Форум » Цигун, Йога, Дао, Боевое Искусство » О' Сенсей Морихей Уэсиба » Ответить

О' Сенсей Морихей Уэсиба

Admin: Морихэй Уэсиба (яп. 植芝盛平, англ. Morihei Ueshiba) — основатель Айкидо. Известен как О-Сэнсэй (翁先生, «Великий учитель»).

Ответов - 14

Admin: Уэсиба, Морихей (Ueshiba Morihei) (1883–1969), основатель айкидо. Родился 14 декабря 1883 в городке Танабэ префектуры Вакаяма (Япония) в семье мелкого землевладельца. Воспитывался в духе буддизма и конфуцианства. В 1902 году начал занятия боевыми искусствами, быстро осваивая все техники. 1903-1907 годы – служба в армии. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королём солдат». Участвовал в русско-японской войне. Вернувшись домой стал заниматься семейным хозяйством, вести активную социальную жизнь и активно заниматься у преподавателя дзю-до Киючи Такаги. Весной 1912 года он возглавил переселенцев на новую землю на севере Хоккайдо. Несмотря на тяжёлые условия, поселенцы успешно развивали своё хозяйство, в основном благодаря усилиям своего лидера – Уэсибы. Восемь лет Морихей посвятил освоению Хоккайдо, но из-за болезни отца покинул его. В период проживания поселенцем на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В 1922 году в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил степень 'Кёдзю Дайри' (Этим рангом отмечалось владение основным техническим арсеналом Дайто-рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-дзюцу Окуги, 66 - Хидэн Окуги и 84 - Госин-Ё-но-Тэ). Уэсиба такжезнакомится с основателем религиозного учения Омотокё - Онисабуро Дегучи, который позволил ему обрести душевное равновесие. Морихей глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путём их совершенствования в боевых искусствах. 13 февраля 1924 Морихей вместе с Онисабуро и группой учеников отправился в Монголию. Онисабуро – необычная и противоречивая личность, думал начать там создавать «царствие небесное на Земле». Их путь был полон испытаний, опасностей и приключений. В многочисленных схватках с бандитами Морихей смог подтвердить свою репутацию непобедимого воина. Интересный эпизод их путешествия: Онисабуро должен был подтвердить свои возможности далай-ламы, а именно - вызвать грозу среди белого дня, а затем усмирить её. При большом стечении народа он успешно всё это продемонстрировал. Но в итоге экспедиция попала в китайский плен и после нескольких месяцев заключения все были приговорены к смертной казни. Была проведена её инсценировка (как и у Достоевского!). Только вмешательство японского консульства освободило пленников и весной 1925 года они вернулись домой. Морихей после этого всё также проводил много времени в уединении в горах Кумано, совершал многочисленные молитвенные службы и обряды очищения в водопадах и совершенствовался в технике боевых искусств. Именно тогда в 42 года его посетило сатори – духовное прозрение. Сам он говорил впоследствии «Я начал явно ощущать своё единение со Вселенной. Мне были открыты тайны сотворения мира, путь, по которому должен идти настоящий воин – поборник святой любви; я понял, что существует дух, охватывающий и питающий всё и вся. Я ясно осознал, что всё во Вселенной взаимосвязано… Слёзы гордости, умиления и бесконечной благодарности Творцу щедро омывали моё лицо». Гармонично соединив природные таланты с упорным трудом в достижении поставленной цели, Морихей стал считаться великим непобедимым воином только после просветления. «Настоящая победа – это не нанесение поражения противнику. Настоящая победа несёт Любовь и изменяет сердце противника». Великим сатори О Сенсея было осознание, что истинная сила – это Любовь, применение мудрости Бога, а не ограниченной человеческой силы. Любовь никогда не должна быть слабой. Когда вы больше не ослеплены ненавистью и своим эго, противник становится частью вас самого. А ведь именно в это время накануне обращения Белой Луны в его гороскопе точка жизни проходила по Урану, точка смерти – по Чёрной Луне, сама Чёрная Луна в символической прогрессии (градус в год) прошла Солнце – и человеку открылся единственно верный способ борьбы со злом – Путь Гармонии и Любви. Морихея посетило озарение и вместе с ним утвердилось убеждение в том, что любое боевое искусство может быть только тогда подлинно ценным и непобедимым, когда оно проникнуто божественным духом оберегающей любви и ответственности перед всеми живыми существами. Гороскоп Нооруза для 1925 года позволяет объяснить это «совпадение». В этот момент в 22 гр. Рыб было соединение (редкое совпадение для Нооруза) планет Урана и Венеры, показателей земной и небесной гармонии. При этом через соединение с Белой Луной (показатель сил Света) эти планеты соединялись с Солнцем, главной точкой Нооруза. Вакшья соединялась с Азой (точка страха) в 13 гр Близнецов, т.е. стирала её. Чёрная Луна (11 гр. Рака) соединялась с Плутоном (12 гр. Рака) и находилась в 100 гр. кармическом аспекте к точке Нооруза. Т.