Форум » » Путь избранных » Ответить

Путь избранных

Rina: (c) Don Paulson

Ответов - 7

Samadhi: Преобладающее большинство людей полагает, что солнце встает на востоке и заходит на западе. Так повелось с тех пор, как человеческий разум, вечно стремящийся обуздать суровую реальность окружающего мира путами условностей, набросил на маленькую планету, ставшую людям домом, невидимую сетку меридианов и параллелей, определил четкую систему координат, разделяя единое целое пространство на более приемлемые сознанию участки с четко обозначенными границами. Но Вселенная велика и бесконечна и нашлись люди сумевшие это понять. Смысл их жизни не уместился в жестких рамках общепринятых условностей, не ограничился удовлетворением элементарных потребностей. Не стремятся они стать «винтиками» государства – машины, заботящейся о благе всех, но не каждого, и далеки они от воплощения в жизнь «великой американской мечты». Счастьем для них стало постоянное удовлетворение жизнью, неразрывно связанное с ощущением смысла собственного существования. Потому и становятся им тесными рамки условностей, а на окружающий мир смотрят они глазами ребенка, воспринимая его свежо и непредвзято, со звонкой эмоциональностью и безграничным оптимизмом. Как же иначе? Если есть в мире болезни, уродства и извращения, то ведь и здоровье есть, и красота , и сила. Почему же больное должно быть убедительнее здорового, хилое – яркого, уродливое - прекрасного? Так полагали величайшие западные философы, сумевшие отринуть понятия «обладания», «присвоения», «накопления» и «рейтинга популярности». И сходились с восточными мудрецами, утверждавшими, что глупо стремиться к карьере, накоплению ценностей, к власти и славе – есть только жизнь и в ней сам человек, с бездонными глубинами собственного естества. И способ правильно жить лишь один – жить вкусно, интересно, радостно всегда и везде, наполняя бытие непрерывной полнотой ощущений, в чем, собственно, и заключается счастье. Разделение на Запад и Восток не более, чем условность, и люди постигшие суть Пути, как коротко, но емко обозначил буддизм истинное человеческое призвание, есть везде. Однако не так уж их и много, ведь быть счастливым здесь и сейчас, а не в иной жизни, после смерти, совсем-совсем непросто. Требуется соблюдать меру во всем, быть своего рода аскетом, и постоянно упражнять ум, душу и тело. Но в результате приходит радость, дающая утонченное наслаждение, не разрушающее организм и психику, как делают это наркотики, алкоголь или обжорство, а напротив, приносящее огромную силу в виде сверхвозможностей. Обладатели этой силы следуют по Пути самосовершенствования, не задумываясь об условных ориентирах, нет им разницы – с Запада ли на Восток, с Востока ли на Запад. Кто-то считает их чудаками, кто-то изгоями, многие и теми и другими одновременно. Но нет им до мнения окружающих никакого дела, ибо постигли они суть Пути и сворачивать не собираются. Так и шагают, купаясь в лучах наместника Вселенной Солнца, абсолютно равнодушного к человеческому мнению о том, где ему вставать и где садиться, поскольку истина заключается в удивительно простой вещи – крутиться-то приходится все же не ему. «В глубокой древности были подлинные люди, которые обнимали Небо и Землю, держали в руке силы Инь и Ян, дышали чистейшей энергией, стояли одиноко, оберегая в себе дух, а мышцы и плоть их были как бы одно. Поэтому они могли жить без конца, ибо обладали они долголетием Неба и Земли. Так они жили в Дао. В средней древности были совершенные люди, которые были непорочны в своих жизненных свойствах и целостны в своих принципах. Они пребывали в гармонии с силами Инь и Ян, и четырьмя сезонами, отстранялись от всего суетного, накапливали в себе семя жизни и оберегали целостность духа, странствовали среди Неба и Земли, внимали тому, что находится за Восьмью пределами мироздания. Так они могли продлить свои годы, укрепить себя и тем самым приблизиться к подлинным людям. Следом шли мудрые люди, которые были сопричастны гармонии Неба и Земли, следовали принципам устроения Восьми пределов, сообразовывались с мирскими вожделениями, не держали в сердце обиды и гнева, в поступках своих не бежали от мира, в одеждах своих следовали приличиям, но в поведении своём не оглядывались на людские нравы. Вовне они не утомляли своё тело, внутри они не напрягали разум, но пестовали в себе безмятежную удовлетворённость, почитая постижение себя истинной заслугой. Тело их не ведало ущерба, дух не ведал разброда, а потому срок их жизни исчислялся сотнями лет. Следом шли достойные люди, которые брали за образец Небо и Землю, образом жизни своей уподоблялись солнцу и луне, располагались навроде звезд на небе, умели различать действия Инь и Ян, разделять движения четырех сезонов…» Так определяет китайский трактат «Нейцзин» («Канон внутреннего») всю иерархию внутренних образов человека, самую суть его, отразившую интимную правду жизни. Именно таким, воистину человечным становится, по мнению гениальных философов древности тот, кто, ступив на Великий Путь, превозмог себя, овладел своими мыслями, чувствами