Форум » » Нравственность и мораль » Ответить

Нравственность и мораль

Rina: (c) Alec Ee

Ответов - 30, стр: 1 2 All

Rina: Недавно общалась со своими друзьями, и мы все вместе пытались сформулировать моральные принципы современного общества. Вышло примерно следующее: - не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность; - не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему; - саморазвивайся, учись, становись умнее; - добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке - тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества; Но самое главное -- это свобода человека и осуждение нетерпимости и насилия во всех проявлениях. Интересно, а кто-нибудь из форумчан рискнет сфорумулировать свое видение моральных принципов? И еще вопрос. Интересно ваше мнение. Когда сталкивается интерес общественный и личный. И компромисс невозможен. Чему отдавать предпочтение? Интерес не материальный.

GROM: Rina пишет: Когда сталкивается интерес общественный и личный. И компромисс невозможен. Чему отдавать предпочтение? За "общественным" интересом в большинстве случаев стоит чей-то глубоко спрятанный и прикрытый красивыми словами интерес личный или интерес очень узкой группы лиц.

GROM: Rina пишет: Интересно, а кто-нибудь из форумчан рискнет сфорумулировать свое видение моральных принципов? Мое совпадают с Лао-Цзюнем: РАССУЖДЕНИЕ О СТА ЗАБОЛЕВАНИЯХ Лао-Цзюнь молвит: Если желаешь спастись от катастрофы или разрешить проблему, то лучше всего заранее предотвращать их появление в своей жизни. И тогда не будет трудностей. Для того чтобы излечить недуг, избавиться от болезни, лучше всего быть готовым к ним загодя. Тогда будет счастливый исход. В настоящее время люди не обращают внимание на это и не стараются предотвращать, а направляют силы на то, чтобы спасаться. Не стараются готовиться загодя, а пытаются излечиться с помощью лекарств. Потому есть такие государи, которые не способны охранить жертвенный алтарь государственной власти. Есть и такие организмы, которые не способны сохранить себя в целости в течение долгой жизни. Таким образом человек мудрости добивается счастья, когда нет еще и предзнаменований. Он избавляется от беды, когда она еще не появилась. Ведь катастрофа рождается из мелочей, а болезнь возникает из тончайших отклонений. Люди считают, что маленькое добро не приносит пользы, и потому не желают делать добро. Им кажется, что от маленького зла не будет ущерба, и потому они не стремятся исправиться. Если не накапливать добро мало-помалу, тогда не получится великой Потенции. Если не воздерживаться от зла в малом, тогда свершится большое преступление. Поэтому выберем самое важное, чтобы показать, как оно рождается. Итак, вот сто болезней: • Не зная постоянства, то радоваться, то гневаться – это болезнь. • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. • Любя чувственные наслаждения, разрушать Потенцию – это болезнь. • Привязываясь всем сердцем, любить – это болезнь. • Ненавидя, желать кому-либо смерти – это болезнь. • Из-за распущенности и алчности совершать ошибки,не замечая – это болезнь. • Хулить людей, восхваляя себя – это болезнь. • Все время меняться, потакая самому себе – это болезнь. • Быть слишком разговорчивым, любить поболтать – это болезнь. • Радоваться, преследуя неправого – это болезнь. • Кичась знаниями, презирать других – это болезнь. • Пользуясь властью творить произвол – это болезнь. • Считать людей неправыми, а себя правым – это болезнь. • Обижать, небрежно обращаясь со слабыми и беззащитными – это болезнь. • Побеждать людей, применяя силу – это болезнь. • Лениться, ощущая свою власть и силу – это болезнь, • В речах стремиться побеждать людей – это болезнь. • Взяв в долг, не помнить о возвращении – это болезнь. • Считая людей неправедными, думать о своей праведности – это болезнь. • Прямотой вредить людям – это болезнь. • Не любя людей, быть расположенным к самому себе – это болезнь. • И в расположении и гневе кичиться собой – это болезнь. • Считать других глупыми, а себя мудрым – это болезнь. • Сделав достойный поступок, выставлять себя – это болезнь. • У известных людей находить недостатки – это болезнь. • Сетовать на то, что приходиться трудиться – это болезнь. • Иллюзии принимать за реальность – это болезнь. • Радоваться ошибкам других – это болезнь. • Кичиться перед людьми своим богатством – это болезнь. • Будучи высокородным, презирать людей – это болезнь. • Будучи бедным, завидовать богатым – это болезнь. • Будучи в низком положении, зло говорить о благородных – это болезнь. • Клевеща на людей, добиваться расположения к себе – это болезнь. • Проявлять себя через свою потенцию-дэ – это болезнь. • Достигать успеха, нанося кому-то поражение – это болезнь. • Из-за корыстных побуждений нарушать справедливость – это болезнь. • Из-за любови к себе не видеть смысла – это болезнь. Сохранять безопасность за счет того, что другие оказываются в опасности – это болезнь. • Быть ревнивым – это