Форум » » Питание и старение » Ответить

Питание и старение

6ato: "... роды дают ребенка в виде мягкого маленького тельца, несравненно более плотного и твердого, чем эмбрион. Младенчество, детство и юность приводят к дальнейшему отвердению, и через некоторое время, в старости достигается максимум твердости, которая заканчивается смертью." (Макс Гендель. Лекции о христианстве розенкрейцеров.).

Ответов - 5

6ato: Макс Гендель Из Лекций о христианстве розенкрейцеров Как только начинается утробная жизнь человека в виде эмбриона, он представляет собой маленький мягкий шарик из альбумина (белок яйца). Затем происходят изменения, в нем появляются различные частицы более твердой субстанции, которые становятся больше, тверже и, наконец, соприкасаются друг с другом. В точках соединения они формируют "суставы", и постепенно образуется скелет. В то же самое время мягкая материя становится белее живой, и мы имеем "утробный плод", ребенка в матке. Рост продолжается, и роды дают ребенка в виде мягкого маленького тельца, несравненно более плотного и твердого, чем эмбрион. Младенчество, детство и юность приводят к дальнейшему отвердению, и через некоторое время, в старости достигается максимум твердости, которая заканчивается смертью. В каждом периоде человеческой жизни тело становится тверже, чем в предыдущем, плоть и кости, сухожилия и связки, каждая часть тела становится твердой и жесткой. Жидкости в свою очередь загустевают. Суставы больше не смазываются, поскольку смазка слишком густа, чтобы течь, суставы становятся неэластичными и начинают скрипеть, кровь, которая в детстве и юности текла, не задерживаясь, по артериям, венам и мельчайшим капиллярам, которые, в свою очередь, были эластичными как резиновые трубки, теперь течет медленно и застаивается в суженых, отвердевших старых артериях. В результате тело становится согбенным, мышцы сморщиваются из-за недостатка питания, волосы выпадают, и наконец, уставшее сердце больше не может гнать кровь, и тело умирает. Весь путь от матки до могилы есть непрерывный процесс отвердения — и младенчество, и детство, и юность, зрелость, старость есть только этапы пути. Единственная разница между телом юноши и взрослого в том, что у одного оно мягкое и упругое, а у другого — твердое и жесткое, и стоит жизненный вопрос: в чем причина окостенения, можно ли этим процессом управлять или, по крайней мере, его минимизировать, чтобы продлить чудесные дни юности? На последнюю часть вопроса можно ответить, не имея никакой квалификации: это возможно, если знать, как минимизировать процесс отвердения и жить отпущенное нам время с большей пользой, чем если бы мы жили не задумываясь, как это делает, к несчастью, большинство людей. Что касается причины окостенения, которое делает жесткими ткани нашего тела, то химический анализ показал, что любая часть сухожилия, мышц, мочи, пота, слюны, да и вообще любая часть тела, которую мы проверим, состоит из неисчислимого количества частиц извести, материи типа мела, которая отсутствует в детстве, так что в то время, как, например, кости ребенка содержат три части желатина и одну часть фосфата, в старом возрасте пропорция обратная, то есть, только одна часть желатина на три части костного материала, что и является причиной того, почему кости старого человека не срастаются после поломки. Кости ребенка срастаются быстро, поскольку в его органах имеется много цементирующего материала и очень мало фосфата кальция, или костного материала, сульфата кальция, или гипса, карбоната кальция, или простого мела, которые являются известкующим веществом, вызывающим в основном отвердение и старость. Тогда возникает вопрос: откуда мы получаем этот засоряющий кальциевый материал? Кажется, не стоит дискутировать о том, что все твердые части тела построены с помощью крови, которая питает каждую часть системы, и все, из чего состоит тело, должно было находиться сначала в крови. Кровь обновляется через хилус (млечный сок), хилус обновляется через химус (пищевую кашицу) и, в конечном счете, через