е. это был год объединённой мировой гармонии, неизбежно побеждающей зло. В 1927 году Морихей переезжает в Токио, где он обучает людей айки-будо и способствует его развитию. В 1933 году его избирают президентом «Общества Содействия Боевым Искусствам Японии», он становится знаменитостью. Во время Второй Мировой войны он эвакуировал штаб-квартиру айкидо в префектуру Ибарагиё для сохранения учения. В это время в Японии царил оголтелый национализм и расизм, превращая японских военных в нелюдей, готовых «рвать глотки» другим. Морихей как проповедник идеи будо, основанных на принципах любви и совершенства, не мог одобрить массовой гибели людей. Он много раз говорил ученикам, что «убийство – это грех», что даже на войне нужно стараться изо всех сил избегать неоправданного кровопролития. Он отчаянно пытался помочь силам, стремящимся заключить мир. Осенью 1942 года после бесплодных попыток остановить мировую бойню, он уезжает в Иваму, чтобы построить там алтарь Великому Духу Айки. Он говорил: «Находясь в уединении в Иваме и позабыв о мировых проблемах, я смог по-настоящему ощутить степень единения человека с природой… я ощутил истинную гармонию совершенства и воссоединения с Божественным». Именно в 1942 году он дал название своему учению – айкидо. Только в 1948 году после тяжёлых последствий войны было получено разрешение на создание международной организации Айкикай. 1956 год стал годом международного признания айкидо. Морихей демонстрировал технику, читал лекции, обучал молодежь. После 70 лет физическая мощь была уже не та и прекрасная техника О Сенсея поддерживалась исключительно силой духа. В последние годы, если он проводил тренировку, то делал акцент на философские и духовные аспекты айкидо. Он говорил «Секрет айкидо состоит не в том, как ты работаешь ногами, а в том, как ты работаешь головой. Я учу вас не боевому искусству в прямом смысле, а учу вас не проявлять жестокость. Я всего лишь ваш проводник в этом долгом путешествии по миру айкидо». Ничем не болея, он тихо скончался 26 апреля 1969 года на 86-ом году жизни, достойно выполнив свою задачу и достигнув цели. Пять принципов айкидо, сформулированные Основателем 1. Айкидо — это путь, который вечно объединяет все пути Вселенной; это Универсальный Разум, который содержит все и все объединяет. 2. Айкидо — это истина, которой учит Вселенная и которая должна применяться к нашим жизням на Земле. 3. Айкидо — это принцип и путь, который объединяет человечество с Универсальным Сознанием. 4. Айкидо придет к своему завершению, когда каждый, кто следовал своему истинному пути, станет одним целым со Вселенной. 5. Айкидо — это путь силы и сострадания, который ведет к бесконечному совершенству и вечно растущей славе Бога. Айкидо становилось все популярнее, широко распространилось в Японии и перекинулось в Америку, а затем и в Европу. Привлекали к новому искусству и личность Уесибы, и необычность философии, и тот факт, что заниматься им могли люди всех возрастов и уровней физической подготовленности, причем без травм - айкидо все больше и больше пропитывалось духовностью, утрачивая реальность приемов и превращаясь в разновидность балета. Большинство техник стали срабатывать только в том случае, если партнер - понятия «соперник» в айкидо нет - позволял бросить себя, а следовательно, тренировки превращались в последовательную отработку приемов против определенных, заранее известных атак, и безо всякого сопротивления. По идее айкидо действительно эффективно. Мастер айкидо уходит с линии атаки и продолжает движение нападающего, доводя его до той точки, на которой он теряет равновесие, и заставляя его упасть. Знание законов биомеханики позволяет мастеру вписаться в любое движение атакующего и легко бросить его за счет его же силы и энергии. Но идея в реальность не воплотилась. Впоследствии айкидо не избежало участи каратэ, разделившись на несколько стилей. Стиль классический, созданный Уесибой, развивает организация Айкикай (ее возглавляет сын основателя Киссомару) и Всемирный центр Айкикай (им руководит внук основателя - Моритеру), обучая традиции и выполнению техники в полном соответствии с канонами. Условия в центре спартанские, чисто самурайские - 4 полуторачасовые тренировки в день, жесткое, как пол, татами, покрытое тканью типа брезента, так что от постоянных падений на коже не остается живого места. Отопления нет, окна и двери распахнуты круглосуточно, зимой по залам летает снег. Стиль Кинокенкокай, или Кинокай, канонами пренебрегает, делая упор на ощущения и развитие внутренней энергии. Понятие внутренней энергии, достаточно для нас абстрактное, существует во всех боевых искусствах, но никогда не объясняется - как говорят японцы, надо прозаниматься лет 10, и тогда все поймешь сам. И третий стиль - Йосинкан - делает упор на прикладной