болезнь. • Из-за вспыльчивости вступать в противоречия с окружающими – это болезнь. • Много ненавидеть и мало любить – это болезнь. • Постоянно обсуждать, что есть правда, а что неправда – это болезнь. • Перекладывать ответственность на других людей – это болезнь. • Отталкивая суть, привязываться лишь к внешнему – это болезнь. • Обсуждать достоинства и недостатки других людей – это болезнь. • Считая людей лживыми, верить себе – это болезнь. • Помогая людям, надеяться на воздаяние – это болезнь. • Порицать человека за то, что он не облагодетельствовал тебя – это болезнь. • Поделившись с человеком, раскаиваться в этом – это болезнь. • Любить, чтобы тебя увещевали, когда ты сердит, – это болезнь. • Ругать и поносить любых живых тварей – это болезнь. • Колдовскими приемами причинять кому-либо вред – это болезнь. • Поносить и порицать талантливых – это болезнь. • Не любить людей за то, что они превзошли тебя – это болезнь. • Пристраститься к разным зельям – это болезнь. • Если нет ровного состояния в сердце – это болезнь. • Возвращаться в мыслях к старым обидам – это болезнь. • Создавать много шума по поводу каких-либо способностей – это болезнь. • Не воспринимать увещеваний и критики – это болезнь. • При помощи официальных жалоб побеждать кого-то – это болезнь. • Беседовать с дураком, глупцом – это болезнь. • В тяжелой ситуации поступать легкомысленно – это болезнь. • Подстрекать к беззакониям – это болезнь. • Любить, чтобы тебя считали правым – это болезнь. • Много сомневаться и мало верить – это болезнь. • Смеяться над сумасшедшими и припадочными – это болезнь. • Сидеть развалясь, не соблюдая ритуала – это болезнь. • Некрасивые слова и злые речи – это болезнь. • С презрением и небрежно относиться к старым и малым – это болезнь. • Злое отношение и некрасивое поведение – это болезнь. • Все время изменяться, не имея собственного мнения – это болезнь. • Быть слишком привязанным к веселью и шуткам – это болезнь. • Любить ограничивать людей – это болезнь. • Хитрость и льстивость – это болезнь. • Желая получить что-либо, добиваться обманом – это болезнь. • Быть лживым и нарушать свои обещания – это болезнь. • Буянить и бесчинствовать, напившись вина – это болезнь. • Ругаться и сквернословить по поводу ветра и дождя – это болезнь. • Желать убить за злые слова – это болезнь. • Побуждать к прерыванию беременности – это болезнь. • Занимая, не помнить о возврате – это болезнь. • Вмешиваться в чужие дела – это болезнь. • Подглядывать украдкой – это болезнь. • Взяв в долг, скрываться от кредиторов – это болезнь. • Не прислушиваться к противоположному мнению – это болезнь. • Любовь к резким отказам – это болезнь. • Настойчиво приставать к женщинам – это болезнь. • Из-за старых заблуждений вводить в заблуждение другого – это болезнь. • Разорять птичьи гнезда, разбивать яйца – это болезнь. • Убивать зародыш, резать плоть – это болезнь. • Причинять вред посредством воды и огня – это болезнь. • Смеяться над слепыми, глухими и немыми – это болезнь. • Побуждать к вступлению в брак – это болезнь. • Поучать людей делать провокации – это болезнь. • Поучать людей делать зло – это болезнь. • Менять свое отношение к попавшему в беду – это болезнь. • Желать несчастья, призывать беду – это болезнь. • Увидя что-то приятное, желать обрести – это болезнь. • Силой отнимать у людей вещи – это болезнь. PS: Можно писать по ним правила для форума.


6ato: Rina пишет: И еще вопрос. Интересно ваше мнение. Когда сталкивается интерес общественный и личный. И компромисс невозможен. Чему отдавать предпочтение? Интерес не материальный. В зависимости от ситуации, но в большинстве случаев - Личному.

Rina: GROM , ну вы и написали длинюйший список добродетелей. Это ж святым надо быть. Вообще-то я хотела разграничить мораль и нравственность. По-моему, это разные категории. Общественная мораль имеет свойство постоянно меняться. Нравственность - не думаю. Ну раз вы изложили это как свои моральные принципы, значит у Вас и спрашиваю. GROM пишет: • У известных людей находить недостатки – это болезнь. Почему? Если человек известен, значит он вне критики? Не есть ли это отказ от собственного мнения? Например, вчера весь вечер по ТВ шли передачи о Солженицине. Человек он безусловно известный, но вот великость его у меня вызывает сомнения. Я больна? GROM пишет: • Вмешиваться в чужие дела – это болезнь. Когда общество объявляет войну наркоманам, родственники принудительно лечат людей от алкоголизма - это общество больно? Ведь по сути оно вторгается в чужую жизнь. Пить- непить, колоться-не колоться, по большому счету - это личное дело каждого. Человек как хочет, так и выстраивает свою жизнь. GROM пишет: • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. Кажется, это можно расценить, как ответ на мой вопрос. GROM , Вы можете мне объяснить, что такое долг среднестатического человека? Кому и что он должен настолько, что нужно "раньше думать о Родине, а потом о себе?". В свете современной жизни.

