Форум » » Что такое йога? /1 » Ответить

Что такое йога? /1

6ato: (c) Olivier Follmi продолжение темы - Что такое йога? / 2

Ответов - 39, стр: 1 2 3 All

Pixel: PA5TOR пишет: Еще ни один человек в мире не достиг с помощью ха-тха йоги... Вообще-то это разделение не совсем правомерно. асаны хатха-йоги, это технология, позволяющая вам укрепить тело настолько, что оно становится в состоянии выдержать гипоксические упражнения продвинутой пранаямы и укрепить психику настолько, чтобы она могла выдержать медитативную практику без безвозвратного уезда крыши. Ну а как бонус - здоровьичка и силенок прибавится.

ПрактикЪ: PA5TOR пишет: То что преподноситься на западе как йога - верх невежества. Даже тут видится то, насколько они далеки от учения. Еще ни один человек в мире не достиг с помощью ха-тха йоги... Согласен с тем, что йога на западе в большинстве случаев выродилась. Но вот на счет хатха йоги - тут не все так просто. Нужно понимать, для какого типа сознания создавалась данная йога, какие тонкие тела она развивает в первую очередь. Поэтому в оккультных источниках говориться, что если всерьёз заниматься этой йогой для нашей арийской расы- это шаг назад, а не вперед. Кстати это относиться и ко многим китайским практикам, которые создавались в расчете работы с Атлантическими типами сознания. Pixel пишет: асаны хатха-йоги, это технология, позволяющая вам укрепить тело настолько, что оно становится в состоянии выдержать гипоксические упражнения продвинутой пранаямы и укрепить психику настолько, чтобы она могла выдержать медитативную практику без безвозвратного уезда крыши. Действительно, упражнения из хатха-йоги входят в Раджу -йогу. Но эти упражнения входят лишь как часть, причем не самая большая. А что бы крыша не поехала, к этому готовят другие упражнения и практики. Кстати, если человек в прошлых жизнях уже прошел достаточно большой кусок Пути, то работа над физическим проводником сводиться обычно к минимуму. Идет в основном работа с сознанием. Энергетические изменения тогда проходят гораздо более легко, хотя порой могут идти с огромной интенсивностью.

musha: Если уж давать точное определение йоге, то это уже сделал Патанджали: "Yogah cittavritti-nirodhah". Где йога - единение, отождествление, читта-вритти - модификации, изменения ума и ниродха - ограничение, удержание. Это квинтэссенция всех систем, обозначаемых общим словом Йога. В одних случаях это результат системы, в других - это промежуточный этап, но осуществив удержание читты от вритти человек совершает йогу и создаёт базис для дальнейшего развития сознания. Без этого всё только упражнения для ума и тела, но не для расширения души и осознанности.

6ato: опять написанное, но, кажется, обощающее: Йога – это наука жизни, или выражаясь иначе – способ жизни на Земле. Это система физической и психической культуры. Система тренировок, включающих в себя позы тела, дыхательные упражнения, концентрацию, медитацию и расслабление. Йога – это наука жизни, или выражаясь иначе – способ жизни на Земле. Это система физической и психической культуры. Система тренировок, включающих в себя позы тела, дыхательные упражнения, концентрацию, медитацию и расслабление. При сравнении упражнений йоги с обычной физкультурой сразу виден ряд принципиальных различий. В йоге нет задачи нарастить мощную мускулатуру или поставить какой-либо рекорд. Йога, прежде всего дисциплинирует и контролирует разум, а через него и тело. Среди множества систем физических упражнений йога не находит себе равных по основному фактору – благотворному воздействию на организм человека. В йоге существуют несколько направлений: хатха-йога, раджа-йога, джнани-йога и другие. Хатха-йога получила наибольшее распространение в наши дни. Хатха-йога это своего рода «личная гигиена», поддерживающая в человеке доброе здоровье и ощущение молодости благодаря телесным, психическим, нравственным и духовным тренировкам. Посредством хатха-йоги человек способен научиться осознавать и контролировать любой нервный центр в своем теле, и обрести жизненную силу и крепкое здоровье. Хатха-йога не только тренирует мышцы и учит правильно дышать, но и с первых же шагов решает на первый взгляд невозможную задачу – массаж внутренних желез. Поэтому так важно правильно направлять свое внимание на определенные области тела во время выполнения упражнений йоги. Следует осваивать контроль за работой внутренних желез, а затем научиться и полному контролю всего организма. Дело в том, что эндокринные железы названы так потому, что они «не имеют протока», их секреты направляются сразу в кровяное русло, а не в выводные протоки. Эндокринные железы являются одними из важнейших органов в человеческом организме. Это химические заводы, которые вырабатывают гормоны, управляющие функциями организма – как физиологическими, так и психологическими. Они отвечают за наш рост, телосложение, вес и склад характера. Ими определяется наша физическая и психическая активность и продолжительность жизни. Именно они определяют очертания наших лиц, цвет кожи, личность и половые предпочтения. На процесс выработки и распределения этих гормонов сильно влияет душевное состояние человека. Например, когда человек испуган, центральная нервная система с помощью нервных импульсов активизирует надпочечники, учащается сердцебиение, поднимается кровяное давление. Для того, чтобы снабдить организм дополнительным количеством энергии, в крови поднимается содержание сахара. И наоборот, состояние тела сильно влияет на психическое состояние. При выполнении йоговских упражнений - асан приток крови к позвоночнику усиливается. Тонизируются все нервы, ответвляющиеся от спинного мозга. Упражнения с прогибами вперед и назад, боковыми наклонами увеличивают приток крови к мозгу, делают позвоночник и прилегающие к нему мышечные ткани гибкими и «разработанными». Возраст человека связан с возрастом его тканей, а также с интенсивностью нервной силы. Процессы окисления в живом теле, или биологическое сгорание, и нервная сила (прана) соотносимы и близко связаны. Человек молод до тех пор, пока его позвоночник гибок. Каждому хочется быть вечно молодым и радоваться жизни. Любой может в наше время заняться йогой, которая учит не только тому, как преодолеть старость, но и тому, как омолодиться. Одной из причин старения человеческого организма является замещение соединительной тканью важнейших тканей организма, что приводит к атрофии и отвердению артерий. Аналогичные процессы происходят и с клетками мозга, что приводит к ухудшению памяти, ухудшению работы вестибулярного аппарата, дрожанию рук и так далее. Другой немаловажный фактор, который приводит к преждевременному старению, и даже смерти, - повреждение эндокринных желез. Они являются основными центрами в нашем теле, определяющими силу мозга, жизнеспособность и молодость. Если лишить человека этих желез, он внезапно состарится. Практика йоги, не требующая особых затрат времени и доступная практически каждому, поддерживает эти железы в образцовом состоянии. Йога также омолаживает тело с помощью пранаямы, то есть дыхательных упражнений. Йоговское дыхание медленное и мягкое. Общеизвестно, что когда человек расстроен, разгневан или испуган, он дышит учащенно (что вредно для кровообращения и для всего тела). Если же человек на чем-то сосредоточивается, то дышит медленнее. Во время сна, когда дыхание совершается бессознательно, оно становится еще более медленным, равномерным и мягким (если, конечно, Вам не снится кошмарный сон), восстанавливая наше тело и душу. Медленное ритмичное дыхание воздействует очень благотворно, а если правильно его выполнять, продлевает жизнь и помогает сохранять высокий жизненный тонус. По статистике рак, сердечно-сосудистые заболевания и психические расстройства являются в наше время одними из главных причин смертности. Проблемы иммунитета вообще зашкаливают. Понятие «качества жизни», то есть совершенное здоровье, высокий уровень энергии, полнота сил и желаний, вовсе не является заботой