Форум » » Vote: Вы интеллигент » Ответить

Vote: Вы интеллигент

Карат: Для начала давайте определимся, кто такие интеллигенты.

Ответов - 26, стр: 1 2 All

PA5TOR: intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная сила, знание, от intelligens, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий) — общественный слой людей, преимущественно занимающихся умственным, творческим трудом, развитием и распространением культуры. Слово интеллигенция появилось в русском и польском языках в первой половине XIX века и представляло собой своеобразную альтернативу слову дворянство. Интеллигент — представитель слоя интеллигенции. В отличии от интеллектуала, интеллигент не обязательно занимается умственным трудом. Как указывает российский социолог Г. Силласте, российская интеллигенция в конце ХХ столетия расслоилась на три страты (от "stratum" - прослойка): * «высшую интеллигенцию» — люди творческих профессий, развивающие науку, технику, культуру, гуманитарные дисциплины. Среди интеллектуалов высока доля женщин. Подавляющее большинство представителей этого слоя заняты в социальной и духовной сферах, меньшинство — в промышленности (техническая интеллигенция); * «массовую интеллигенцию» — врачи, учителя, инженеры, журналисты, конструкторы, технологи, агрономы и другие специалисты. Абсолютное большинство составляют женщины. Многие представители страты работают в отраслях социальной сферы (здравоохранение, образование), несколько меньше (до 40 %) — в промышленности, остальные в сельском хозяйстве или в торговле. Этот слой интеллигенции наиболее подвержен безработице; * «полуинтеллигенцию» — техники, фельдшеры, медицинские сестры, ассистенты, референты, лаборанты. Это — самая феминизированная из всех слоев интеллигенции группа: на одного мужчину здесь приходится 5 женщин. По уровню жизни преобладающая часть этой страты живет за чертой бедности.[1] Интеллигенция и интеллектуалы в зарубежных странах. В современных развитых странах понятие «интеллигенция» употребляется довольно редко. На Западе более популярен термин «интеллектуалы» (intellectuals), которым обозначают людей, профессионально занимающихся интеллектуальной (умственной) деятельностью, не претендуя, как правило, на роль носителей «высших идеалов». Основой для выделения такой группы является разделение труда между работниками умственного и физического труда. Люди, профессионально занимающиеся интеллектуальными видами деятельности (учителя, артисты, врачи и т.д.), существовали уже в античности и в средневековье. Но крупной социальной группой они стали только в эпоху нового времени, когда резко возросло количество людей, занятых умственном трудом. Только с этого времени можно говорить о социокультурной общности, представители которой своей профессиональной интеллектуальной деятельностью (наука, образование, искусство, право и т.д.) генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества. Поскольку творческая деятельность обязательно предполагает критическое отношение к господствующим мнениям, лица умственного труда всегда выступают носителями «критического потенциала». Именно интеллектуалы создавали новые идеологические доктрины (республиканизма, национализма, социализма) и пропагандировали их, обеспечивая тем самым постоянное обновление системы общественных ценностей. Поскольку в эпоху НТР резко повышается ценность знаний и креативного мышления, то в современном мире растет и число лиц умственного труда, и их значение в жизни общества. В постиндустриальном обществе интеллектуалы станут, по мнению некоторых социологов, «новым господствующим классом». В странах, отставших в своем развитии, социальная группа лиц интеллектуального труда приобретает особые черты. Лучше других понимая отсталость своей страны, интеллектуалы становятся главными проповедниками ценностей модернизации. В результате у них развивается чувство собственной исключительности, претензии на «высшее знание», которого лишены все остальные. Подобные мессианские черты характерны для интеллектуалов всех стран догоняющего развития, но наиболее сильное развитие они получили в России. Именно этот особый вид интеллектуалов и называют интеллигенцией. Российская интеллигенция. «Отцом» российской интеллигенции можно считать Петра I, который создал условия для проникновения в Россию идей западного просвещения. Первоначально производством духовных ценностей занимались в основном выходцы из дворянского сословия. «Первыми типично русскими интеллигентами» Д.