6ato: ПиСи: "Рассуждения о 100 заболеваниях и 100 лекарствах " можно прочитать тут: http://esprit.forum24.ru/?1-6-20-00000013-000-0-0-1203597169

Водород: GROM пишет: Мое совпадают с Лао-Цзюнем: и мое тоже и с GROM ом Критика это тоже болезнь... Еще ни один критик не сделал кого-нибудь лучше, своими замечаниями... на мой взгляд это прсто глупое занятие - выиискивать у других ошибки... Когда-то учился в духовном университете нам преподаватель всегда говорил: Незабывайте, когда вы показываете (пальцем) на недостатки других, другие три пальца обращены к вам, это значит, что у вас их больше в три раза... и неплохо было бы заняться вначале своими". Если каждый будет работать над собой, времени на критику не останется. С Любовью

GROM: Rina пишет: По-моему, это разные категории. Общественная мораль имеет свойство постоянно меняться. Нравственность - не думаю. Правильно разные. Но только с точки зрения времени, ибо суть в глубине едина. И общественная мораль может быть переменчива и несправедлива. Например Павлик Морозов - герой 30 лет назад, и предатель сейчас. Поступок не изменился изменилисись общественные ценности. И нравственность может нести в себе лишь местные обычаи. Например с точки арабов женщина без паранджи - явление безнравственное. Общая идея была высказана ранее - не делай другим того, что не хочешь, что-бы делали тебе. Но поскольку люди разные, то кто-то сразу понял, а кому-то нужно "сто раз" повторить в разных вариантах. Вот и появляются такие трактаты "О ста заболеваниях". Rina пишет: цитата: • У известных людей находить недостатки – это болезнь. Почему? Если человек известен, значит он вне критики? Не есть ли это отказ от собственного мнения? 1. Водород объяснил частично. 2. Это древний трактат. Известный людей тогда было мало. В памяти всех уместить наверное легко было. Известными счтитались возможно великие философы, герои. Достоинства их были явно видны. Сейчас "известных" стало много. Достоинств у них обычно мало. То есть понятие "известности" само в себе несло некую селекцию по нравственным признакам. Думаю это имелось ввиду. Rina пишет: цитата: • Вмешиваться в чужие дела – это болезнь. Когда общество объявляет войну наркоманам, родственники принудительно лечат людей от алкоголизма - это общество больно? Ведь по сути оно вторгается в чужую жизнь. Пить- непить, колоться-не колоться, по большому счету - это личное дело каждого. Человек как хочет, так и выстраивает свою жизнь. Наверное в Древнем Китае не было таких наркоманов и алкоголиков как сейчас.

musha: Во времена Лао-Цзюня действительно известными считались местный ван (губернатор) да император всея Поднебесной. Ну, правда еще покойные Кун-Фу Цзы (Конфуций) и Лао Цзы. Но дело не этом, а в том, что люди очень интересуются чужой жизнью. Они с интересом читают о том кто из известных с кем переспал, развелся, подрался, заболел и эти сведенья доставляют им удовольствие. И только смерть что-то вроде сочувствия. Люди выписывают журналы с этой галиматьей, читают на полном серьезе те страницы газет, где все это обсуждается. Им интересны репортажи из спальни и именно этот интерес привил этим многочисленным пустозвонам и пустоцветам привычку называть себя звездами. Но их как раз можно понять - это уровень их сознания, именно так они реализуют свои возможности сейчас. Такой этап развития. А вот люди достаточно развитые уходят от духовности и заполняют ментал мусором, если они не то что бы ищут недостатки у известных, но просто заливают в свое сознание баланду из жизни спортсменов, артистов, политиков и остальных соискателей славы и признания. В чужие дела вмешиваться тоже не деликатно и вредно для собственного развития. Чувство особой миссии - иллюзия, заставившая не одного человека воплощаться десятки раз, чтобы исправить эту придурь навсегда. Да, и принудительное лечение - самообман родственников. Люди через некоторое время снова запивают с удвоенным усердием, упоенно садятся на иглу и кончают передозировкой. Душа сама должна сделать выбор. Другое дело, есть понятие общественной безопасности и есть люди выполняющие такую работу. Это тоже их уровень сознания, выбор и этап развития. Ставший на Путь не интересуется наркоманами, воровством и проституцией. Он понимает выбор этих душ и признает их желание получить именно такой опыт. Возможно в каком-то из воплощений и его душа получала такой же опыт.