только тех людей, которым уже «за…». В наше время с жизнью с трудом «справляются» и совсем молодые люди. Многих «синдром хронической усталости» начинает преследовать уже со школьной скамьи. Вследствие неправильного дыхания и недостаточного снабжения кислородом, кровь становится химически разбалансированной. Токсичные вещества не выводятся, и железы внутренней секреции начинают работать в режиме перегрузок. С таким глубоко отравленным организмом человек становится жертвой недугов и смерти. А еще есть бесконечная зима и еще на улице почти всегда темно. И эту череду неприятностей можно продолжать и дальше. Но все же большую часть из них можно предотвратить или отсрочить благодаря практике йоги. Практика йоги окажет помощь: * Благодаря тому, что она способствует выведению шлаков, восстановлению нормального дыхания, потоотделения, пищеварения, ассимиляции, мочеиспускания и дефекации; * Предоставляя отдых различным частям тела, в том числен сердцу и уму; * Способствуя омоложению отдельных органов, в которых уже началась дегенерация, за счет снабжения их большим количеством энергии; * Посредством уменьшения энергозатрат, за счет периодического расслабления ума и тела; * правильном питании. Йога – это искусство быть здоровым. Йога – это природа и еще раз природа. А природа лечит лучше всяких врачей. Естественная форма лечения является идеальной. Естественный образ жизни – это самый лучший образ жизни. Мы, в наших «удобных» городах слишком далеки от природы. Но только природа способна обеспечить нас всем действительно необходимым, в том числе и в тех случаях, когда мы нуждаемся в лечении. Искусственный образ жизни городского человека приводит к дисгармонии, а значит к болезням. Не надо забывать, что человек - дитя природы, а значит, жизнь человека должна подчиняться природным законам. Здоровье – это награда, которую присуждает природа за подчинение ее законам. Если вы живете по законам природы, целебные и восстанавливающие силы вашего организма обновят и перестроят все ткани вашего организма, исцелят их и устранят пагубные последствия неестественного образа жизни. Правила и законы здоровья и гигиены просты. Здоровая пища, чистота, отдых и умеренные физические нагрузки. Для поддержания хорошего здоровья следует также сохранять хорошее радостное настроение при любых обстоятельствах. Три самых важных органа – сердце, легкие и мозг приводятся в отличное состояние благодаря практике асан. Мозг контролирует сердце и легкие. Работа сердца и легких стимулируется или тормозится при помощи импульсов, идущих по нервам из головного и спинного мозга. Упражнения сохраняют и увеличивают жизненные силы. Асаны поддерживают правильное кровообращение в артериях и венах. Кровь не застаивается ни в одной части тела. Спинной мозг также тонизируется. Практика асан предотвращает развитие атеросклероза, как бы «смазывая» все тело. Надпочечные железы и гипофиз также стимулируются этими упражнениями и поддерживаются в хорошем состоянии. Для улучшения умственных способностей и памяти невероятно полезна сиршасана (стойка на голове), в которой кровь в избытке приливает к голове. Нервы заряжаются энергией. Весь организм отдыхает в этой позе. Особенно «благодарны» за передышку сердце и кровеносные сосуды, особенно вены. Сиршасана улучшает зрение и слух, исчезают седые волосы. Эта асана считается «королевой поз», с ее помощью излечиваются многие болезни, считающиеся неизличимыми. Эта, так называемая «перевернутая» поза «останавливает» время, и человек долго остается молодым. Диафрагма, - поперечная мышца, располагающаяся между легкими и животом, также укрепляется определенными упражнениями, начиная от полного йоговского дыхания и продолжая дханурасаной, майюрасаной (которая способна вылечивать диабет и сжигать даже самые откровенные яды и токсины в организме), пащчимоттанасаной. Движение диафрагмы массирует внутренние органы. Налаживается работа кишечника. Запор, диспепсия, другие недуги желудка и кишечника устраняются. Для тех, у кого слабо развита грудная клетка, дыхательные упражнения просто жизненно необходимы. Упражнения для пресса важны для тех, у кого имеются отложения излишнего жира в области живота. Незаменимы и те упражнения, которые рассчитаны на укрепление внутренних органов, обеспечение их нормальной работы и противостояние болезни. Тогда и только тогда здоровье, бодрость и жизненная энергия будут находиться на должном уровне. Легкие можно развивать дыхательными упражнениями. Если хорошо работают легкие, это облегчает и работу «второго сердца» - почек, а также очистительная функция кожных покровов улучшается. Качество и количество крови тоже улучшается. Все ткани и клетки будут питаться достаточным количеством крови и лимфы. Улучшится процесс обмена веществ. Выполняя упражнения йоги можно значительно улучшить работу суставов, связок и соединительных тканей. Свободное движение позвоночника предотвращает его затвердевание и сокращение. Утолщенные, неподвижные суставы доставляют массу неудобств и неприятностей. Это некрасиво, больно и вредно. Регулярное выполнение йоговских упражнений развивает хорошую подвижность во всех суставах. Мышцы шейного, грудного и поясничного отделов будут эластичны и расслаблены. Все тело будет в отличной физической форме. Человек, занимающийся йогой, даже в преклонном возрасте сохраняет подвижность связок и позвоночника. Если мышцы не упражнять, как следует, они уменьшаются. Ведь природа не терпит пустоты. Если вы не используете какой-то орган, - значит, он вам не нужен, туда перестает поступать ваше внимание, энергия, и он может атрофироваться. В результате в целом может ухудшиться циркуляция нервной энергии, и возникнут нарушения работы органов, ухудшится тонус нервной системы. Практика асан поддерживает мышцы, органы и нервы в очень хорошем состоянии. Нормальная работа органов зависит от здоровья нервов. По этой причине йога является самой совершенной системой физической культуры. Занимайтесь йогой, и у вас будет здоровый организм. Современные физические упражнения, применяемые в фитнесе, аэробике и других модных современных направлениях, полный набор которых сейчас можно наблюдать практически в каждом спортивном клубе, требуют больше энергии, чем упражнения йоги, так как каждое резкое движение сжигает много энергии. Также при таких быстрых движениях в мышечных волокнах образуется больше молочной кислоты, что больше утомляет мышцы. Быстрое движение мышц дает огромную нагрузку на сердце. Движение крови к сердцу обеспечивается движением мышц, в результате чего происходит более существенное наполнение сердца, а это, в свою очередь, растягивает мышечные волокна. Общеизвестный факт, что у спортсменов часто бывают «перегруженные» сердца. Растянутые волокна более интенсивно сокращаются, что приводит к более интенсивному сердцебиению, что повышает объем выброса крови из сердца. Сердце – важнейший орган человеческого организма, который не прекращает свою деятельность до последнего момента жизни человека, и, конечно, его следует беречь, стараться избегать упражнений, дающих дополнительную нагрузку на него. Все движения по системе йогов делаются медленно и последовательно, при соответствующей схеме дыхания и расслабления. Поэтому деятельность сердца стимулируется умеренно. В йоге нет изматывающих и чересчур интенсивных упражнений. Уверенные, спокойные и скоординированные движения приводят к экономным и эффективным действиям, что и лежит в основе выполнения йоговских упражнений. Это значит, что практикующий занятия йогой обеспечивает себя наибольшим количеством энергии при наименьших ее затратах. Таким образом, йога полезна не только тем, кто стремится к особым результатам, она полезна каждому, кто хочет научиться работать эффективнее, с меньшими затратами. Медленные движения в процессе выполнения упражнений йоги не приводят к ненужным тратам энергии. В йоге также не приветствуется преодоление боли. Практикующие йогу не идут «за боль». Выполнение упражнений часто происходит