и поступками, вместил в себя целый мир и воплотил в себе всю полноту жизненных свойств. Можно иронизировать по поводу «мудрецов китайских» сколько угодно, но они, пожалуй, сумели отыскать заветную правду-матку и режут её во всеуслышание, совсем не опасаясь показаться кому-то смешными. Смешным, в сравнении с их величием, скорее выглядит преобладающее большинство населения планеты Земля, погрязшее в сетях пресловутых обстоятельств и поэтому терзающих себя всевозможными химерами, чаще всего приносящем одни лишь страдания. Главное, подсознательно почти каждый понимает, что ничего сверхсложного в обретении счастья нет, однако не перестаёт надеяться ещё и на некое чудо. Хотя, если вдуматься, позиция «на бога надейся, а сам не плошай» весьма сомнительная. Просто «не плошать» человек, выходит, не в состоянии, а ведь куда проще изыскивать резервы не где-то в заоблачной выси, а внутри самого себя. Тем и отличаются от остальных люди Пути, что нет в них ничего, по меткому выражению Ницше, «слишком человеческого». А как же иначе? Оставаться самим собой, пребывая в согласии со всем окружающим миром, можно лишь подогнав себя под всеобщий вселенский порядок, и тут важно не только обрести живую внутреннюю связь между собою и Великой Пустотой, но и осознать Одиночество. Мир-то все равно не переделаешь. Так не лучше ли просто следовать естественному ходу вещей, когда устал - спать, когда голоден – есть? Словом, не мучаться, отыскивая смысл жизни, а ограничиться просто повседневным здравым смыслом. И не порицать тех, кто вобрал в себя мудрость веков, а попытаться присутствовать в своих собственных поступках, чего большинство людей делать не в состоянии. Потому-то и предстают в глазах остальных идущие по Пути «вечно другими», хотя, как сказано в том же «Каноне внутреннего», «сведущий в небесном непременно с вниманием рассмотрит дела человеческие». И рассмотрев, откроет реальность подлинно человеческую, а вслед за подлинным придет совершенное, мудрое и достойное. Вечно другое, поскольку неизменным в реальном мире остаётся только одно – бесконечная Перемена всех Перемен. А. Тарас "Что такое Путь боевых искусств" Путь боевых искусств - это процесс превращения обычного человека в воина. А как выразился Карлос Кастанеда, "стать воином - значит сознательно выработать в себе набор специфических качеств и соответствующее этим качествам поведение". Мас Ояма сказал по существу то же самое, но иными словами: "путь боевых искусств сводится к обретению истинного смысла жизни через воинскую практику". Проблема Пути боевых искусств изрядно запутана тем, что, обсуждая ее, чаще всего говорят о другом. Например, начинают рассказывать о принципах "инь-ян", о пяти первостихиях и восьми триграммах, либо цитируют христианских Отцов и Учителей Церкви. То и другое не имеет особого смысла. Не так-то просто связать даосскую натурфилософию или христианскую догматику с жестокой резней и мордобоем. Лучше всего это получается y тех людей, которые любят глубокомысленно рассуждать о реализации в бою принципа ненасилия, о просветленном сознании бойца, о бесовских искушениях и других интересных вещах из области мистики. Личное общение с некоторыми из них убедило меня в том, что к подобным рассуждениям наиболее склонны теоретики, никогда не вступавшие в кровавые столкновения с полупьяными субъектами, вооруженными кастетами или разбитыми бутылками (не говоря уже о рукопашных схватках на войне). Именно теоретики преувеличивают значение мистических изысканий и недооценивают критическую роль практики. Путанице также способствует то обстоятельство, что изложение теории Пути боевых искусств традиционно пытаются осуществлять через легенды, исторические анекдоты, всякого рода притчи и афоризмы. Однако современный человек, лишенный классического гуманитарного образования, не приученный думать своей собственной головой, в большинстве случаев не в состоянии извлечь из этих сказок хоть что-то полезное для себя. Ему требуется ясное объяснение сути проблемы, своего рода инструкция по использованию собственного тела и духа, похожая на памятку для автолюбителя или владельца компьютера. Лично мне кажется, что для начала надо понять, чем вообще привлекает людей искусство рукопашного боя сегодня, когда имеется столько огнестрельного, химического и электрического оружия. Видимо, дело в том, что боевые искусства (конечно, как и некоторые другие виды увлечений) позволяют удовлетворять глубинные потребности, определяющие все наши поступки. Эти потребности разделяются y людей на три основные группы: витальные, социальные и идеальные (или духовные). Удовлетворение витальных потребностей обеспечивает биологическое существование индивида; признание со стороны себе подобных связано с социальными потребностями. Что же касается третьей группы, то именно здесь скрыта причина творчества, поисков истины, добра, красоты, справедливости, всего того, что в совокупности составляет смысл жизни. Так вот, прикладной аспект боевых искусств, то, что в японском Будо называют "дзюцу" (техника, приемы) отвечает инстинкту самосохранения, присущему