Rina: GROM пишет: Правильно разные. Но только с точки зрения времени, ибо суть в глубине едина. Я бы не поставила знак равенства между моралью и нравственностью. Мораль –это форма установившихся в обществе норм поведения, я бы сказала, сборник социальных предрассудков. Нравственность ближе к понятиям «всепрощение, неконфликтность, понимание» .Если человек , например, внутренне сочувствует, сопереживает другому человеку и в связи с этим старается не делать другому того, чего бы не хотел себе, если он внутренне мудр и понимающ, то можно говорить, что это нравственный человек. Отсюда и различия между моралью и нравственностью. Думаю, разница в том, что мораль подлежит внешней оценке (Общество, религия, юстиция и прочее), нравственность – внутренний стержень. Человек нравственный более глубок, моралист…сами понимаете. Более того, я считаю, что мораль и нравственность не могут вместе уживаться. Мораль - это страх, опасения общественного порицания. А мы говорим, что нравственный человек свободен. Так и есть. Он свободен своим внутренним содержанием, он живет по своим внутренним законам. Вот только достичь истинной нравственности немногим удается. И еще, я думаю, что нравственность в отличие от морали не может изменяться. Она не повластна ни времени, ни социальному строю. То ли это десять заповедей, то ли суфийские мудрости, то ли рассуждения о заболеваниях Лао-Цзюнь. Я вчера внимательно их прочла. Нечего подвергнуть сомнению. Все актуально. Про Солжениницина, это так... для разговора. Хотя и правда, что его великость мне непонятна. А вот если бы мне кто-нибудь разъяснил, что следует считать долгом с точки зрения нравственности, была бы благодарна.

GROM: Rina пишет: Нравственность ближе к понятиям «всепрощение, неконфликтность, понимание» Видимо все зависит от трактовок. Слово абстрактное, трактовки могут отличаться. Rina пишет: А вот если бы мне кто-нибудь разъяснил, что следует считать долгом с точки зрения нравственности, была бы благодарна. Было бы интересно посмотреть такие рассуждения. Видимо они будут заключаться в призывах к борьбе с "безнравственностью". Последнее же каждый будет трактовать по своему усмотрению.

Саша: Rina пишет: А вот если бы мне кто-нибудь разъяснил, что следует считать долгом с точки зрения нравственности, была бы благодарна. Почитай Ницше, "Веселая Наука".

Rina: Да читала. Вернее, просматривала. Повеселило высказывание о том, что человек видит тот вопрос, на который знает ответ. Два человека сказали, что руководствуются моральными принципами Лао-Цзюня. А когда я прошу растолковать что такое : • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. они молчат. Эх, люди...

GROM: Rina пишет: • Забывая о долге, стремиться к выгоде – это болезнь. Как вариант трактовки: Есть допустим чиновник не важно в Древнем Китае или в современной России. У него есть общественный долг, который он должен выполнять. Вместо этого он использует свое место для получения прибыли - подряды на строительство по повышенным ценам только своим фирмам за деньги; закупки для региона по повышенным ценам с откатом. Что-нибудь стоит 100 руб. он пользуясь своим положением закупает за 150 руб. (условно за откат 25 руб. в карман). Организует свою фирму посредник, через которую ведет все закупки. Часть денег в свой личный карман. Вот такие истории примерно. То есть о жуликах такого вида речь идет на мой взгляд.

Rina: Не-ет, ИМХО - это воровство. Я не случайно пытаю о долге. У меня ситуация возникла. Работаю я практически без опусков. Когда сильно устаю, то ухожу на два-три дня. Неделя - это подарок судьбы. Не каждый год бывает. В последнее время у меня был сложный период на работе, устала до смерти. Все. Больше не могу работать. Ушла в отпуск со вторника по пятницу. В результате люди на выходные останутся без зарплаты. Получат только через неделю. Все бы ничего, да в воскресенье у нас профессиональный праздник - День строителя. По сути, я на праздник оставила людей с пустыми кошельками. Народ выл и стонал, когда я сказала "Сори, ребята, зарплаты не будет". Аморально? Кажется, да. Но с другой стороны, у меня больше не просматривается "окон" в ближайшее время. Если сейчас не уйду, то конца октября и думать нечего. А я ведь не машина. Да и лето же. Ну хоть пару дней мне. Почти все лето без выходных вышло. Чувствую себя не лучшим образом, что-то в душе шуршит и шуршит. Ведь не начальство пострадает, а работяги, которые на жаре и холоде деньги зарабатывают. А зарплата у них совсем не очень... Вот и столкнулся долг с личным интересом.



полная версия страницы