аспект, его изучают полиция и силы самообороны. Его изучал и знаменитый Стивен Сигал, в своих фильмах пробудивший интерес к айкидо во всем мире. отсюда, отсюда и отсюда, и отсюда Морихэй Уэсиба и золотые шарики Морихэй Уэсиба и золотые шарики«…Продолжая разговор о странных вещах, я хотел бы рассказать об одном очень странном случае, который я видел своими собственными глазами. Однажды один из руководителей отдела военного снаряжения японской армии, вместе с 9 подчиненными, посетил Уэсиба Додзе. Они пришли посмотреть на удивительное искусство Айкидо о котором много слышали. Эти люди были инспекторами вооружения. Они тестировали новое оружие на точность и надежность. Они стреляли на олимпийском уровне, и я обратил внимание, что они всегда попадают в цель. Уэсиба Сэнсэй, который в тот день проводил показательное выступление для этих людей между делом сказал: «Пули не могут в меня попасть». Я раньше, конечно, слышал историю о том, как во время путешествия в Монголию он избежал бандитских выстрелов, но ведь это был совсем иной случай. Гордость инспекторов была задета. — Вы уверены, что пули вас не заденут? — спросили они. — Конечно. — Тогда, почему бы не попробовать? — Пожалуйста. Они сразу же назначили дату встречи в Армейском Стрелковом Центре в Окубо. Перед встречей они попросили Уэсиба Сэнсэя написать официальную расписку, что он добровольно согласился стать живой мишенью для армейских офицеров и поставить отпечаток своего пальца на документе, что он и сделал. Кроме того, они заверили этот документ в армейском суде. Таким образом, если бы Сэнсэя застрелили, никто бы не смог пожаловаться.В назначенный день прибыла военная машина, чтобы отвезти Сэнсэя на полигон в Окубо. Мы с господином Юкава сопровождали его. Естественно, жена Сэнсэя очень волновалась и умоляла его не делать этого, но Сэнсэй просто спокойно повторял, „Hе беспокойся,они никогда не попадут в меня.“ Господин Юкава и я также очень беспокоились; мы даже подумывали, не следует ли заранее распорядиться о подготовке похорон.Когда мы приехали на полигон, нас ждал сюрприз. Я думал, что в Сэнсэя будет стрелять один человек, но оказалось, что в него будут стрелять из пистолетов шесть стрелков. Обычно на расстоянии 25 метров устанавливались мишени в виде человеческого силуэта,однако на этот раз там стоял Уэсиба Сэнсэй вместо мишени. Шесть стрелков заняли позицию и прицелились в Уэсиба Сэнсэя. Глядя на него, я беспомощно гадал, что может сделать Сэнсэй с такого расстояния. Раз, два, три!!! Шесть револьверов грохнули одновременно. Затем, внезапно, один из стрелков подлетел в воздух! Что случилось! Прежде чем мы могли что-либо понять, Сэнсэй стоял позади стрелков, смеясь себе в бороду. Мы не знали что и подумать. Я совершенно искренне не понимал как такое могло случиться. Hе только я, но и окружающие люди не могли найти слов, чтобы выразить свой шок. Шесть инспекторов все еще не были убеждены и попросили Сэнсэя попробовать еще раз. „Хорошо“, безразлично ответил он. Снова шесть стволов были направлены на Уэсиба Сэнсэя и раздался залп. Hа этот раз отлетел в сторону стрелок, стоявший с краю. Точно также как и в первый раз, Уэсиба Сэнсэй стоял позади инспекторов, а мы не имели ни малейшего представления о том, как это случилось. Я был ошеломлен. Хотя второй раз я смотрел очень внимательно, я не смог увидеть, что сделал Сэнсэй. Вначале на Уэсиба Сэнсэя смотрели стволы шести револьверов, затем раздался залп. Следующее, что я помню, это то, что Сэнсэй каким-то образом мгновенно покрывает 25 метров и бросает одного из стрелков. Я не мог понять этого и единственное объяснение, которое я мог найти было «Божественная техника». Hа обратном пути я спросил, „Сэнсэй, как вы сделали это?“, и получил такой ответ. Перед выстрелом, когда нажимают на курок, из ствола вылетает нечто похожее на золотой шарик. Сама пуля вылетает позже, поэтому от нее легко уклониться. И хотя кажется, что все шесть стрелков стреляют одновременно, на самом деле это не совсем так. „Поскольку они стреляют в немного разное время, я просто направляюсь к тому, кто стреляет первым. Этот золотой шарик издает интересный звук,“ сказал Сэнсэй. По его словам, услышав этот звук, он начинал бежать. Он бежал как ниндзя — пригнувшись, маленькими, короткими и медленными шагами. Сама пуля вылетала примерно тогда, когда он уже пробегал половину пути. Сэнсэй сказал, что между золотым шариком и вылетом пули проходит достаточно долгое время, но для нас, наблюдавших, все случилось так быстро, что мы не видели как он подбегал, чтобы бросить первого стрелка. «Бог сказал, что я еще нужен этому миру, и он решил дать мне пожить еще. Мое самоочищение еще не окончено, и поэтому я не могу умереть. Когда я уже буду не нужен этому миру, боги позволят мне уйти.» Сэнсэй говорил с уверенностью, но, конечно, я не мог понять, что он имел ввиду. отсюда