на границе ощущения легкой, но скорее приятной боли, и никогда «за». Что также позволяет сохранять энергию, в том числе психическую, потому что при таком подходе ваше тело понимает, что вы его союзник, а не насильник, и оно спокойно вас слушается и не паникует, оно доверяет вам. Глубокое дыхание при выполнении упражнений с умеренной его задержкой позволяет больше усвоить кислорода. Образуется меньше молочной кислоты и, так как она легко нейтрализуется щелочью или вдыхаемым кислородом, утомления мышц не происходит. Благодаря скручиванию, пережиманию и другим различным движениям и позам, кровеносные сосуды растягиваются и распрямляются, и кровь равномерно распределяется по всем частям тела. Растянутые мышцы и связки при выполнении асан расслабляются, давая больше энергии мышечным волокнам. Все упражнения йоги основаны на растяжении, расслаблении, глубоком дыхании и увеличенном кровообращении и концентрации. Йога – это приобретение силы, здоровья, она также в высшей мере доставляет радость и удовольствие. Йога оживляет чувства и ощущения и повышает уровень восприятия жизни. Она наполняет человека вкусом к жизни. Она также улучшает вкусовые ощущения в области еды и напитков. Она превращает дыхание в полноценное удовольствие. Йога ведет к уравновешенности и мудрости. Теперь нет необходимости уходить в пещеры или горы, для того чтобы заниматься йогой. Йога сама пришла в города. Можно сказать, что существует уже целое поколение «городских йогов». Йога - это необходимость нашего времени. Йога – то, что помогает выживать в современных условиях. *отсюда

6ato: В Москве прошла конференция по йоге За три дня конференции накопилась масса впечатлений. Вообще ощущение было такое, что повторяется библейская история: разные народы собрались вместе, чтобы построить башню до неба. Но всевышний смешал языки, и теперь народы пытаются снова договориться между собой. Действительно, каждый учитель и его ученики обладают своими особенностями, это результат своеобразия практики, которую дает учитель. Американский преподаватель Дэвид Лайф (основатель Дживанмукти-йоги, стиля, который он создал вместе с Шэрон Гэннон) как-то сказал: «Нормальный человек живет неосознанно, он часто теряет путеводную нить своей жизни и оказывается в обстоятельствах, которых хотел бы избежать. Но мы не нормальные люди». Когда-то человек жил в согласии с природой. Как сейчас у диких животных, у людей тогда не было стольких болезней, которые происходят от сидячего образа жизни, плохого питания и пассивных развлечений. К прошлому возврата нет, но человек может вернуться к прежней гармонии, если будет подходить к своей жизни осознанно. Йоги культивируют особое отношение к жизни, идеалы которого: свобода, непричинение вреда себе и другим существам и планете в целом. Поэтому йог – его тело, ум и эмоции – результат культивации, а йоги разных направлений – как разные породы собак (извините за сравнение бывшей собачницы). Дело в том, что каждый человек нуждается в своей практике. Слабый здоровьем будет укреплять тело, нестабильный эмоционально будет осваивать пранаяму, человек эгоистичный более всего нуждается в практике бескорыстного поклонения учителю или божеству. Разные народы йогов даже выглядят по-разному. Аштанга-виньяса Это динамический стиль хатха-йоги (то есть ориентированной на работу с телом). Позы связаны одна с другой, переход часто происходит с помощью прыжка. Аштангу создал Патабхи Джойс, учитель из Индии, на основе классической йоги. В Россию этот стиль пришел с Украины, где живет его главный адепт Андрей Сидерский. Чистая Аштанга-виньяса на конференции была представлена Михаилом Константиновым, главой московского центра Аштанги и редактором журнала «Йога». Аштанга породила много новых направлений. К ним относится Дживамукти-йога, а также представленные Эдрианом Коксом Агни-йога и Кэт-йога. Кроме того, Эдриан Кокс провел занятие, посвященное разным видам энергии – праны. У каждого подвида свои функции. В условиях холодного климата стоит развивать вьяну, прану, направленную наружу, она согреет и самого йога, и людей вокруг. Этот вид праны можно активизировать с помощью прогибов, которые в основном и входят в загадочную Кэт-йогу («кошачью йогу»). Кстати, сам Сидерский на конференции представлял свой авторский метод «Йога 23», который довольно далеко ушел от Аштанги. Другой украинский учитель, Анатолий Зенченко, представил свой метод, Ишвара-йогу. Анатолий – чемпион мира по йога-спорту, и главный акцент его подхода – возможность выполнять позы без напряжения. Аштангисты как народ – самые свободолюбивые. В их школе нет иерархии, нет четкого центра, поэтому они – партизаны йоги, каждый сам по себе и сам за себя. Любят украшать себя татуировками, серьгами и другой ювелирной продукцией. Символически-духовного предназначения, само собой. Заметила у одного преподавателя Аштанги серебряный браслет в виде кобры. У Анатолия Зенченко их было целых два – наверное, это означает более высокий статус или украинское происхождение. Йога Айенгара Это статическая хатха-йога, впрочем, в ней встречаются элементы динамики. Основатель – Б.К.С.Айенгар, который не только самым подробным образом изучил строение и работу человеческого тела, но и создал жесткую структуру, которая позволяет ему контролировать обучение учеников и преподавателей по всему миру. Величие фигуры Айенгара таково, что даже преподаватели со стажем практики в десятки лет не торопятся отделиться и придумать свое направление, а считают за честь быть представителями этой школы. На конференции йогу Айенгара представляли российские учителя Елена Ульмасбаева, Сергей Михайлов, Мария Шифферс, Константин Ковалев. К сожалению, организаторы не предоставили материалов, необходимых для занятий йогой Айенгара, поэтому некоторые интересные аспекты этого учения остались за кадром. Известно, что один из главных козырей школы Айенгара – тщательное выстраивание позы, а так как наши тела далеки от совершенства, иногда для этого требуются особые материалы: деревянные кирпичи, ремешки, одеяла. Например, некоторые люди не могут выполнить даже простую классическую асану – лежа вытянуть одну ногу вверх, выпрямить ее и захватить большой палец ноги. У них есть два варианта: не делать ее совсем (это грустно, потому что нет лучшего способа увеличить подвижность тазобедренных суставов) или делать, сгибая ногу (немного лучше, но не совсем то). На занятиях йогой Айенгара ученику дадут ремешок, который он возьмет в руку и набросит на стопу. Асана выполнена! Если говорить о народе Айенгара, то это люди с крепкими, гармоничными телами. На занятии другой йогой услышала, как ассистент, проходя по залу и поправляя учеников, сказал девушке–преподавателю школы Айенгара: «Ну вы, айенгарцы, прожженные! Издалека видно, что поправить нечего». Кроме того, последователи Айенгара – это люди разумные и рассудительные, не склонные к анархии. Это золотые качества, но иногда хочется уйти в отрыв. Аштанга или Айенгар? Виталий Литвинов, сочетающий практику Аштанга-виньясы и йоги Айенгара, провел сравнение двух школ: «В виньясе смысл происходящего в сочетании поз и дыхания. Позы выполняются коротко, всего пять вдохов-выдохов, их много – один комплекс занимает пару часов. Подробности выполнения поз обсуждаются редко. Если преподаватель Аштанги посетил пару занятий по методу Айенгара, он среди аштангистов как бог. Скажет: «В Триконасане втяните коленные чашечки», – и все в восторге: «Как это работает, как помогает!» Но для аштангиста в йоге Айенгара нет самой йоги, нет привычного состояния, которое происходит от непрерывной динамической практики с дыханием Уджаи, бандхами (энергетическими замками) и концентрацией внимания в одной точке». Из разговоров в перерыве «Оказалось, в Аштанге очень коротко делают перевернутые позы и почти нет Шавасаны (отдыха в конце класса), это какая-то несбалансированная практика. После занятия состояние бодрое, но нервное, я вчера вечером с мужем цапнулась». «Ходила на раскрытие таза по