пищу и питье. Но тогда пища и питье, которые питают наши тела, должны в то же время быть источником грубых осадков, которые засоряют наше тело и ведут к старости и одряхлению. Химический анализ подтверждает этот вывод, поскольку показано, что артериальная кровь, которая выходит свежей из сердца, чистая и красная, больше загружена нужной материей, чем венозная, которая содержит ненужные для системы примеси. Таким образом оказывается, что дающий жизнь поток, который течет через каждую часть тела, чтобы обновлять и строить его, в то же время является источником смерти, поскольку в каждом цикле оставляет после себя новую порцию засоряющего известкового соединения, которое уплотняет ткани. Это то Ватерлоо, из-за которого все теории "вечной жизни" оказываются никудышными, поскольку необходимо есть, чтобы жить, однако каждый кусочек пищи несет в себе и жизнь, и смерть. В то время как мы не можем освободиться от веществ в нашей системе, ведущих к смерти, мы можем по крайней мере регулировать наше питание таким образом, чтобы получать их как можно меньше, поскольку имеется большая разница в их количестве в различных продуктах питания: какао-порошок является, например, наиболее питательной пищей, однако в то же время наиболее засоряющим агентом, содержащим в три или четыре раза больше золы, чем худший из всех других продуктов. Напротив, шоколад, еще более питательный продукт, чем какао, не содержит совсем никаких примесей. Любой знает, что чем дольше мы подбрасываем топлива в огонь и сохраняем его свободным от пепла, тем лучше он горит и греет: то же самое происходит в нашем теле, которое является химической горелкой: пока мы даем ему необходимую пищу и устраняем отходы с помощью печени, кожи и кишечника, мы можем сохранить тело здоровым и сильным. Принимая только такие продукты питания, которые содержат минимальное количество вредных веществ, мы можем отодвинуть зловещий день, когда отвердение и старость заменят эластичность юности. В наших силах делать это, и в таблицах ценности продуктов, выпущенных правительством Соединенных Штатов, дается химический состав различных продуктов. Вообще говоря, с точки зрения химии, имеется два вида продуктов: (1) продукты углеродной основы, включающие сахар и жиры, и (2) продукты азотной основы, включающие протеины. Продукты на углеродной основе являются топливом, из которого мы получаем тепло и энергию мышц, они поступают из крахмала и сахара растений, а также из масла, сливок, молока, оливкового масла, орехов, фруктов и желтка яиц. Эти продукты содержат очень мало неперевариваемых веществ; многие из них, в особенности зелень, свежие овощи и фрукты, полностью свободны от них. Протеины являются материалом, который мы используем для восстановления того, что испортилось при работе тела. Они могут быть получены из постного мяса, таких овощей, как бобы, фасоль и т. п., из орехов, молока и белка яиц. Большинство людей ощущают, что еда без мяса неполная, поскольку с незапамятных времен было аксиомой, что мясо является самым укрепляющим продуктом, который мы употребляем. Все другие продукты питания рассматривались как простые дополнения к тому или иному виду мясного в меню. Нет ничего более ошибочного; наука доказала экспериментально, что постоянное питание, состоящее из растительной пищи, имеет большую поддерживающую силу, — причину увидеть просто, если мы рассмотрим пищу с точки зрения оккультной науки. Закон Усвоения состоит в том, что ни одна частичка пищи не может быть встроена в тело силами, чьей целью это является, пока она не будет лишена живущего в ней Духа (см. лекцию № 6), поскольку он должен быть абсолютным и бесспорным управителем в теле, руководящим жизнью клеток как самодержец, либо они пойдут каждая своим путем, как делают это, когда из тела ускользает Эго. Очевидно, чем слабее сознание клетки, тем проще ее побороть и тем дольше она остается в подчинении. В лекции № 3 мы видели, что различные царства имеют различные проводники, следовательно, различное сознание. Минералы имеют только плотное