Admin: Философия Айкидо Некоторые высказывания Сенсея ( из книги Морихей Уэсиба. Жизнь и Путь.) 1 Искусство Мира начинается с самого тебя. Над собой и над поставленными перед тобой задачами работай с Искусством Мира. У каждого есть дух, который можно очищать, тело, которое можно некоторым способом тренировать, и подходящий путь, которым можно следовать. Ты находишься здесь с единственной целью — осознать свою внутреннюю божественность и проявить свою исконную просветленность. Взрасти мир в своей собственной жизни, а затем применяй Искусство ко всему, с чем ты встречаешься в ней. 2 Тебе не нужны дома, деньги, власть или положение, чтобы практиковать Искусство Мира. Небеса — там, где ты сейчас стоишь, и это как раз то место, где можно тренироваться. 3 Все вещи, материальные и духовные, происходят из одного источника и находятся в родстве друг с другом, как члены одной семьи. Прошлое, настоящее и будущее содержатся в жизненной силе. Вся Вселенная произошла из одного источника, а мы повились благодаря совершенному процессу объединения и гармонизации. 4 Айки-до — это лекарство для больного мира. В мире есть зло и беспорядок, потому что люди забыли о том, что все вещи происходят из одного источника. Возвратись к этому источнику и оставь все эгоистические мысли, пустячные желания и гнев. Кем не владеет ничто, тот владеет всем. 5 Если ты не установишь связь с истинной пустотой, то никогда не постигнешь Искусство Мира. 6 Искусство Мира действует повсюду — от безбрежных пространств космоса до мельчайших растений и животных. Жизненная сила проникает всюду, ее мощь не знает границ. Искусство Мира позволяет нам ощутить ее и соприкоснуться с этим огромнейшим запасом вселенской энергии. 7 Восемь сил поддерживают мироздание: движение и неподвижность, твердость и текучесть, расширение и сжатие, объединение и разделение. 8 Жизнь — это рост. Если мы перестаем расти, технически и духовно, можно считать нас мертвыми. Искусство Мира прославляет связь неба, земли и человечества. Это все, что истинно, хорошо и красиво. 9 Время от времени необходимо уединяться среди высоких гор и укромных долин, чтобы восстановить свою связь с источником жизни. Вдыхай и позволь себе воспарять во все концы вселенной; выдыхай и собирай космос внутри себя. Затем дыши всем плодородием вибрирующей земли.Наконец, смешивай дыхание неба и дыхание земли со своим собственным дыханием, и пусть оно становится Дыханием самой Жизни. 10 Все законы неба и земли живут в тебе. Жизнь сама по себе есть истина, и это не изменится никогда. Все сущее на небе и на земле дышит. Дыхание — это нить, связывающая все мироздание воедино. Когда можешь ощущать бесчисленные вариации вселенского дыхания, тогда рождаются отдельные техники Искусства Мира. 11 Взгляни на морские волны. Подходя к берегу, они с шумом вздымаются и падают. Таким должно быть твое дыхание. С каждым вдохом вбирай в свой живот всю Вселенную. Знай, что каждому доступны четыре сокровища: энергия солнца и луны, дыхание небес, дыхание земли и прилив и отлив морских вод. 12 Практикующие Искусство Мира должны защищать владения Матери Природы, это божественное творение, и сохранять его прекрасным и неувядшим. Состояние воина рождает естественную красоту. Тонкие техники воина проявляются так же естественно, как естественно сменяют друг друга весна, лето, осень и зима. Состояние воина — это не что иное, как сила, поддерживающая всякую жизнь. 13 Когда жизнь торжествует, происходит рождение; когда жизни препятствуют, происходит смерть. Воин всегда борется за Гармонию, а ставки в этой борьбе — жизни и смерть. 14 Созерцай устройство этого мира, слушай слова мудрых и принимай все хорошее и доброе как свое. Опираясь на это, открой свою собственную дверь к истине. Не прогляди истину, которая прямо перед тобой. Изучай течение воды в ручье, плавно и свободно огибающем камни. Учись также у святых книг и умудренных людей. Все вокруг — даже горы, реки, травы и деревья — должно стать твоим учителем. 15 Каждый день твори себя заново, одеваясь небом и землей, умываясь мудростью и любовью и помещая себя в сердце Матери Природы. 16 Не упусти случая поучиться у чистого голоса горного ручья, плещущегося среди камней. 17 Гармония зарождается в течении вещей, ее сердце подобно движению ветра и волн. Путь подобен венам, что разнося кровь по нашим телам вслед за естественным потоком жизненной силы. Если ты хоть немного отделен от этой божественной сущности, это значит, что ты сошел с тропы. 18 Твое сердце полно семян, готовых прорасти. Как цветок лотоса вырастает из грязи, чтобы раскрыть свою яркую красоту, так космическое дыхание заставляет цветок духа раскрываться и приносить плод в этом мире. 19 Постигай учения сосны, бамбука и цветущей сливы. Сосна вечно зелена, прочно укоренена и солидна. Бамбук крепок, гибок, несокрушим. Сливовый цвет дерзок, ароматен и изящен. 20 Пусть твой ум всегда будет ярок и ясен, как безбрежное небо, великий океан и высочайший горный пик. Пусть твое тело всегда будет наполнено светом и теплом. Наполняй себя силой мудрости и просветления. 21 Как только ты начинаешь искать "хорошее" и "плохое" в своих близких, в твоем сердце открывается дыра, через которую входит зломыслие. Если ты испытываешь других, соревнуешься с ними, критикуешь их — это приводит к твоему ослаблению и поражению. 22 Пронизывающее сверкание клинков, Выкованных теми, кто следует Пути, Поражает злого врага, Крадущегося глубоко внутри Их душ и тел. 23 Искусство Мира не дается легко. Надо бороться до самого конца, надо убить в себе злые желания и всякую ложь. Иногда Голос Мира звучит как гром, выводя людей из их оцепенения. 24 Кристально чистый, Острый и яркий, Священный меч Не оставляет Злу ни малейшей лазейки. 25 Чтобы практиковать Искусство Мира, ты должен: — успокоить свой дух и вернуться к источнику; — очистить тело и дух, удалив всю злонамеренность, эгоизм и страсть; — быть вечно благодарным за дары, которые ты получил от Вселенной, от своей семьи, от Матери Природы и от близких тебе людей. 26 Искусство Мира основывается на четырех Великих Добродетелях: Храбрости, Мудрости, Любви и Дружбе, символами которых служат Огонь, Небо, Земля и Вода. 27 Сущность Искусства Мира — в очищении себя от зломыслия, в гармонизации со своим окружением и в устранении со своего пути всех препятствий и барьеров. 28 Единственное лекарство от материализма — это очищение шести органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, тела и ума). Если чувства перекрываются, твое восприятие задыхается. И чем больше оно задыхается, тем больше искажаются чувства. Так нарушается порядок в мире, а это — величайшее зло из всех. Очищай свое сердце, освобождай шесть чувств, чтобы они могли работать беспрепятственно, и твои тело и душа воспылают. 29 Всякая жизнь есть проявление духа, проявление любви. И Искусство Мира есть чистейшее выражение этого закона. Воин обязан положить конец всяким спорам и страстям. Вселенская любовь действует во многих формах; каждое ее проявление должно иметь возможность свободно выражаться. Искусство Мира — это истинная демократия. 30 Каждый Мастер, во все времена и во всех странах, слышал зов и достигал гармонии с небом и землей. Много троп ведет к вершине горы Фудзи, но эта вершина одна — любовь.