методу Айенгара. Интересно, но сухо. Говорят, если бы были материалы, мы бы сделали то, се…» «Часто бываю в Нью-Йорке, захожу в студию, позаниматься йогой Айенгара, общаюсь с людьми. Там тетушки за сорок и у всех одна картина – ходили на Аштангу, здоровье не выдержало, перешли в школу Айенгара». Кундалини-йога Этот вид йоги в Индии представлен множеством школ. Техника подъема Кундалини так или иначе задействована в любой йоге, даже если называется как-то по-другому. Обычный человек живет в клетке собственного Я, ему кажется, что он существует отдельно от других, поэтому он может унизить соседа, чтобы возвыситься самому, или желать что-то, принадлежащее другому, думая, что если он возьмет эту вещь, его жизнь станет лучше. Просветленный йогин понимает, что Вселенная – один живой организм и, если кто-то рядом пострадал, то пострадали все вокруг. Процесс превращения обычного человека в просветленного в индийской традиции описывается в образах, в которых закодировано течение энергии. В основании позвоночника спит змея-Кундалини. Если человек настроен на духовный поиск, выполняет практики, или просто оказался в ситуации, настолько сложной, что активизировались глубинные резервы организма, змея начинает просыпаться. Она поднимается по позвоночнику и доходит до самого верха. Когда цель достигнута, человек становится реализованным мастером, просветленным. Некоторые в этот момент решают покинуть материальный мир, некоторые – остаться. Но, если тело не готово, змея будет встречать преграды на своем пути. А так как в этой змее сила и мощь исконной энергии, она начинает пробивать себе дорогу. Для того, в чьем теле происходит эта битва, она может обернуться проблемами с психикой и физическим здоровьем. Поэтому на занятиях Кундалини-йогой, которые вели Сергей Литау и Елена Гриневская, ученики готовили свое тело с помощью энергетических упражнений, которые напоминали асаны, но обладали своей, особой динамикой. Если говорить о том, каковы кундалини-йоги, то можно с уверенностью сказать, что это люди, сбросившие ограничения, позитивные, энергичные. Для последователей этого направления главный цвет – белый. На конференции довелось увидеть причудливое сочетание белых одежд и черного кожаного ошейника. Йога-нидра «Нидра» означает сон. Человек, практикующий эту йогу, кажется спящим. Как занятие йогой заканчивается позой мертвеца, Шавасаной, так конференция заканчивалась классом Йога-нидры, который вел Виктор Бойко. После трех дней активных практик ученики с удовольствием попадали на коврики и приготовились лежать. Виктор – известный и опытный йог и преподаватель, Йога-нидра – только одна из техник, которые он использует. Он привнес в нее свои разработки, поэтому все-таки нам пришлось встать и делать позы стоя – правда, пассивно, перемежая их отдыхом в Шавасане. Затем все окончательно улеглись и стали по очереди направлять внимание в разные части тела. Когда наш внутренний взгляд фокусируется на определенной точке, энергия движется туда же, поэтому в процессе упражнения мы активизировали энергетическое тело, подробно его проработали. «Во время выполнения Йога-нидры может произойти что угодно, – рассказывал Виктор, –вплоть до отделения от физического тела. Однако, – подчеркнул он, – нужны благоприятные условия. Все-таки «Крокус-Экспо» – выставочный комплекс: здесь люди лежат в тишине, а за стеной стучат молотки и монтируется экспозиция. Тем не менее ученикам удалось расслабиться, а некоторым даже уснуть. Народ Йога-нидры – это все люди, которые нуждаются в глубоком отдыхе и могут посвятить этому минимум полчаса. Каков чистый остаток? Тело болит от непривычной нагрузки, ум все еще чуть-чуть в Йога-нидре, в голове крутится мантра «Кундалини, мата-шакти» (Кундалини, мать-энергия). Если говорить, что было самым близким к тому, что считается целью йоги и называется самадхи (объединение души и ума, оно происходит, когда ум останавливается, перестает думать)... Наверное, это класс Шэрон Гэннон и Дэвида Лайфа, посвященный работе с чакрами, энергетическими центрами. В ходе занятия Шэрон сказала: «В конце класса, в Шавасане вы совершите кевала-кумбхаку (непроизвольную задержку дыхания) и войдете в состояние самадхи, может быть, ненадолго». Аштангист на соседнем коврике скептически сжал губы. Я подумала: «Да, обещание серьезное. Получится ли исполнить?» В течение класса мы пели мантры, не выходя из сложных поз типа мостика, посылали благословения любимым людям и прорабатывали энергетические центры. Как это часто бывает в Дживамукти-йоге, играла музыка, мы согласовывали дыхание с ее ритмом. В Шавасане мелодия стала ритмичной, громкой и вдруг резко прекратилась. Мы настолько привыкли дышать в ритм музыки, что дыхание остановилось! Вместе с ним остановились мысли… Сколько это длилось, сказать трудно, но нужно признать, Шэрон и Дэвид, как говорится, «ответили за базар». Под их руководством сто человек остановили движение сознания, а это чего-то стоит. Может быть, смысл библейской истории о Вавилонской башне не в том, что нельзя добраться до неба, а в том, что нужно преодолеть все преграды, которые встанут на пути строителей? Снова найти общий язык, или вспомнить тот, старый? * http://www.chaskor.ru/p.php?id=698 интервью с Айенгаром

Tayga: Спасибо замечательная 6ato. Нашёл в статье очень полезную крупицу информации, которую упустил из виду вначале.

Satory777: Случайно зашла на страничку сайта Пилота Бабы http://www.pilotbaba.ru/ Почитав информацию о нем, вспомнила что видела фильм про кумбха-мела в котором он (и другие йоги) медитировали в самадхи более 21 дн. в герметически закрытом аквариуме в посещаемом 24 часа в сутки людьми месте. Мне показалось интересным поделиться со всеми информацией, тем более что в декабре (12-21) Пилот Баба приезжает в Москву. «Никто не может поведать вам реальность. Вы должны пережить её сами». (Пайлот Баба) Один из известнейших в мире просветлённых мастеров йоги Пайлот Баба вновь приезжает в Москву. Первый его визит прошёл в декабре 2007 года. Он является одним из немногих реализованных йогов, способных демонстрировать самадхи (наивысшее состояние медитации, при котором у йога останавливаются все жизненные процессы: дыхание, сердцебиение, старение и он, находясь вне тела и ума, соединяется со своим высшим, истинным Я). В Индии и за её пределами он неоднократно проводил публичные демонстрации самадхи под землёй (до 33 дней), под водой (до 7 дней), в воздухонепроницаемом стеклянном кубе для исследования учёных (до 4 дней), а также окружённый со всех сторон огнём. Сегодня подземное самадхи могут продемонстрировать пять его учеников из разных стран. Последние годы мастер осуществляет миссию «Кампания за мир во всём мире». Путешествуя по всему миру, он преподает йогу, медитацию и обучает людей искусству самадхи и познания своего истинного Я. Его ученики живут в Америке, Японии, Австралии, Германии, Италии, Финляндии, России, Украине и многих других странах. Среди его учеников много крупных политиков, учёных, артистов, врачей и представителей других профессий. Он был лично знаком со всеми премьер-министрами Индии, начиная с Джавахарлала Неру. Многие члены высших административных кругов Индии и Непала – его ученики. Сейчас Пайлот Баба является Махамандалешваром (что соответствует чину Архиепископа) в одной из древнейших линий индийской санньясы Джуна Акхара. Он считает, что люди должны уважать все религии мира, а подлинная самореализация человека возможна только при осуществлении своего собственного внутреннего путешествия, ибо Истина (Бог) – не вовне, а внутри нас. Некоторые факты биографии. Пайлот Баба (мирское имя Капил Адвайт) родился в королевской семье 15 июля 1936 года в штате Бихар (восточная Индия), где явился на свет Гоатам Будда (Шакьямуни) и многие другие святые. Высшее образование и учёную степень он получил в университете Бенареса по курсу органической химии. В 19 лет, будучи патриотом, он избрал профессию военного летчика (поэтому сегодня люди зовут его Пайлот