10) в исполнении автора. Чтения там немного, вы человек грамотный – глав 7,9,10,11 достаточно будет чтобы понять идею.

Ziatz: В том-то и дело — асана упомянута в книге мимоходом (что для медитации нужна правильная поза, которая даст правильный ход праны), а весь остальной текст — о другом. В любом случае, асана — только один из восьми этапов йоги Патанджали. Но в его книге упоминание асаны занимает даже много менее 1/8 текста.

Pixel: угу. проблема конечно ну что ж, может кому другому пригодится... удачи.

Соня Хабинская: Интересное дело: Эта книга до сих пор не устарела. Более того: иногда имено МАНЕРА изложения этого лорда дает важные дополнительные инсайы в достаточно традиционные техники / и снова: это только мои выписки: зачем давать ссылки если а - это вряд ли все равно кто-то прочтет и б - по лбой фразе текста он весь легко ищется в сети./ ---------------------------------------------------------------- 1) Стать прямо перед стеной, приложив к ней ладони. 2) Вдохнуть полное дыхание и задержать его. 3) Приближать грудь к стене, держа весь свой вес на руках. 4) Потом медленно отодвигаться назад, делая это при помощи мускулов рук и держа всё тело напряженным. 5) С силой выдохнуть воздух через рот. 6) Продрать очистительное дыхание. 1) Стать или сесть так, чтобы спинной хребет представлял прямую линию. 2) Вдохнуть полное дыхание, но вместо того, чтобы вдохнуть воздух одним непрерывным потоком, делать перерывы во вдыхании, как бы нюхая какое-то ароматическое вещество и постепенно втягивая в себя воздух. Наполнить этими постепенными вдыханиями все легкие. 3) Задержать воздух на нисколько секунд. 4) Выдохнуть воздух длинным дыханием, как бы вздохом. 5) Проделать очистительное дыхание. 3. Насыщение организма праной Если вы чувствуете, что ваша жизненная энергия ослаблена и что вы нуждаетесь в быстром приобретении новых запасов сил, то вам очень поможет следующее упражнение. Сядьте, плотно сжав ваши ноги, и соедините руки, вложив пальцы одной руки между пальцами другой. Это замкнет круг вашего тела и остановит на время всякое истечете праны из вашего организма, которое при всяком расстроенном состоянии организма идет очень сильно через конечности; затем ритмически дышите некоторое время, и вы почувствуете прилив сил и возобновление жизненной энергии вашего организма. Лечь в пассивном положений или сесть прямо. Представить себе качества или свойства, какие вы желали бы культивировать в себе; представить себя, как бы уже обладающим этими свойствами, и требовать в то же время, чтобы ваш ум развивал эти свойства и увеличивал их. Дышите ритмически, стараясь держать в уме ментальный образ. В промежутках между упражнениями, как можно чаще вспоминайте этот ментальный образ, по возможности никогда не выпускайте его из поля внимания, как бы живите с ним. Тогда очень скоро вы заметите, что начинаете внутренне расти, соответственно вашему идеалу. 8. Управление эмоциями Дышите ритмически, сосредоточивая вое свое внимание на солнечном сплетении, посылая ему мысленно приказания такого характера, какие в данный момент нужны. Эти приказания нужно посылать очень твердо и одновременно с выдыханием воздуха, в то же время нужно рисовать себе мысленно, что вместе с воздухом человек выгоняет из себя нежелательные эмоции. Повторить это выдыхание семь раз и закончить очистительным дыханием. Почти неизбежно человек почувствует сильное облегчение. Но приказания должны делаться уверенно и очень серьезно, потому что неуверенность, колебания или сомнения, допущенные в них, уничтожают все результаты работы. 9. Сесть прямо, держа спинной х10. Главное психическое дыхание йогов Основные принципы главного дыхания заключаются в старом индусском выражении: "благословен йог, который может дышать через свои кости". 1) Лечь совершенно спокойно, расслабив все мускулы. 2) Дышать ритмически, пока совершенно не установится ритм. 3) Затем вдыхая и выдыхая, рисовать себе ментальный образ дыхания, втягиваемого через кости ног и затем через них же выдыхаемого из тела. Затем точно так же представить себе дыхание через кости рук, через плечи, через желудок и т. д. и т. д. через все главные части тела. Затем представить себе, что дыхание как бы ходит вверх и вниз по спинному мозгу. Затем стараться чувствовать дыхание, идущее как бы через все поры кожи, и представить себе всё тело, наполняемое праной и жизнью. 