PA5TOR: Дед Морихэй был хорошим мужиком, предприимчивым возможно поэтому создал свой стиль, хоть конечно он не является боеспособным. То что он от пуль уворачивался да камни рубил мечем, это конечно все выдумки американских простаков-фанатов. Жалко только, что совсем не упомянут его учитель - Такэда Сокаку. Вот кто был настоящим самураем, не кидался в сантименты, а просто рубил своих противников катаной. Он конечно незаслуженно остается в забвении, ведь его древнее искусство, по сравнению с самопалом Уэсибы просто нечто... Такэда Сокаку (яп. 武田 惣角 Такэда Сокаку?, 10 октября 1859 — 25 апреля 1943) — основатель одной из школ Дзю-дзюцу, известной как Дайто-рю Айки-дзюцу. Родился в провинции Айдзу (современная префектура Фукусима). Начало пути Такэда Сокаку — это сын Такэда Сокити, который был известным мастером сумо и чемпионом клана Айдзу. Такэда Сокити также превосходно владел мечом и копьем и владел собственным додзё. Предполагается, что первые навыки Сокаку получил в додзё своего отца. Дед Сокаку Такэда Соэмон (1758—1853) был известным мастером айки-дзюцу, наследником секретных техник, передаваемых через века еще от прародителя рода Такэда — Минамото Ёсимицу. В юности Такэда изучал технику владения мечом в школе Оно Ха Итто-рю под руководством Томы Сибуи в Токио и в школе Дзикисинкагэ-рю у Кэнкити Сакакибара. В 1886 году Такэда получил Мэнкё Кайдэн (свидетельство об окончании) школы Оно Ха Итто-рю. В июне того же года умер его старший брат, и семейные обязанности заставили его вернуться в родную провинцию Айдзу. По возвращении он встретил Таномо Сайго, главу клана Айдзу, который был учеником Соэмона Такэды и мастером меча школ Мидзогути Ха Итто-рю и Косю-рю Гунгаку. У Таномо Сайго Сокаку изучал айки-дзюцу, включавшее работу с копьем, мечом и другими видами оружия и, как легко догадаться, был очень способным учеником. Такэда вдоль и поперек объездил Японию, соревнуясь со всяким сколько-нибудь заметным мастером боевых искусств, который только принимал его вызов. Он не просил поблажек или особых условий при встречах с теми, кто считался сильнее его. Фактически, он уменьшал свои преимущества, используя только излюбленное оружие своего противника, то есть сражался копьем против мастера копья, мечом против мастера меча. Он не терял уверенности в себе, а число его учеников, невзирая на непрерывные разъезды и отсутствие постоянного тренировочного зала, превысило 30 тысяч, и среди них были дворяне, члены правительства, бывшие даймё и высокопоставленные чиновники. Истории с участием Сокаку Такэда Разбойник В 1910 году сельскую местность, по которой путешествовал Такэда, терроризировал жестокий грабитель. Люди боялись с наступлением сумерек выходить на улицу. Полиция, несмотря на усилия, не смогла с ним покончить. С появлением Сокаку Такэда, разбои прекратились. И через некоторое время полиция обнаружила труп разбойника на рисовом поле недалеко от дороги, где проходил Такэда. Местных жителей и полицию вполне устраивал такой исход дела и Сокаку Такэда не стали привлекать к ответственности. Бой с 50 рабочими Существует распространённая легенда о том, что, якобы, Такэда подрался с 50 дорожными рабочими и вышел из этой схватки невредимым. Вот как она примерно выглядит: Пятью годами позже Такэда участвовал в столкновении с полусотней дорожных рабочих и вышел из него невредимым, нанеся большой ущерб превосходящим силам врага. В то время многие дорожные и строительные рабочие набирались из бывших преступников или бандитов. Они были жестокими, агрессивными, обычно не имели постоянного дома, кочуя в поисках работы и проводя свободное время в драках и пьянках. Для полиции это было настолько большой проблемой, что смерть от ран, полученных в столкновениях с ними, регистрировали как вызванную естественными причинами, чтобы соблюсти формальности и избежать беспокойства. Сначала Такэда просто бросил на землю нескольких нападающих, вооруженных тобигути (длинными шестами с железными крюками на конце), железными прутьями и наконечниками копий. Но когда в ход пошли мечи, Такэда тоже вынужден был использовать меч. Будучи непревзойденным мастером меча, он убил девятерых бандитов. Остальным пришлось отступить, спасая собственные жизни. Этот случай еще раз доказывает эффективность айки-дзюцу как комплексной боевой системы. Мастер айки-дзюцу способен без колебаний переходить от работы без оружия к работе с любым оружием. К сожалению, известный американский историк японских боевых искусств Донн Дрэгер (англ. Donn F. Draeger) в своей книге «Современные будзюцу и будо»[1] со ссылкой на записи в полицейской хронике даёт гораздо менее романтичную и менее красивую версию этого происшествия. Из описания событий следует, что драку во многом спровоцировал сам Такэда, который ходил по современным улицам со средневековым мечом, а когда рабочие поинтересовались, не стало ли фехтование устаревшим занятием — ответил им довольно грубо. В завязавшейся драке он вовсе не разогнал бандитов, оставшись без единой царапины, а наоборот: ...измождённый, он упал на землю. Рабочие разом набросились на него. Один из них зацепил тело упавшего Сокаку с помощью багра. Сокаку ожидала неминуемая смерть. Но в этот момент появились конные полицейские, и спасли жизнь Сокаку. Разогнав толпу рабочих, полиция обнаружила двенадцать убитых и ещё больше раненых; Сокаку же лежал без сознания, истекающий кровью, но так и не выпустивший из рук свой драгоценный меч. Последовавший суд оправдал Сокаку, сняв с него все обвинения со стороны рабочих. Сайго Таномо Тикамаса наставлял Сокаку: «Жизненный уклад уже не тот, что был в период Эдо, время мечей прошло. Стычка произошла из-за того, что ты был при оружии. Отложи меч в сторону и займись дзюдзюцу». Но прошло немало времени прежде, чем Сокаку внял данному совету. Стычка с американцем В 1904 году Чарльз Перри, американец, преподававший английский язык в Высшей школе Сэндай, имел в поезде стычку с Сокаку. Перри не понравился вид одетого в поношенную одежду пассажира путешествующего в вагоне первого класса, и он попросил кондуктора проверить у него билет. Когда Сокаку потребовал, чтобы ему объяснили на каком основании проверяют билет только у него одного, кондуктор ответил, что делает это из-за жалобы американца. Разъяренный Сокаку вскочил со своего места и бросился к Перри выяснять отношения. Перри встал, уверенный, что его шестифутовый (180 см) рост испугает миниатюрного японца. Однако Сокаку быстро перехватил кулак Перри, надавил на болевую точку и бросил противника на стену вагона. После того как Перри оправился от болевого приема, потрясенный тем, что с ним легко справился значительно меньший его человек, смиренно извинился и попросил обучить его этому искусству. Через Перри молва об эффективности техники Сокаку достигла американского президента Теодора Рузвельта. Сокаку отправил своего ученика Сюнсо Хораду, полицейского офицера из Сэндай, в Соединенные Штаты, где тот на протяжении трех лет обучал американского лидера и членов правительства. Одним из первых учеников Хораду в США стал Чарльз Перри, бывшая жертва его собственного гениального учителя. Сокаку Такэда — это связующее звено между нашим временем и эпохой самураев. Именно он обеспечил передачу истинного айки-дзюдзюцу через своих учеников к последующим поколениям. Как мы увидим далее, параллельно ему работали и другие, чьи способности были сравнимы с его талантом, но никто не превзошел его достижений и никто не оставил более прочной основы для дальнейшего строительства. Прожив полную, удачную и очевидно интересную жизнь, Сокаку Такэда скончался от естественной старости 25 апреля 1943 года. За два года до этого у него начался паралич, и многие тогда поверили в близость конца. Говорят, что он был настолько близок к смерти, что один из его старших учеников — Морихэй Уэсиба — сменил название собственной школы с айки-будо на айкидо; совершая это, мягко говоря, нарушение этикета, он, вероятно, считал дни своего учителя сочтенными и мог поэтому произвести эту замену без страха вызвать его недовольство. Однако Сокаку Такэда отчасти восстановил свою былую силу и за два месяца до смерти, несмотря на паралич, на занятиях в отделении полиции города Муроран даже бросил дзюдоиста 6-го дана. В день, когда его не стало, он почувствовал себя плохо у станции Аомори на северной оконечности основного Японского острова Хонсю, и был принесен учениками в гостиницу города Ито уже мертвым. Один из наиболее выдающихся бойцов последнего поколения самураев покинул этот мир в возрасте 83 лет, после чего задача продолжения его работы лежала на учениках. Это были Токимунэ Такэда, Юкиёси Сагава, Такума Хиси, Тоёсаки Мацуда, Какуёси Ямамото и Морихэй Уэсиба. Таномо Сайго, учитель Сокаку Такэда, говорил ему, что время меча кончилось, и айки-дзюдзюцу в их боевой системе должно уделяться основное внимание. Это Сокаку Такэда, в свою очередь, передал ученикам.