Баба), решив последовать по стопам отца, который был одним из главнокомандующих Индийской Армии Освобождения. За проявленное мужество был удостоен высших правительственных наград Индии. За полеты на предельно низкой высоте (чтобы не быть замеченным радарами противника) был занесен в «Книгу Рекордов Гиннеса». Известный как «Изумрудный Пилот», он знал все виды военных самолётов. Устоявшаяся жизнь лётчика-истребителя однажды резко изменилась под влиянием его гуру – Хари Бабы, который вёл его по жизни с детства. В 1962 году, когда Капил участвовал в боевых действиях, двигатель его самолёта вышел из строя. В этот критический момент в кабине падающего самолёте чудесным образом появился Хари Баба и благополучно посадил его на резервном аэродроме. После этого и других подобных случаев, в 33 года он оставил свою военную карьеру, будучи в ранге командира авиационного крыла (полковника авиации), и ушел в Гималаи, где провёл в общей сложности 12 лет (из них 3 года на леднике Пиндари). За это время он много путешествовал и медитировал в пещерах, получал посвящения от великих святых и аватаров, включая Даттатрею и бессмертного Бабаджи. Развив многие высшие способности и постигнув своё истинное Я, Пайлот Баба посвятил себя распространению учения йоги как способу познания Истины. В 80-х годах прошлого века Пайлот Баба сотрудничал с американскими учеными НАСА, которые проводили исследования психофизиологических процессов в его теле во время многодневных медитаций, остановки дыхания, выхода из тела. Также его приглашали в Советский Союз, на Урал, во время подготовки полёта советско-индийского экипажа, где он обучал космонавтов специальным дыхательным упражнениям и учил, как существовать во внутреннем пространстве без дыхания. Сейчас Пайлот Баба готовится представить миру Кайа-Кальпу, или метод омоложения тела, ума и всего человека в целом. Это практика, благодаря которой можно прожить 144 года. Махайоги Пайлот Баба также является одним из организаторов Кумбха-Мелы – крупнейшего фестиваля садху в Индии. Во время своего декабрьского визита в Москву мастер проведёт пресс-конференцию, несколько общих лекций и два семинара (базовый и продвинутого уровня). На семинарах будут даны посвящения в методы Гималайской йоги, включающие в себя практики для работы с внутренними энергиями, специальные медитативные техники и крийи. Мастер приглашает на занятия всех искателей духовности вне зависимости от религиозной принадлежности! Программа визита Пайлота Бабы: 1. Общая лекция и ответы на вопросы Дата: 12 декабря (пятница) Время: 19.00-22.00 Адрес: уточняется Стоимость: уточняется 2. 2-х дневный семинар в Москве. Посвящение в методы Гималайской йоги, включающие практики для работы с внутренними энергиями и специальные медитативные техники Крийя-йоги и Раджа-йоги. Даты: 13-14 декабря (суббота-воскресенье) Время: 9.00-20.00 Адрес: уточняется. Стоимость: 4000 рублей (145 долларов), льготная – 2000 рублей (70 долларов). 3. Личные консультации, дикша. Регистрация участников по телефону: 8-916-440-1300 (Юля). Справки также можно получить по телефонам: 642-4185 (Игорь), 8-903-732-1084 (Юра) Сайты о Пайлоте Бабе (на русском и английском языках): http://www.mahayog.com/ http://www.pilotbaba.org/ http://www.pilotbaba.ru/ http://www.pilotbaba.com.ua/ отсюда

6ato: Стоит ли вам заниматься йогой? Многим из нас время от времени приходит в голову мысль: а не заняться ли йогой? Причем большинство считает ее чем-то вроде фитнеса, занятием, помогающим сбросить вес, поправить здоровье и повысить жизненный тонус. Но так ли это на самом деле? Что такое йога, какие ее разновидности существуют, всем ли можно и нужно ее осваивать? Стоит ли заниматься этим самостоятельно? Давайте попробуем разобраться вместе. Понятное и в то же время достаточно глубокое определение йоги дает Виктор Бойко, руководитель Московского Центра «Классическая йога», один из самых известных и уважаемых российских специалистов в данной области: «Китайский монах семнадцатого века Хун Цзычен писал в своей книге «Вкус корней»: «Когда мысли разбросаны, надо знать, как собрать их воедино. Когда мысли сошлись в одной точке, надо знать, как их рассеять. Если не умеешь этого, то даже если одолеть помраченность, в сердце поселится беспокойство». В том и трагедия, что бодрствующеее сознание сегодняшнего жителя индустриально развитых стран никогда не остается пустым и, следовательно — расслабленным, оно подобно неостановимо вертящимся жерновам, которые, если в них не подсыпают зерно, начинают истирать самих себя. Неперкращающийся бег вовне и внутри себя - вот основной модус сознания человека Запада. Как не вспомнить в этой связи Евангелие от Фомы: «Горе вам из-за колеса, которое вращается в мыслях ваших». Известно два базовых состояния психосоматики — 1. сон, при котором Я-сознание отключено и двигательная активность минимальна, 2. а также бодрствование, где все обстоит с точностью до наоборот. Практика классической йоги предлагает регулярное переживание третьего состояния, в какой-то степени интегрирующего оба упомянутых, а именно — состояние бодрствующего сознания… Работа с телом в таком режиме, который связан с глубокой общей релаксацией, вызывающей соответствующее состояние сознания, — только это и есть йога в ее первоначальном, коренном смысле. Все остальное ею не является! Любой человек, обладающий высокой природной гипермобильностью, может изобразить своим телом практически все известные асаны (позы), но при этом не случится той специфической внутренней работы психики, ее поразительных эффектов и следствий для самочувствия, жизни и судьбы человека, которые, собственно, и являются целью классической йоги. Считается, что главная задача йоги — освободить дух от материальных иллюзий. Для этого человеку необходимо пройти восемь ступеней: 1. яма – воздержание, 2. нияма – культура, 3. асана – позы, 4. пранаяма – контроль за дыханием, 5. пратьяхара – удаление чувств, 6. дхарана – внимание, 7. дхьяна – созерцание объекта, 8. самадха – сосредоточение, или поглощение ума объектом созерцания. На первых двух ступенях (яма, нияма) человек должен пройти этическую подготовку. Имеются в виду упражнения в воздержании от гнева, от нанесения вреда живому, умерщвление плоти. На следующих трех ступенях (асана, пранаяма, пратьяхара) человек вырабатывает дисциплину тела, проводя серию физических упражнений, направленных на тренировку и закалку своего организма в определенных ритуальных позах, так как три высшие ступени (шестая, седьмая и восьмая) требуют большой физической выносливости. Средневековые индийские авторы определили и четко разграничили более десятка видов йоги, в зависимости от лежащего в их основе того или иного метода. Деление на виды условно, поскольку все эти направления йоги фактически не существуют одно без другого и скорее являются составными частями друг друга. Просто существуют различные школы, или линии преемственности, в которых акценты расставляются по-разному. Карма Йога — практика бескорыстного труда на благо живых существ, отречения от плодов своей деятельности, развитие щедрости, готовности помочь и «непривязанности» к материальным вещам, что в дальнейшем убережет человека от попадания в цепкие ловушки негативных тенденций ума — жадности, эгоизма, лени. Бхакти Йога — йога любви и поклонения Божеству и Гуру. Испытывая сильный эмоциональный экстаз преданности, бхакта отрешается от собственного эго, духовно сливаясь со своим Божеством. Считается, что Бхакти Йога — при условии искренней полнейшей самоотдачи — быстрый путь к реализации, но подходит он в основном людям с определенным складом характера (эмоциональным, склонным к экстатическим переживаниям). На практическом уровне реализуется через ритуалы поклонения, духовные песнопения, мантры, танцы. Джняна Йога — практика изучения и постижения священных текстов — Вед, Упанишад и других духовных учений, получаемых из уст Гуру. Речь идет не просто об интеллектуальном накоплении и систематизации знаний, как