человеку как виду живых существ. Практика соревновательных поединков, показательных и трюковых выступлений ("сиай") соответствует той стороне человеческой натуры, которая нуждается в признании окружающими ее достижений и личных качеств. Наконец, третий аспект боевых искусств, именуемый "до" (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Принципиально важно то, что в рамках одних школ эти стороны боевых искусств сливаются воедино, в других же реализуются по отдельности (только техника реального боя, только спорт, только психофизическое совершенствование). Ведя разговор о человеческих потребностях, следует особо подчеркнуть, что человек отличается от животных не витальными и даже не социальными потребностями, а идеальными. Иными словами, в каждом из нас тем больше человеческого, чем сильнее наши поступки определяются стимулами духовного плана. В конечном счете (потому что на первый взгляд это совсем не очевидно) жажда материального благополучия и сексуальных наслаждений, стремление к власти или к славе - все это в людях от первобытного стада человекообразных обезьян. В самом деле, к чему фактически сводятся мечты пресловутого "среднего человека", которого антропологи красноречиво называют "голой обезьяной"? К тому, чтобы как можно реже напрягаться умственно и физически, как можно чаще отдыхать и развлекаться. А в процессе отдыха и развлечений наиболее значимыми являются для него положительные физиологические ощущения, особенно сексуальные и пищевкусовые. Короче говоря, огромная масса людей больше всего на свете жаждет "ловить кайф"! Сладко пить, вкусно есть, сношаться с лицами противоположного пола, нежиться в теплой водичке, валяться в мягкой постели или на горячем песке… Что здесь такого, чего нет y животных? Чем подобное поведение – в принципе - отличается от поведения свиньи, которая нажралась до отвала, залезла в корыто с теплой водой, нагревшейся на солнце, разлеглась там и хрюкает от удовольствия. Почему я об этом говорю? Да потому, что бесполезно призывать к самоограничению, к самодисциплине, к обузданию ненасытной плоти (то есть к нравственности) тех, чей идеал в том, чтобы как можно чаще "хрюкать от удовольствия". Однако, если говорить о Пути боевых искусств, то следует отчетливо понимать: "голой обезьяне" он недоступен. Конечно, для того, чтобы "пройти школу" в смысле освоения какой-то техники рукопашного боя, требуются лишь здоровье, время и старание. Можно при этом быть верующим или атеистом; можно соблюдать диету, не прикасаться к рюмке и сигарете, а можно есть все подряд, периодически напиваться и выкуривать пачку в день; можно не прикасаться к женщине, соблюдать некий моральный кодекс, либо напротив, блудить, лгать, красть, предавать и продавать… Для овладения "голой" техникой, приемами нападения и защиты образ жизни адепта, наличие либо отсутствие y него совести и прочих духовных качеств не имеют никакого значения. Хватило бы ему только "дыхалки", то есть ресурсов сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Но для того, чтобы все три аспекта боевых искусств соединить в одно целое, чтобы пойти значительно дальше технического минимума конкретной системы - для этого преображение психики (и тела тоже!) через аскетизм, нравственный образ жизни, непрерывный психический и физический тренинг абсолютно необходимо. В результате человек будет оставаться грозным бойцом до глубокой старости, а не до обычных 30-35 лет. Но гораздо важнее то, что повседневная жизнь станет для него непрерывно длящимся счастьем! Один индус (Калидаса) много веков назад красиво сказал: "Когда ты вошел в мир, ты горько плакал, а все вокруг тебя радостно смеялись. Сделай свою жизнь такой, чтобы, покидая мир, ты радостно смеялся, а все вокруг горько плакали". Может ли так прожить свою жизнь "голая обезьяна"? Более чем сомнительно. Талантливые писатели, эти знатоки человеческих душ и жизни вообще, много раз уже излагали превосходные жизненные программы. Их цитирование заняло бы целую книгу Поэтому ограничусь всего одним высказыванием: "Мы не знаем, и никогда не узнаем, что нас ждет за последним вздохом. Так или иначе - ты живешь. Так или иначе - неизбежно умрешь. Есть ли смысл бояться неизбежного? Наоборот, именно поэтому следует жить разумно, смело и весело, как то подобает человеку. На удар отвечай ударом, на улыбку - улыбкой. В любви и в дружбе иди до конца и все, что не оскорбляет других людей, позволяй себе в полной мере. Гордо живи и бестрепетно умирай!" (Ал. Грин) Кто-то может сказать, что мысли такого рода не имеют никакого отношения к Пути боевых искусств. Мне искренне жаль тех, кто так думает. Ибо давно уже известно: "сначала человек, потом мастерство". Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих ("для избранных"), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти "избранные" и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на "поле чудес в стране дураков". Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание "киллера". Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели y "голых обезьян". Идти по Пути - значит быть не таким, как "все". Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению y телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем - тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов… Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе! Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно – чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от "обстоятельств". Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько - на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде "настоящая жизнь" начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия. Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та "форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание - это как бы вдох, действие - как бы выдох. И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек". Итак, путь, о котором идет речь, представляет собой служение высшим идеалам. Его протяженность равна всей сознательной жизни. Следовательно, это путь для немногих ("для избранных"), особенно в нынешнюю эпоху с присущей ей верой в чудеса, с ее презрением к духовности, ненавистью к честной трудовой жизни, с чудовищным развратом, обжорством и пьянством. Наконец, с ее всеобщей ленью, бесхребетностью и надеждой на счастливый случай. Но только эти "избранные" и могут идти по Пути боевых искусств. Остальные навсегда останутся на "поле чудес в стране дураков". Понятно, что не имеет смысла тратить несколько десятков лет лишь для того, чтобы научиться ловко драться. При наличии в обществе гор оружия это было бы нерациональной тратой времени, просто глупостью. Но в том-то и дело, что серьезная практика боевого искусства нацелена на физическое, психическое и нравственное совершенствование человека, а не воспитание "киллера". Совершенный человек на порядок превосходит обычных людей во всем: в работоспособности, в сообразительности, в настойчивости, в самых разнообразных знаниях и умениях. Его превосходство проявляется также и в столкновениях с двуногими хищниками. Но это лишь следствие его совершенства, а не цель. Цель, повторю еще раз, заключается в преображении собственной духовной и телесной природы. Стремление к ней открывает врата в принципиально иную жизнь, нежели y "голых обезьян". Идти по Пути - значит быть не таким, как "все". Например, посещение идиотских вечеринок, дискотек и концертов заменять созерцанием вечной красоты природы; не отравлять себя алкоголем, а наслаждаться вкусом хорошего чая; ежевечернему сидению y телевизора предпочитать медитацию; вместо бесконечной возни с автомобилем - тренироваться; мясо и сладости из сахара с маргарином навсегда заменить пищей из натуральных продуктов… Необходимо научиться слушать музыку, прошедшую испытание временем, понимать поэзию и философию, обрести знания в истории и психологии. А самое главное, узнать на собственном опыте, что человек, посмевший вырваться из стада, фактически обречен на одиночество, даже если им восхищаются. Пожалуй, это труднее всего: научиться быть одиноким среди людей, но радостным и счастливым в своей душе! Чтобы не скулить от тоски, не переполняться отвращением к самому себе, ненавистью или раздражением к окружающим, есть только один метод, верный для всех эпох: истово заниматься тем делом, которое предназначено каждому его судьбой. Если так получилось, что главным для тебя стало боевое искусство, то посвяти ему себя полностью. Не обязательно превращаться в профессионального тренера. Инженер ты или офицер, рабочий или врач, фермер или художник, не имеет значения. Надо лишь одно – чтобы твое любимое занятие в самом деле было для тебя важнее всего на свете. И чтобы это отражалось во всех твоих поступках, независимо от "обстоятельств". Тогда неважно, сколько часов в день уходит на работу и бытовые заботы, сколько - на физические упражнения и психотренинг. Это в стаде "настоящая жизнь" начинается лишь после окончания рабочего дня или в выходные дни, которых так страстно ждут и так бездарно проводят. Во-первых, дух и тело можно закалять всегда и везде, не только во время специальных тренировок. Во-вторых, важны не фактические затраты времени, а внутренние приоритеты. На первом месте в сознании должно стоять любимое дело, понимаемое как способ существования в мире. Именно тогда оно дает чувство смысла жизни, полноты и радости бытия. Разумеется, в современном обществе практика боевых искусств в определенном смысле является игрой, но что такое игра с позиций философии? Как утверждает Герман Гессе, это та "форма, которая объединяет сферы духа и материи, созерцания и действия. Созерцание - это как бы вдох, действие - как бы выдох. И человек, не владеющий в совершенстве тем и другим, не вполне еще человек". Теперь сделаем общий вывод: Путь боевых искусств - это такой образ жизни, главную роль в котором играет повседневная практика конкретного вида единоборства и психической саморегуляции. В процессе многолетней серьезной практики боевого искусства и психической саморегуляции недочеловек ("голая обезьяна") постепенно превращается в человека совершенного, а в отдельных случаях в сверхчеловека!