6ato: PA5TOR, cпасибо. интересно было прочитать про учителя Уэсиба. нашла еще информацию: В период проживания поселенцем на Хоккайдо Уэсиба при посредничестве Катаро Ёсида был представлен Сокаку Такэда и стал его учеником. Последующие семь лет он учился у этого мастера. В то время Сокаку Такэда находился в расцвете жизни и на вершине своих возможностей. В 1922 году в возрасте 39 лет Уэсиба в составе группы всего из 23 человек получил степень 'Кёдзю Дайри' (Этим рангом отмечалось владение основным техническим арсеналом Дайто-рю: 118 базовых приемов, 80 приемов Айки-дзюцу Окуги, 66 - Хидэн Окуги и 84 - Госин-Ё-но-Тэ). Однако двое учеников удостоились более высоких степеней. Юкиёси Сагава и Такума Хиса получили степень 'Кайдэн', а Юкиёси достиг даже 'Содэн' - степени, отражавшей полное знание техники (2884 приемов-вадза, включая работу с посохом, мечом, двумя мечами, копьем, шестом, железным веером, метательными снарядами и коротким мечом). После смерти учителя Юкиёси стал 36-м главным мастером Дайто-рю Айки-дзюцу, но затем отказался от этого положения в пользу сына учителя, Токимунэ Такэда, когда тот вернулся с последней войны. В 1936 году Морихэй Уэсиба открыл свою собственную школу в Токио, назвав свой стиль Айки-будо. Хотя его критиковали за то, что он сменил название своего додзё вскоре почти смертельного приступа болезни, который перенес его учитель в 1941 году, это могло быть и простым совпадением. Фактически, сначала он не мог остановиться ни на одном имени, и называл свою школу сначала Уэсиба Дзюку Айки-дзюдзюцу, потом Айки-будзюцу, далее Кобукан Айки-будо, Тэншсин Айки-будо, Такэмусу Айки и, наконец, Айкидо. Это название было впервые зарегистрировано Минору Хираи в центре Бутокукай, представлявшем тогда высший авторитет в области боевых искусств Японии. Несомненно то, что до войны Уэсиба учил эффективной в реальных единоборствах технике, переданной ему Сокаку Такэда. Тренировки в его школе были настолько тяжелыми, что ее называли 'Дзигоку Додзё' - 'Дьявольской школой'. Травмы, часто тяжелые, были обычным явлением, и оставались только самые выносливые. Его лучшими учениками этого периода были Годзо Сиода, Кэндзи Томики, Минору Хираи и Минору Мотидзуки. Годзо Сиода, очевидно, был лучшим из тех учеников Морихэи Уэсиба, кто остался верен исходной технике Сокаку Такэда. Свидетельство этого - высокая эффективность его системы Ёсинкан. В начале войны Морихэй Уэсиба продолжал учить, но в 1942 году он переехал в город Ивама префектуры Ибараги и занялся сельским хозяйством. Причины этого неясны. Один из его биографов утверждает, что это было выражением протеста против власти военных и страданий, вызываемых войной. Возможно также, что он чувствовал необходимость этого шага, поскольку религиозное движение, с которым он был тесно связан, попало под официальное преследование Кипэй Тай - японской военной полиции, выполнявшей те же функции и имевшей такую же славу, как и гестапо в Европе. Достоверно известно, что взрыв, разрушивший центр секты омото Кё Синто, руководимой Онисабуро Дэгути, был делом рук военных, которые мстили Дэгути за публичные критические выступления в их адрес. После войны Уэсиба вернулся в Токио, и, называя теперь свое искусство 'айкидо', снова начал учить в додзё в токийском районе Вакаяма вблизи Синдзюку. Постаревший и склонившийся к религии, он сменил основное направление своей школы с изучения боевого искусства на формирование личности с помощью айкидо. Морихэй Уэсиба считал свое искусство Путем к Богу, а не методом достижения превосходства над другими смертными. В годы после поражения Японии такая постановка дела нашла плодородную почву. Айкидо Уэсибы было одобрено оккупационными силами США в качестве допустимого 'мирного' занятия и распространилось, затмив все школы Айки-дзюцу, открытые бывшими учениками Сокаку Такэда. Долгое время в глазах всего мира Морихэй Уэсиба представлял айкидо. Этот энергичный старый джентльмен с длинной белой бородой и сверкающими глазами стал своего рода олицетворением искусства. Без сомнения, Морихэй Уэсиба был сильной личностью, он подчинял своему влиянию всех связанных с ним людей и вызывал в других такую любовь, что они были готовы с радостью пойти ради него на большие жертвы. Мы никогда не узнаем, была ли эта сила следствием его религиозных убеждений, или это был врожденный дар полученный от бога. Достаточно сказать, что этот дар активно использовался и многие от этого выиграли. Однако, то, что Морихэй Уэсиба мог делать за счет своего глубокого знания Такэда Дайто-рю Айки-дзюцу и сверхчеловеческих личных качеств, другие могли только изобразить, выполняя то, что выглядело как стилизованная ритуальная техника, вероятно, непригодная в реальном единоборстве и часто требующая помощи 'жертвы' в ее собственном падении. 'О-Сэнсэй' Морихэй Уэсиба умер в 1969 году в том же возрасте, что и Сокаку Такэда, и за несколько дней до годовщины смерти своего учителя. После него осталась группа преданных ему учеников, взявшаяся продолжать начатое им дело. Его сын - Киссёмару Уэсиба - стал вторым главным мастером школы, и слава системы продолжала распространяться. Но для многих Школа заключалась в Человеке, и никто не мог заменить его. Когда свет его жизни угас, это было для его последователей почти подобно солнечному затмению, оставившему отметку в истории до того, как свет вновь упал на землю. отсюда мне лично очень импонирует философия Айкидо. )))