тело, сознание у них подобно глубокому состоянию транса. Поэтому проще всего подчинить пищу, взятую из царства минералов, минеральная пища оставалась бы в нас дольше всего, устраняя необходимость есть достаточно часто; но, к сожалению, мы знаем, что человеческий организм имеет вибрации настолько высокочастотные, что не способен непосредственно притянуть к себе инертный минерал. Соль и подобные ей вещества выходят из системы сразу, не усваиваясь целиком; воздух, состоящий в основном из азота, который нам необходим для восстановления испорченных клеток и который мы вдыхаем в свою систему, не может быть усвоен, как и любой другой минерал, пока он сначала не переработается в лаборатории природы и не встроится в растение. Как мы видели в лекции № 3, растения имеют плотное и жизненное тело, которые способны делать эту работу; мы видели также, что их сознание похоже на глубокий сон без сновидений. Поэтому Эго легко побороть растительные клетки и сохранить их в подчинении долгое время; отсюда большая поддерживающая сила растений. В животной пище клетки становятся уже индивидуализированными, и поскольку животное имеет тело желаний, дающее ему страстную природу, легко понять, что когда мы едим мясо, труднее побороть клетки, которые имеют животное сознание, схожее с состоянием сна, и такие частички не будут долго оставаться в подчинении. Поэтому при мясной диете требуется большее количество пищи и более частое питание, чем при овощной или фруктовой диете. Если бы мы сделали еще один шаг и съели мясо плотоядных животных, мы бы чувствовали себя голодными все время, поскольку в нем клетки стали исключительно индивидуализированными, следовательно, они будут искать свободу и достигают ее намного быстрее. Это хорошо иллюстрируют примеры волка, грифа и каннибала, которые стали объектами пословиц, связанных с голодом; а поскольку человеческая печень слишком мала, чтобы позаботиться даже о простой мясной диете, очевидно, что если каннибал живет только на человеческом мясе, а не использует его как случайный "лакомый кусочек", он вскоре умрет, поскольку в то время как излишки гидрокарбонатов, сахара, крахмала и жиров наносят мало вреда системе, если вообще наносят, будучи выводимыми через легкие в виде углекислого газа или проходя, как вода, через почки и кожу, избыток мяса также сжигается, но оставляет ядовитую мочевую кислоту, и в обществе все более и более признается, что чем меньше мяса мы едим, тем лучше наше физическое состояние. Рассматривая мясоедение с этической точки зрения, мы также приходим к выводу, что последняя, руководясь высшими понятиями, также против убийства ради еды. В древние времена человек выходил на охоту как любое хищное животное, грубое и бессердечное, теперь он охотится в лавке мясника, где нет тошнотворного вида бойни, вызывающего у него отвращение. Если бы каждого послать в такое кровавое место, где день за днем разыгрывается весь ужас, описанный в книге Эптона Синклера, только для того, чтобы удовлетворить ненормальную, вредную привычку, которая причиняет больше болезней и страдания, чем даже тяга к алкоголю; если бы каждый должен был держать в руке нож и втыкать его в дрожащее тело жертвы, много ли мы съели бы мяса? Очень немного. Чтобы не делать эту тошнотворную работу самим, мы заставляем молодого парня стоять в кровавом загоне день за днем и убивать тысячи животных каждый день недели; мы доводим его до такого звероподобного состояния, что закон не позволяет ему быть присяжным в суде, поскольку он перестал принимать жизнь в расчет. Когда он вступает в драку, что часто случается в загонах Чикаго и в других городах с бойнями, он всегда использует нож, которым бессознательно наносит особый крученый удар, делающий его смертельным. Бесполезно говорить ему, чтобы он не делал этого. Когда властвует голод, человек не откажется ни от какого средства пропитания; и мы, общество, требующее пищи, принуждаем некоторых наших сограждан доставлять ее нам и тем самым отвечаем за их деградацию. Мы, как общество, и коллективно, и