С.Лихачев называет дворян-вольнодумцев конца 18 века, таких как Радищев и Новиков. В 19 веке основную массу этой социальной группы стали составлять выходцы уже из недворянских слоев общества («разночинцы»). Массовое употребление понятия «интеллигенция» в русской культуре началось с 1860-х, когда журналист П.Д.Боборыкин стал употреблять его в массовой прессе. Сам Боборыкин объявил, что заимствовал этот термин из немецкой культуры, где он использовался для обозначения того слоя общества, представители которого занимаются интеллектуальной деятельностью. Объявляя себя «крестным отцом» нового понятия, Боборыкин настаивал на особом смысле, вложенном им в этот термин: он определял интеллигенцию как лиц «высокой умственной и этической культуры», а не как «работников умственного труда». По его мнению, интеллигенция в России – это чисто русский морально-этический феномен. К интеллигенции в этом понимании относятся люди разных профессиональных групп, принадлежащие к разным политическим движениям, но имеющие общую духовно-нравственную основу. Именно с этим особым смыслом слово «интеллигенция» вернулось затем обратно на Запад, где стало считаться специфически русским (intelligentsia). В русской предреволюционной культуре в трактовке понятия «интеллигенция» критерий занятий умственным трудом отошел на задний план. Главными признаками российского интеллигента стали выступать черты социального мессианства: озабоченность судьбами своего отечества (гражданская ответственность); стремление к социальной критике, к борьбе с тем, что мешает национальному развитию (роль носителя общественной совести); способность нравственно сопереживать «униженным и оскорбленным» (чувство моральной сопричастности). Благодаря группе русских философов «серебряного века», авторов нашумевшего сборника Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции (1909), интеллигенция стала определяться в первую очередь через противопоставление официальной государственной власти. При этом понятия «образованный класс» и «интеллигенция» были частично разведены – не любой образованный человек мог быть отнесен к интеллигенции, а лишь тот, который критиковал «отсталое» правительство. Критическое отношение к царскому правительству предопределило симпатии российской интеллигенции к либеральным и социалистическим идеям. Русская интеллигенция, понимаемая как совокупность оппозиционных к власти лиц умственного труда, оказалась в дореволюционной России довольно изолированной социальной группой. На интеллигентов смотрели с подозрением не только официальные власти, но и «простой народ», не отличавший интеллигентов от «господ». Контраст между претензией на мессианство и оторванностью от народа приводил к культивированию среди русских интеллигентов постоянного покаяния и самобичевания. Особой темой дискуссий начала 20 века стало место интеллигенции в социальной структуре общества. Одни настаивали на внеклассовом подходе: интеллигенция не представляла собой никакой особой социальной группы и не относилась ни к какому классу; являясь элитой общества, она становится над классовыми интересами и выражает общечеловеческие идеалы (Н.А.Бердяев, М.И.Туган-Барановский, Р.В.Иванов-Разумник). Другие (Н.И.Бухарин, А.С.Изгоев и др.) рассматривали интеллигенцию в рамках классового подхода, но расходились в вопросе о том, к какому классу/классам ее относить. Одни считали, что к интеллигенции относятся люди из разных классов, но при этом они не составляют единой социальной группы, и надо говорить не об интеллигенции вообще, а о различных видах интеллигенции (например, буржуазной, пролетарской, крестьянской). Другие относили интеллигенцию к какому-либо вполне определенному классу. Наиболее распространенными вариантами были утверждения, что интеллигенция является частью класса буржуазии или пролетарского класса. Наконец, третьи вообще выделяли интеллигенцию в особый класс. aiva