tot: Samadhi, я заметил это фишка всех любителей совмещать единоборства и мистику: На первом месте компенсация комплекса неполноценности (любым способом), на втором - вера в получение завтра сверьестественных способностей (это как продолжение первого). И это все на фоне большого презрения к "простым людям" и "всем остальным". А. Тарас как раз из таких.

Rina: Грязноватая статья. Очередной гуру. Опять "стадо" и избранные.


Samadhi: tot пишет: На первом месте компенсация комплекса неполноценности (любым способом) Это всегда так было, если человек занимается чем-то, значит у него есть комплекс неполноценности и пошли дальнейшие рассуждения. Ну и что?Мы все рождены для поиска истины, как утверждает Монтень в своих "Опытах", у меня такой Путь. Всегда было "стадо" и всегда были "избранные", достопочтенная Rina, в любом обществе, почитайте хотя бы Писание: "много званых, но мало избранных". И последний никогда не станет первым, конечно, если только при коммунизме.

tot: Все дело в том, что "избранными" избранных делают люди, много людей (разными способами, иногда при жизни, иногда после), и никак иначе быть не может. А "быдлом" быдло делает себя самостоятельно (по разному, хотя вариантов не так много - водка, наркотики, хроническая лень и апатия, и т.д...), но всегда это вина самого человека (лично, и никак не иначе). А потому отдельно взятый индивидуум не может (по определению) обявлять "избранных" и объявлять "быдло", потому что в первом случае он пытается стать одновременно масой людей, во втором - стать на место каждого одновременно. И первое и второе доступно только Богу. А потому такие попытки со стороны воспринимаються или как абсолютное хамство, или как ненормальность.

Pixel: Samadhi пишет: постепенно превращается в человека совершенного инфантильненько... для птушных микроцефалов-качков Samadhi, чесслово в этот форум Тарас не вписывается. Тут народ слегка другими понятиями оперирует. И потом, если уж невмоготу - читайте Шлахтера что-ли. У него хотя бы техники работают. ПыСы. Это не приглашение к дискуссии, так совет...

Samadhi: Спасибо за совет! Мир многообразен и каждый человек идет своей дорогой. А сайт посвящен духовности. Поднятая мной тема одна из форм постижения необъятного. Я не намерен заниматься пропагандой, так вырвалось...



полная версия страницы