это происходит в западной науке, а именно постижении, когда вследствие медитации над текстом или рассказанным учением практик «схватывает суть», происходит переход от размышления к интуитивному озарению. Есть и более «специальные» направления — Кундалини Йога (практика пробуждения божественной энергии Кундалини, потенциально присутствующей в каждом человеке). Крийя Йога — практика очищения, это могут быть и йоговские чистки физического тела, и очищение ума мантрами и медитацией. Нада Йога — йога звука — медитативная музыка и песнопения. Янтра Йога — созерцание определенных геометрических изображений - янтр, которое вводит в медитативное состояние сознания. Есть еще и Раджа Йога — практика самореализации, основанная на работе с сознанием и внутренней энергией. Обычно это система духовных упражнений, связанная с визуализацией энергетических каналов и чакр, начитыванием мантр и подобной мистической практикой. Наиболее известна и распространена в России Хатха-йога. Буквальный перевод слова хатха — мощь, неистовство, насилие, необходимость, усилие. А еще ха – солнце, тха – луна, то есть союз солнца и луны, активности и расслабления. Хатха-йога — это работа с сознанием посредством тела. Практика Хатха-йоги позволяет контролировать все свои действия и проявления, начиная с телесных и заканчивая полным контролем сознания. Основное и принципиальное отличие Хатха-йоги от спорта в том, что, хоть это и работа с физическим телом, ориентирована она на сознание. Если говорить упрощенно, она складывается из трех основных составляющих: особых физических упражнений — «асан», дыхательных упражнений — «пранаям», работы с сознанием в виде концентрации — «медитативные техники». С точки зрения современной медицины Хатха-йогу можно назвать «психофизической гимнастикой». Хатха-йога рассматривает физическое тело человека только как инструмент для работы с умом и достижения гармонии внутреннего состояния и внешнего здоровья. Поэтому, во время занятий человек должен обязательно расслабиться, отбросить все посторонние мысли и сосредоточиться только на собственном теле и процессах, происходящих внутри него. В системе Хатха-йоги очень большое внимание уделяется здоровью, а значит, и красоте тела. И множество упражнений направлено на его очищение и укрепление, увеличение его гибкости с помощью специально подобранных последовательностей асан (поз). При выполнении асан всё внимание практикующего сосредоточено внутри тела. Но практика асан — это не только расслабление либо напряжение определённой группы мышц для правильного выполнения упражнения, но это еще и активная работа с внутренним миром. Заниматься йогой люди начинают с разными целями: для поддержания физического здоровья, для омоложения и для духовного совершенствования. Однако, существуют и противопоказания. В.Бойко перечисляет временные и постоянные противопоказания к практике йоги тела. Однако, он обращает внимание на то, что «все эти противопоказания имеют большой «запас». Многие из них приведены только потому, что подразумевается отсутствие квалифицированных специалистов по йоге. Если таковые есть, то с девяноста процентами перечисленных противопоказаний работать допустимо и возможно. Но только не в «самопальном» варианте! Начинать самостоятельную практику, особенно если человек серьезно нездоров, без эксперта просто опасно. Это работа на свой страх и риск, поэтому вероятность отрицательных последствий достаточно велика. Противопоказания постоянные: • общая тяжесть состояния, когда никакие действия практически невозможны, поскольку ведут только к ухудшению, в этом случае применимо только глубокое расслабление; • психические расстройства (при пограничных состояниях психики под жестким контролем специалиста допустимы только асаны); • органические поражения сердца — некомпенсированные пороки; пароксизмальная тахикардия; мерцательная аритмия; аневризма аорты, дистрофия миокарда; • интеллектуальная несостоятельность; • заболевания крови; • инфекционные поражения опорно-двигательного аппарата; • тяжелые черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника с неудовлетворительной компенсацией; нейроинфекции; • сильные нарушения схемы тела; • злокачественные новообразования. Противопоказания временные: • массивный прием лекарств; • обострение хронических заболеваний; • послеоперационный период; • месячные у женщин; • сильная физическая усталость; • перегрев и переохлаждение; • температура тела выше 37 и ниже 36,2 градуса; • слишком жесткий режим жизни; • тяжелая физическая работа; • профессиональные или достаточно большие по объему занятия спортом (с йогой отлично совмещаются нежесткие игры, легкий бег и плавание); • полный желудок; • некоторые личностные свойства; • курс глубокого массажа, «чжэнь-цзю» терапии; • пребывание в парной либо сауне допустимо не менее чем через шесть, а лучше — восемь часов после практики асан, либо часа за четыре до нее. Итак, йога — дело серьезное, и все специалисты сходятся во мнении, что самостоятельно заниматься ею не следует. Лучше это делать под руководством опытного инструктора. По мнению медиков, наиболее подходящим наставником для освоения йоги все-таки является врач-специалист. Ведь врач настроен на работу по принципу «не навреди». Он до начала занятий поговорит с человеком о его проблемах и профессионально зафиксирует, какие есть показания и противопоказания к занятию йогой вообще и к выполнению некоторых асан в частности. Хорошими специалистами считаются также выпускники Институт физкультуры и имеющие право на тренерскую работу, особенно если у них есть дополнительная подготовка по лечебной физкультуре. Руководители-психологи или руководители-педагоги гораздо меньше подходят на роль инструкторов по йоге, так как они склонны «психологизировать» проблемы, не видя их биологической, медицинской подоплеки. Следует также учесть, что коллективные занятия йогой должны проходить в зале площадью не менее 15-20 метров с естественным солнечным освещением и притоком свежего воздуха. Оптимальная численность группы — 7 человек, а максимум — 10-12 человек. Ведь при большей численности группа становится психологически «необозримой» для руководителя. Что не только сказывается на качестве обучения, но может быть и весьма опасным для здоровья занимающегося! отсюда --- Йога ПАТАНДЖАЛИ Предположительно в период между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. древнеиндийский философ и грамматик Патанджали систематизировал накопленные к тому времени данные по Йоге в своей книге "Йога Сутра". Работа была написана в виде афоризмов, где кратко и схематично излагалась Йога. Позже появились многочисленные комментарии к этому труду и комментарии к комментариям. Патанджали описал Аштанга Йогу или 8-миступенчатый путь тренировок: 1) Ям; 2) Нияма; 3) Асана; 4) Пранаяма; 5) Пратьяхара; 6) Дхарана; 7) Дхьяна; 8) Самадхи. Продвигаясь вверх по этим ступеням, ученик достигает гармонии тела и сознания, полного господства над собой, соединение души с Богом. Подобная систематизация аспектов Йоги несколько условна, поскольку, как уже упоминалось выше, они взаимосвязаны и проникают друг в друга. Например, Хатха Йога, хотя и опирается на Асану и Пранаяму, заимствует ряд положений Ниямы (диеты, гигиенические приемы и т.