4) Затем, дыша ритмически, посылать ток праны поочередно к семи жизненным центрам, рисуя себе ту же ментальную картину, как в предыдущем упражнении. Закончить это, представляя себе поток праны, идущий кругом и по всему телу от головы до ног. 5) Проделать очистительное дыхание. ребет прямым. Смотреть вперед себя, опустив руки на колени. Дышать ритмически, но вместо того, чтобы дышать через обе ноздри, как в обыкновенных упражнениях, зажмите левую ноздрю пальцами левой руки и вдохните через правую ноздрю. Затем, отодвинув пальцы и закрывая правую ноздрю пальцами правой руки, выдохните через левую ноздрю. Затем, не меняя пальцев, вдохните через левую ноздрю и, переменив пальцы, выдохните через правую ноздрю. Затем вдохните через правую, выдохните через левую и т. д. и т. д., меняя ноздри, как объяснено, закрывая их большим или указательным пальцем. Это одна из старейших форм дыхания йогов, она очень важна, приносит большие результаты и ее очень полезно проделывать. ДУХОВНОЕ ДЫХАНИЕ ЙОГОВ Сознание души Упражнение Держите ваше тело в слегка наклоненном положений, возможно больше ослабив все мускулы, дышите ритмически и размышляйте об истинном Я, думая о себе, как о существе независимом от тела, только живущем в нём и способном оставить его в любой момент по своей воле. Думайте о себе не как о теле, а как о духе, и рисуйте себе свое тело только, как оболочку, но совсем не как часть вашего реального Я. Думайте о себе, как о независимом существе, пользующемся телом только для своих удобств. Глава XVI Всеобщее сознание или сознание вселенной По мере того, как в человеке раскрывается духовное сознание, он все больше и больше чувствует своё отношение к всеобщему духу или к мировому сознанию, как многие называют его. Он чувствует временами, что он как будто составляет одно с этим мировым началом, но это чувство не бывает долгим, и человек не удерживает в себе чувства единства. . Упражнения Держите ваше тело в наклонном положении, насколько возможно ослабив все мускулы. Дышите ритмически и размышляйте о единстве вашего духа с мировым сознанием, атом которого вы представляете. Думайте о себе, как о находящемся в соединении со Всем, думайте о себе, как о неотделимой части Всего, смотрите на Всё, как на единое, на свою душу, как на часть этого единого. Старайтесь чувствовать, что вы получаете вибрации, идущие от великого ума вселенной, и что вы разделяете с ним его силу, власть и мудрость. При этом можно следовать двум путям медитаций. А. С каждым дыханием думайте о себе, как о вдыхающем силу и могущество мирового сознания. При вдыхании представляйте себе, что вы как бы передаете другим людям полученную силу, в то же время старайтесь представить себя наполненным любовью ко всем живым существам, старайтесь желать, чтобы все разделяли блага, которые вы получили, представляйте себе, что мировая сила как бы проходить через вас, распространяясь на всех. В. Создайте в своем уме настроение благоговения и размышляйте о величии ума вселенной. Раскройте себя для притока божественной мудрости, которая наполнит вас просветляющим знанием, и затем старайтесь представить себе, что прошедший через вас поток идет к вашим братьям, которых вы любите и которым хотите помочь. Это упражнение дает людям, проделавшим его, совершенно новое чувство силы могущества и мудрости, а также ощущение духовной экзальтации и внутреннего света. Его нужно производить только в очень серьезном благоговейном настроении, и ни в каком случае к нему нельзя подходить невнимательно или легко. Общие указания Во время медитации заставляйте ум сосредоточиться на идеях, указанных в упражнениях, до тех пор, пока эти идеи не начнут проясняться перед умом, и пока вы не схватите их как бы в совершенно новом свете. Ум постепенно будет делаться все более пассивным и спокойным, а ментальный образ будет становиться всё более ярким и отчетливым.

naké: Соня Хабинская пишет: Интересное дело: Эта книга до сих пор не устарела. Какую книгу вы имеете в виду? Соня Хабинская, Как долго вы занимаетесь или занимались дыхательными упражнениями?

Ziatz: > Какую книгу вы имеете в виду? Название указано в сабже — Наука о дыхании индийских йогов http://www.theosophy.ru/lib/pranayam.htm Я по ней тоже занимался. Действительно хорошая.



полная версия страницы