индивидуально, являемся хранителями своего брата. Животные, которых мы убиваем, громко кричат и плачут, возражая против убийства; над городами-скотобойнями царят уныние и ненависть. Закон защищает кошек и собак от жестокого обращения. Мы радуемся при виде маленьких белок в городских парках, как они принимают пищу из наших рук; но как только на мясе или шкуре животного можно поиметь деньги, человек перестает считаться с правом животного на жизнь и становится его наиболее опасным врагом, кормя и ухаживая за ним ради золота и заставляя парня страдать и совершать жестокости. На нас лежит тяжелый долг, который мы должны заплатить низшим созданиям, чьими наставниками мы должны быть и чьими убийцами являемся; добрый закон, действующий всегда для нейтрализации злоупотреблений, со временем выбросит привычку есть убитых животных на свалку вышедшей из употребления практики, как это стало в нынешнее время с каннибализмом. Мы не ратуем за вегетарианскую диету для всех и каждого. Длительная практика мясоедения и, в частности, особенности темперамента многих людей делают неприемлемым для них отказ есть мясо, однако другие, подобно автору, не испытывают никаких затруднений, принимая дважды в день немясную пищу. Некоторым необходимы яйца, рыба и другие низшие формы, другие могут жить месяцами на фруктах. Диета, как и здоровье, определяется индивидуально, и не может быть установлено никаких общих стандартов. В то же время можно без опасения говорить, что чем меньше мяса мы съедим, тем лучше будет наше здоровье. Однако если мы вообще хотим отказаться от мяса, абсолютно необходимо, чтобы мы изучили таблицу ценности продуктов питания с тем, чтобы получать необходимые протеины из овощей, которые будем есть. Никто не может выбрать простой стол и получать достаточное питание, если ест овощи только как приправу к мясу; он должен есть фасоль, бобы, орехи и тому подобную пищу, которая богата протеинами, чтобы заменить поврежденные клетки, или он умрет от голода. В качестве совета людям умственного труда можно сказать, что морковь содержит примерно в четыре раза больше фосфорной кислоты, чем любой другой продукт. Листья моркови могут быть использованы в качестве салата, в них фосфорной кислоты содержится в три раза больше, чем в самой моркови. Гораздо опасней любой пищи для человека вода, засоряющий и уплотняющий агент нашей системы. Неважно, насколько чистой и прозрачной она выглядит, в ней в лучшем случае имеется громадное количество известковых составляющих и окиси магния, и ни фильтрация, ни кипячение не устраняют их. Количество минералов в воде определяется просто с помощью накипи на стенках чайника, и было бы ошибкой думать, что из воды, которую мы наливаем из чайника, чтобы приготовить чай или кофе, осадок уже выпал, поскольку оставшаяся после испарения вода жестче обычной. Единственное, что дает нам возможность пережить свое детство — это бесконечно очищающая сила почек; если бы они были не такими, мы были бы старыми в раннем детстве, и если мы хотим сохранить здоровье и юность в старости, мы должны прекратить пить и готовить пищу из этой вредоносной жидкости, используя для внутреннего потребления только дистиллированную воду, которая абсолютно свободна от вредных известковых отложений. Единственные неизменно благотворные растворители, которые известны автору, — это пахта и виноградный сок, полученный прямо при съедании винограда, или неперебродивший сок. Систематическое употребление пахты или виноградного сока открывает закрывшиеся капилляры и стимулирует кровь, так что даже старые люди, у которых мускулы дряблые и сморщенные, снова полнеют и принимают юношеский вид, при условии, что они не слишком беспокойные пессимистические натуры, поскольку человеку с таким характером ничто не поможет. Характер, а также боязнь и невежество в выборе продуктов питания являются в действительности причинами, приводящими к болезням, и упрямыми врагами врачей. Есть два великих помощника здоровью, которые в состоянии дать нам так много блага из нашей пищи, что все, кто