Satory777: А чем ответ Да, да интеллигент, интелигент отличается от просто Да?

Rina: Нет, я пожалуй не рискну голосовать. Трудно оценить себя объективно.


mer: Satory777, Уравняла "Да, да интеллигент, интелигент" и "Да", и выбрала более скромное... PA5TOR , Супер! Спасибо за информацию. Rina,

Redding: inteligente перевод с испанского -умный, понятливый, смышленный. Не дурак

Птица: Работаю в этом направлении... Но как уже писала, в первом поколении это маловероятно. Может ввести категорию "стремлюсь быть интеллигентом"?

Olga: Птица пишет: Но как уже писала, в первом поколении это маловероятно. Птица, не нашла где Вы это писали. Сама тоже так думаю и считаю, что интеллигентность все-таки передается генетически. Если этого не дано, то приобрести невозможно. В лучшем случае - внешний лоск. А внутри " пролетарий".

Satory777: Olga , т.е. по вашему если ребенка из дворянской интеллигентной семьи отдать на воспитание в семью пролетариев не обремененных ни образованием, ни этикетом и т.п., то из него всё-равно вырастет интеллигент и наоборот, если ребенок малограммотных люмпенов отдать на воспитание в дворянскую интеллигентную семью, то вырастет хам-люмпен? Я считаю, что на воспитание интеллигента влияют во-первых воспитание, а во-вторых душевные склонности, но никак не генетические.

6ato: Satory777 пишет: Я считаю, что на воспитание интеллигента влияют во-первых воспитание, а во-вторых душевные склонности, но никак не генетические. Генетика - важный фактор. думаю, если отдать ребенка из семьи с родословной, не развитой культурно и т.д, в семью с аристократической родословной, не-дворянская суть будет видна. ее не будет видно, если этот ребенок, будет работать над собой, вырастая, изменять состояние своей личности. несомненно, воспитание - не менее важный фактор, и почти все зависит от воспитания, но генетика может изменить свое влияние, если дано верное воспитание...а кто задумывается о верном воспитании и корректировке генетики?

Olga: Satory777 , давай на "ты"? Satory777 пишет: Olga , т.е. по вашему если ребенка из дворянской интеллигентной семьи отдать на воспитание в семью пролетариев не обремененных ни образованием, ни этикетом и т.п., то из него всё-равно вырастет интеллигент и наоборот, если ребенок малограммотных люмпенов отдать на воспитание в дворянскую интеллигентную семью, то вырастет хам-люмпен? Ну это слишком категорично. Особенно в части хама-люмпена. Но вобщем, да - я так считаю. Разница между интеллигентностью и воспитанностью, это примерно как между красотой и обаянием. Внешне красиво, а изнутри не светит. Но увы, для этого нам опять придется определяться с понятием интеллигент. Понятие многогранное, но одна из граней -это тонко чувствующий человек, свободный в своих убеждениях, основанных на глубокой внутренней культуре. Думаю, ты согласишься с этим . Глубокая внутренняя культура... Разве можно за 18 лет этому научить? Можно ли вообще этому научить или научиться? Я не знаю, какими генами это передается, но "поработать" должно не одно поколение. Если сравнить, например, Сахарова и Никиту Михалкова. Михалков умница, обаяшка, талант. Но я вполне могу представить , что он сможет слицемерить, дать по физиономии, хотя невоспитанным его не назовешь. Сахаров -это совсем другое. С Сахаровым мне представить это трудно. Мне он всегда кажется потомственным интеллигентом. Пример, может и не очень. Но просто пришло в голову это сравнение. У Солженицина есть термин "образованцы". Это о людях, обладающих знаниями, но не обладающих моральными качествами. Мне кажется, что восстановить русскую интеллигенцию , такой какая она была раньше, невозможно уже. А современных вполне можно наззвать "интеллигенцы". Потому, что стоят "возле". Satory, а кого Вы бы могли назвать интеллигентом из известных всем людей?

Yauhen: Olga, С Михалковым-младшим, ИМХО, всё проще: даже не нужно напрягаться, чтобы "представить". Помните случай, когда некто плюнул ему в него? Так дворянин МихАлков (как он сам себя называл), пользуясь тем, что два амбала держали нападавшего, двинул ему ногой в лицо. Этот момент был неоднократно показан по ТВ. Здесь, КМК, обаяшка и очаровашка Михалков очень ярко выразил свою настоящую суть.

6ato: Yauhen , а как вы думаете, как бы поступил в подобной ситуации истинный интеллигент?

Yauhen: Не знаю, что такое "истинный интеллигент". Но если представить в этой ситуации Сахарова, думаю, он ничего не сказал бы, но может быть, подумал: "Господи, прости этого несчастного человека".

Ziatz: > Так дворянин МихАлков (как он сам себя называл) Ну так на то они и потомственные дворяне. Говорят, дворяне происходят от дворни — прихлебателей древних князей.

Rina: Yauhen пишет: Не знаю, что такое "истинный интеллигент". Но если представить в этой ситуации Сахарова, думаю, он ничего не сказал бы, но может быть, подумал: "Господи, прости этого несчастного человека". Я этого случая не знаю, но мне кажется, что интеллигент попросту не допустил бы ситуации, доведшей до плевка. А Михалкова я все равно люблю за талант. Видела несколько передач "Имя твое, Россия". Мне кажется, Капица и Михалков - самые яркие участники этой передачи. А Михалков опять порадовал эрудицией и неординарностью мысли.



полная версия страницы