п.), Пратьяхары (отвлечение чувств) и Дхараны (концентрация внимания). Яма - правила общественного поведения. На этой стадии человек обучается гармонии в обществе, в котором живет. Живя в обществе, нельзя быть свободным от него, от связей с ним (экономических, культурных и других). Человек - существо общественное. Все дальнейшие успехи в Йоге целиком зависят от окружающих общественных условий и от способностей ученика гармонизировать с ними. Нияма - кодекс личного поведения. На этой ступени ученик работает над внутренним самоусовершенствованием, очищая себя физически, умственно и духовно. Асана - положение тела, поза. На этом этапе происходит обучение различным упражнениям для подготовки тела и сознания к дальнейшим ступеням. Пранаяма - контроль над энергетическими процессами организма в основном с помощью дыхательных приемов и самовнушения. Эти четыре ступени, способствуя культурному развитию личности, оказывают на нее мощное психофизическое воздействие, гармонично ее совершенствуют, расширяют диапазон адаптации к всевозможным отрицательным и чрезмерным раздражителям, создавая высокий уровень здоровья. Это и есть Хатха Йога, с ней вы в основном и будете иметь дело в этой книге, взяв на вооружение элементы третьей и четвертной ступеней Йоги, то есть Асану и Пранаяму, а также первые две ступени: Яму и Нияму (Крия Йога). Пратьяхара - отвлечение чувств, осуществление полного контроля над ними. Дхарана - концентрация внимания, память, терпение, сдержанность. Дхьяна - медитация или созерцание объекта. Самадхи - устойчивая, управляемая Дхьяна, или состояние психического транса. Последние четыре ступени дают человеку возможность полностью контролировать работу тела и сознания, развить Сверхсознание, достичь Богореализации. Ему становиться по плечу решение любых реальных задач. Наступает полная самореализация личности. Но овладение этими стадиями возможно только с помощью компетентного учителя и после освоения первых четырех ступеней. КРИЯ - Йога Яма и Нияма (1-2 ступени) Для успешного продвижения к Йоге необходимо сначала освоить Крия Йогу. Практика показывает, что, не проработав этого аспекта Йоги, ученики по различным причинам не могут достичь сколько-нибудь серьезных результатов. Они или бросают занятия, или "топчутся на месте", не в состоянии реализовать свои способности. Можно сразу приступить к следующей ступени - физическим упражнениям, но параллельно следует обязательно осваивать Яму-Нияму. Этот компромиссный вариант намного хуже традиционного подхода: первым делом обучиться Крия Йоге. Итак, следует начать с начальной ступени - Ямы, установления гармонии с социальной средой, поскольку социальные факторы оказывают решающее воздействие на человека по сравнению с другими влияниями и к ним труднее приспособиться. Общественные отношения требуют от человека реакций широкого диапазона, часть из которых оказывает вредное влияние на его здоровье и отрицательно отражается на жизни общества. Для ликвидации психических "зажимов", отрицательных эмоций, психологических срывов существуют правила общественного поведения. Выполняя их, ученик предотвращает формирование в своей психике и поведении отрицательных черт. Ему не приходится стыдиться каких-либо плохих поступков, "краснеть" за себя. Он освобождается от пороков и вредных привычек. Его тело и сознание удерживаются в уравновешенном состоянии. Раскрываются подлинно духовные качества личности. Почти все заболевания и страдания человека возникают вследствие прямых или косвенных психологических или, как говорят Йоги, кармических причин. Отрицательные эмоции, стрессы, вредные привычки, нехорошие, неправильные поступки, слова и мысли ведут к заболеваниям тела и нарушениям психики. Заболевания могут проявиться даже спустя многие месяцы и годы после воздействия указанных выше факторов. Для борьбы с этим рекомендуется первая ступень Раджа Йоги (Йога Патанджали). Ее название - Яма - несет определенную символику. Согласно индийской мифологии. Яма - бог смерти. Отсюда и позаимствован смысл слова. На первой ступени Йоги ученик должен нанести смертельный улар своим порокам, неправильному поведению и мышлению. Эта ступень включает пять основных разделов, соблюдение которых обязательно при всех обстоятельствах, во всех случаях жизни, независимо от места, времени, возраста и других факторов. 1. Ахимса - не причинять окружающим вреда в мыслях, словах и делах, искоренив ненависть и зло, то есть относиться к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам; любить их и бороться лишь со злом, которое в них есть, а не с ними самими. Впрочем, Ахимса должна соблюдаться в отношении всех живых существ. В Индии говорят, что у Йога, соблюдающего Ахимсу, настолько сильно влияние исходящих положительных вибраций, что в его присутствии даже тигр играет с ягненком и не проявляет никакой агрессии. У всех, кто вступает в контакт с адептом Ахимсы, исчезает всякая враждебность по отношению к нему. Все остальные разделы Ямы логически вытекают из первого и расширяют его смысл. 2. Сатья - правдивость и искренность в мыслях, словах и делах, поскольку правда выражает истину, реальность. Неискренность, нечестность, оскорбление, ругань, ложь, клевета искажают реальность и должны быть уничтожены. Если правда может нанести вред вашему собеседнику, обманывать его все же не стоит: лучше промолчать и вместо советов оказать ему конкретную поддержку в его проблемах и трудностях. Действия лучше отражают свойства человека, чем слова. Когда правдивость утверждается в человеке, он получает в дар возможность для дальнейшей духовной эволюции. 3. Астейя - не присвоение чужого (не стяжательство) мысленно, на словах и в делах. Это избавление от воровства, жадности, зависти и всевозможных соблазнов, которые делают людей низкими и подлыми, калечат их сознание, ведут к подрыву доверия, злоупотреблениям положением, властью. Воровство иногда приобретает очень тонкую форму. Например, когда люди злоупотребляют вниманием собеседника, они крадут его личное время, забывая о том, что наша человеческая, материальная жизнь не бесконечна, и потраченное время не вернешь. Помните, что человек, соблюдающий Астею, достигает в жизни благополучия. 4. Брахмачарья - воздержание от сексуального потворства, умеренность во всем: в мыслях, словах и делах. Это культура чувств. Становиться рабом своих чувств и эмоций, стремиться к наслаждениям - пустая трата времени и сил, отход от гармонии и духовной эволюции. Свами Шивананда: "Утверждение в Брахмачарье наделяет колоссальной энергией, очищает разум, вырабатывает гигантскую силу воли, дает ясное понимание природы вещей, помогает хорошо различать истинное от ложного, дарует прекрасную память. Это основа для обретения духовного бессмертия". 5. Апариграха - отклонение ненужных даров, свобода от алчности, накопительства в мыслях, на словах и в делах, от перегрузки роскошью. Не следует брать вещей, в которых нет действительной нужды, брать незаслуженные дары или подарки, ставящие человека в зависимость от кого-либо. Впрочем, принятие любого дара в какой-то степени ставит человека в зависимость. Накопительство делает разум беспокойным, появляется страх потерять приобретенное, возникает причинно-следственное (кармическое) страдание. Это серьезное препятствие для духовной жизни. Наступает дисгармония трех начал человека. Когда Апариграха становится достоянием личности, постигается правильное понимание смысла рождения и смерти. Правила Ямы позволяют Йогу вести настоящую духовную жизнь. От их реализации выигрывает и человек, и природа, и общество. Их нарушение создает такие проблемы, как война, загрязнение окружающей среды, многие уголовные преступления и другие. Все вредные привычки и поступки человека вытекают из нарушений этих правил. В начале занятий Йогой нужно заниматься изучением Ямы и самоанализом утром и вечером в спокойной обстановке не менее 15 минут и не более часа. Постепенно это войдет в привычку, установится постоянный автоматический (подсознательный) самоконтроль. Анализируя свое поведение, ученик должен выявить все свои плохие качества и бороться с ними. Для этого он должен культивировать противоположные, то есть положительные качества. Со временем они вытеснят из его слов, мыслей и действий все отрицательное. Если же все время думать о плохом, то оно еще крепче осядет в сознании, так как в коре головного мозга будет создана отрицательная доминанта. Итак, желательно концентрировать свое внимание на тех качествах, которые бы вы хотели приобрести, а не на тех, от которых хотите избавиться. Следует вырабатывать в себе дружелюбие, симпатию, сострадание к окружающим, радость, равнодушие к вредным привычкам (курение, употребление алкоголя и наркотиков и другие), избегать общества порочных людей, оказывающих на вас отрицательное влияние и мешающих вашему духовному, умственному и физическому совершенствованию. Ямой нужно заниматься постепенно (переходя с отработки одного правила на другое; все сразу реализовать нельзя), последовательно от менее трудных задач к более сложным, регулярно (практика Ямы должна быть постоянной, каждодневной). После освоения основных положительных качеств продолжайте совершенствоваться в деталях. Этот процесс должен продолжаться в течение всей жизни. Когда пять предписанных правил будут разучены, продолжая совершенствоваться в них, можно перейти к следующей ступени - Нияме. Если Яма означает смерть порокам, то Нияма – это противоположное качество - возрождение, культивирование нового, естественного, положительного образа жизни, мышления. Нияма также состоит из пяти разделов. 