raido: PA5TOR пишет: Дед Морихэй был хорошим мужиком, предприимчивым возможно поэтому создал свой стиль, хоть конечно он не является боеспособным Почему вы так считаете, что айкидо не боеспособно? Вы занимались с мастером айкидо?

RomanVG: Давайте еще поговорим об Айкидо !!!! Айкидо - реально! Это показывает практика. Вот только те кто практикует Айкидо не очень стремятся к практике. P.S. Вот такой каламбур

PA5TOR: RomanVG пишет: такой каламбур Вероятно такой когнитивный диссонанс связан с тем, что в настоящем бою айкидо мало поможет. Может вы знаете, что в айкидо нет атакующих приёмов, это всецело оборонительный стиль. В дополнение к этому скажу, что способ передвижения и стойки в айкидо сильно снашивает колени, и сильно от этого страдают белые люди в силу своей комплекции, пытающиеся приобщиться к этому стилю.

dao tzi: RomanVG пишет: Айкидо - реально! Это показывает практика Вы занимаетесь айкидо?И оно Вам помогло в реальной уличной драке?

Yauhen: Про колени - в карате на них нагрузки никак не меньше из-за глубоких стоек вроде киба или зенкуцу дачи, если их выполнять "по-взрослому". А если делать не по-взрослому, они существенно теряют эффективность. Наверное, в любом единоборстве есть свои плюсы и минусы, идеального стиля нет.