1. Шаоча - внутреннее и внешнее очищение или чистота тела, чувств, жизненных сил и ума. Этот пункт является основополагающим. Остальные расширяют и дополняют его. Шаоча ведет к следующим добродетелям: чистому сознанию, радости, контролю чувств, концентрации ума и самореализации. После перечисления всех пяти разделов Ниямы будут подробно изложены различные очистительные процедуры Шаочи. 2. Сантоша - развитие довольства, удовлетворенности, культивируемых на месте уничтоженной алчности и стремления к удовлетворению соблазнов. Это победа над противоположностями. Здесь ученик достигает уравновешенности, сбалансированности желаний и контролирует их. Удовлетворенность, возникающая как результат постоянной благодарности Богу, гармоничной полноценной Божественной жизни полной духовных устремлений, дает адепту Йоги неописуемое непреходящее трансцендентальное блаженство и радость. Чувственные удовольствия, к которым стремятся многие люди, приводят к неудовлетворенности, сопровождающейся умственными расстройствами в такой степени, что все достижения, все свершения теряют свое очарование. В результате возникают волнения, ведущие к цепи кармических страданий. 3. Тапас - простота, самообуздание, самодисциплина, направленная на создание положительного характера, который вы считаете своим идеалом. Сюда же относится воспитание решительности, настойчивости, терпения и выдержки. Это контроль умственного поведения, органов чувств и органов действия. Тапас - это подготовка, необходимая для самореализации, получения Божественного знания и Богореализации. Тапас бывает трех видов: а) Тапас тела (кайика) - соблюдение необходимых гигиенических процедур, предписываемых Йогой, закаливание и тренировка тела (Хатха Йога). Йоги против аскетизма. Аскетизм - это крайность, дисгармония, Йоги предпочитают "золотую середину". Поэтому тренировка тела не должна превращаться в самоцель, самоистязание. Но и пренебрегать совершенствованием тела не следует. Йоги рассматривают тело как храм души. Все духовные, умственные и физические устремления в жизни на Земле можно реализовать только посредством тела. б) Тапас речи (вачика) - говорить только правду, не употреблять бранных слов, не обижать своей речью других, не кричать на людей, словом, следить за культурой речи, контролировать свою речь. В гигиенических целях Йоги рекомендуют не реже одного дня в месяц соблюдать абсолютное молчание (Маона). Оптимальный вариант - молчать один день в неделю (в выходной). В этот день старайтесь думать о Боге, о Природе, космосе и тому подобном и больше бывать на свежем воздухе. В речи всегда старайтесь быть кратким и конкретным и не говорите без необходимости. Уместно вспомнить пословицу: "Слово - серебро, молчание - золото". в) Тапас ума (манасика) - культивирование спокойствия, уравновешенности, радостного, приподнятого настроения, положительных мыслей, чувств, эмоций. Это устойчивый самоконтроль ума во всех обстоятельствах. 4. Свадхья - регулярное, самостоятельное изучение священных писаний, самооценка, а также повторение священного слога "ОМ" или имени Бога и созерцание Его добродетелей. В Индии в качестве священных писаний используют Веды, Упанишады, Бхагавадгиту и другую авторитетную ведическую и тантрическую литературу. Для последователей других религий рекомендуется изучать соответствующие их традициям священные писания. Например, христианам следует читать Библию, мусульманам - Коран и так далее. А также можно читать религиозную литературу, связанную с поэзией жизни и любви Бога, которая вызывает симпатию и притягивает к себе. Все эти книги следует читать с теистическим отношением. К сожалению, большинство людей в основном читают беллетристику и специальную литературу (помогающую в работе), чего, разумеется, недостаточно для того, чтобы вести здоровую и счастливую духовную жизнь. Практика Свадхьяи принесет знания, поможет в разрешении сложных жизненных проблем, положит конец невежеству (невежество не имеет начала, но имеет конец, а у знаний есть начало, но нет конца). Она воздействует на мысли, устраняет непостоянство ума, способствует духовному развитию, целеустремленности, самопознанию и самовоспитанию, облагораживает душу, формирует нравственность, устраняет злобу и другие негативные качества психики, в священных писаниях заключена божественная поэзия, пропитанная трансцендентальной философией Бога. В них прекрасно описано все Творение, которое воспевает великолепие Творца. Стремитесь к естеству. Природе, восхищайтесь очаровательными и сладкими улыбками Бога. Самооценка подразумевает ведение счета своему прогрессу по пути самореализации и реализации Бога, а не ради того, чтобы произвести на кого-то благоприятное впечатление или похвастаться. Повторению мантры "ОМ" или имени Бога следует обучаться непосредственно у Гуру. Во всех религиях мира существуют специальные молитвы или слова обращения к Богу. Реализация Свадхьяи ведет к сближению с Богом. Духовные наставники советуют постоянно помнить: "Человек становится тем, что он изучает, что он созерцает и чему поклоняется". В Индии это известно, как связь или союз с желанным. 5. Ишвара-пранидхана - посвящение всего себя Богу, подчинение и преданность Богу, жажда его любви. Для этого необходимо соблюдать Брахмачарью, Сантошу, Свадхьяю, а также религиозные обряды и ритуалы. В результате чего человек получает разрешение для входа в Брахмалоку (обитель Бога), где есть возможность иметь аудиенцию с Богом. Сознание человека приобретает трансцендентальные свойства, испытывает неописуемое блаженство, радость и счастье. Правила Ниямы, так же как и Ямы, следует практиковать в течение всей жизни в делах, речах и мыслях, изучая и внедряя их постепенно, последовательно и регулярно. Они согласуются со всеми религиями мира и являются основой подлинно духовной жизни, веры в Бога. Бог один, но различные религии описывают Его по-разному ввиду национальных и культурных особенностей каждого народа. Религии, в которых имеется несколько богов, этим подчеркивают отдельные качества, аспекты, проявления единого Бога. Нужно сказать, что Яму и Нияму не следует изучать формально и выполнять прямолинейно. Это сделало бы человека роботом с заданной программой. Следует вдумчиво подходить к этим вопросам. Руководствуясь общим положением, претворять их в жизнь согласно конкретным условиям и обстоятельствам. Йог - это не эгоист, с безразличием созерцающий страдания ближнего. Всегда следует подчинять свои мысли, слова и поступки Божественной Воле, идеалам добра и справедливости, оказывать помощь слабому, бороться с несправедливостью и тому подобное. отсюда

6ato: Известный йог из Швейцарии - Рейнхард Гамментхаллер (род. в 1953). Практикует по системе Дхирендры Брахмачари 25 лет. Йога в корне изменила его жизнь. В 27 лет Рейнхард приехал в Индию автостопом в поисках хорошей «травы», но нашел свой истинный путь. Он смог заменить «секс, наркотики и рок-н-ролл» на духовные практики. О том, как это произошло в его жизни, он рассказал сам. читать хиппи Рейнхард : кундалини-йога семинар в Москве личный cайт с графиком семинаров +видео



полная версия страницы