RomanVG: Приятно увидеть оперативный отклик! Но почему и здесь надо доказывать эффективность Айкидо? Неужели то множество населения Земного шарика, которые занимаются, недалекие умом люди ? Обычно наоборот - Люди в Айкидо во многом незаурядные и зрелые. Вот только освоить это БИ стоит большого количества времени. Так как технические действия отработаны до самых мелких деталей, а освоить их за пол года не получится. Не секрет что практически во всех БИ присутствуют и Икке и Котегаеси и все остальное. Но практически везде они выглядят довольно "грязно"и "сыровато". Чтобы отдельный индивид впитал в себя все элементы Айкидо должно утечь не мало воды. Годы. Люди отзанимавшись по 10 лет и более, находят для себя что-то новое. По поводу колен - а причем здесь белые люди? Какие такие экзотичесике стойки? Ну а работа на коленях не просто дань традиции!!! Ну и напоследок фраза О-Сенсея "Айкидо - это Ирими и Атеми".

PA5TOR: Доброй охоты! RomanVG пишет: Неужели то множество населения Земного шарика, которые занимаются, недалекие умом люди [Image] ? Обычно наоборот - Люди в Айкидо во многом незаурядные и зрелые Да никто и не сомневается что эти люди не дураки. Могут ли они ошибаться? Могут, а могут и не ошибаться. В конечном итоге, они ведь практикуют для себя, и они же будут сами его использовать в бою. RomanVG пишет: Вот только освоить это БИ стоит большого количества времени Впрочем как и большинство восточных единоборств. И не только. RomanVG пишет: По поводу колен - а причем здесь белые люди? Какие такие экзотичесике стойки? А при том, что мне например было бы очень тяжело передвигаться в таких стойках не смотря на мою тренированность. В детстве карате занимался поэтому знаю. Как мне кажется японцам оно сподручнее, ведь не секрет что в Японии та же поза сидения с подогнутыми коленями абсолютно массовая. Там все так сидят. Не спорю есть и у нас исключения(измельчали люди) , но все же для больших и высоких европейцев это не годится.

RomanVG: Попробую объяснить по поводу колен. Я так понял что под "такими стойками" имеется в виду вообще перемещения на коленях. Сувари вадза (погуглите видео) имеет некоторые равнополезные аспекты. Первое – это лечебный – почитайте Бубновского (европейца!). Перемещение, сидение на коленях оказывает массажный и тренировочный эффект на мышцы коленного сустава. Доказано на собственном опыте – помогает. А еще говорят, что подобные телодвижения положительно влияют на мужскую потенцию ;), улучшается кровообращение в области таза и прочее. Второе. Это возможность почувствовать передвижения тела иначе, чем если бы вы стояли на ногах. Многим бывает трудно скоординировать движения рук корпуса и ног. Что бы ничто не отставало и не убегало вперед. А главное чтобы тело было основным движущим элементом. Вот короткие ножки и позволяют придти к пониманию сути работы центром (танденом). Тем местом, что, как все знают, на два пальца ниже и где копится вся сила человеческая. Иногда об Айкидо говорят, что это «медитация в движении». А самое интересное это работать с детьми ;) – когда становишься таким же маленьким, как и они.

йцукен: Техника боя на коленях уходит своими корнями в средневековую Японию. Дело в том, что во дворце императора или сёгуна было запрещено ходить перед императором стоя. Все должны были перемещаться на коленях. Это не потому, что императоры были такими тщеславными, просто это было безопасно. в средневековой японии покушения были обычным делом. А из такой позиции невозможно внезапно напасть. Нужно было вставать и пока нападающий встает у телохранителей было достаточно времени защитить своего сёгуна. Сами же телохранители оттачивать технику боя с колен, благодаря чему они имели полное преимущество перед нападающим. Хотя нападающий тоже мог владеть такое техникой, но для этого все гости находились на определенном расстоянии от хозяина, да и техника боя держалась в строгом секрете.

raido: PA5TOR пишет: Вероятно такой когнитивный диссонанс связан с тем, что в настоящем бою айкидо мало поможет. Может вы знаете, что в айкидо нет атакующих приёмов, это всецело оборонительный стиль. В дополнение к этому скажу, что способ передвижения и стойки в айкидо сильно снашивает колени, и сильно от этого страдают белые люди в силу своей комплекции, пытающиеся приобщиться к этому стилю. Для того, чтобы айкидо помогало в настоящем бою, надо изучать настоящее айкидо. В котором есть атакущие приемы. На самом деле их там полно, и они скрываются в каждом движении при защите, например, когда вы отводите атаку противника, взяв его за руку или заблокировав удар, то пока противник не сопротивляется вашему приему его не бьют, а если он вырывает руку из проводимой вами техники, то тут же следует удар, хоть рукой, хоть ногой. Даже плечами или головой. На самом деле айкидо очень жестко, но Уэсиба учил проводить техники мягко и этично по отношению к противнику, пока тот следует вашей технике. Задача противника при вашей блокировке держаться за вашу руку и следовать приему, иначе может быть очень неприятно, если он этого не сделает, там еще кроме ударов заломы есть очень противные. По поводу коленей - это айкикаевцы мучают своих айкидок такими стойками. Советую сменить айкикай на что-нибудь другое, если есть выбор, а то там вас искусству айкидо не научат, а только системе айкидо как спорт, плюс проблемы с коленями. Стойки должны быть на уровне плеч, низкие стойки в традиционнном стиле почти не используют, от них отказались давно, как вредящие здоровью коленей



полная версия страницы