желает стать здоровым или сохранить здоровье, должны использовать их. Это "тщательное пережевывание" и "удовольствие". Они делают больше для благополучия тела, чем все лекарства и доктора в мире, и, как другие привычки, их можно развивать. "Стойка для быстрых ланчей" — один из величайших грехов нашей нации. Человек поспешно выбегает из своего офиса к высокому неудобному стулу, который имеется там, где едят. За пять минут он глотает сколько-то блюд, спешит обратно в офис, затем удивляется, почему чувствует себя сонным, отчего ему дискомфортно. Очень возможно, что у него возникнет чувство, толкающее к использованию алкоголя в качестве стимулятора, чтобы "взбодриться". Всего этого можно избежать, если принимать пищу в комфортных условиях. Вопрос не в том, сколько мы едим, а сколько мы усваиваем. Когда мы глотаем большое количество пищи, почти не пережевывая, мы меньше наедаемся, чем если бы мы потратили больше времени на пережевывание и получали удовольствие от пищи. Не то, что мы должны превратить прием пищи в трудоемкий процесс, — мы должны относиться к пище как к приглашению друга к себе в дом, где мы рады сделать все, что в наших силах, чтобы создать ему комфорт. Наше тело действительно сравнимо с большой гостиницей, где мы хозяева и клетки принимаемой нами пищи — это наши гости. Они приходят и уходят, остаются на короткое время или на более длительный период и являются либо выгодой, либо потерей для владельца в зависимости от того, дал ли он им почувствовать себя в домашней обстановке или нет. Представим себе две гостиницы, одна работает на принципе сердечности и полезности, ее владелец встречает каждого новоприбывшего у дверей, сердечно пожимает ему руку, штат идеальных довольных слуг желает предупредить его мельчайшее желание. Конечно, дела в этой гостинице будут идти превосходно; гости будут чувствовать себя удовлетворенными и останутся надолго, потому что они не захотят покинуть такого сердечного хозяина. Подобным же образом, если мы встретим нашу пищу "радостным рукопожатием", мы обнаружим, что она легко усвоится. Если мы будем разжевывать ее с удовольствием, мы создадим ей комфортные условия, как это делает владелец гостиницы для своих гостей, предоставляя ванну и другие необходимые услуги. Удовольствие от пищи, наше ментальное отношение еще более важно, чем разжевывание. Человек, который придирчиво относится к своей пище, похож на владельца гостиницы, который встречает своих гостей у дверей с хмурым лицом и спрашивает: "Что вы хотите от меня? Вы мне не нравитесь; я вынужден принимать таких гостей, как вы, только ради того, чтобы моя гостиница действовала, но я хочу, чтобы вы знали: это мне не нравится". Ничего удивительного, если прибывшие, вынужденные войти в такую гостиницу, рассердятся, почувствуют беспокойство и попытаются как можно скорее убраться оттуда; ничего удивительного, что человек, который принюхивается и презрительно фыркает на то, что ест, получит несварение или расстройство желудка. Чья вина за такое состояние, как не его собственная? Нахождение недостатков и нетерпимость гонят из нас благо пищи так же, как они отдаляют нас от друзей; удовольствие от пищи и друзья свяжут нас в обоих случаях еще теснее. Поскольку количество работы, которую мы можем делать в мире, как материальной, так и умственной, зависит от состояния наших тел, наиважнейшим делом является наша работа над здоровьем и продлением юности во весь предназначенный нам срок пребывания в этом мире. Следуя общим положениям, представленным здесь, вы скоро почувствуете улучшение в состоянии вашего тела, которое предоставит вам более полный и свободный простор для умственных способностей. * Источник: http://theosophy.forum24.ru/?1-11-0-00000005-000-0-0-1218172827

Rina: 6ato пишет: мы должны прекратить пить и готовить пищу из этой вредоносной жидкости, используя для внутреннего потребления только дистиллированную воду, которая абсолютно свободна от вредных известковых отложений. Мне тоже кажется, что пить нужно дицилированную воду. Тем более, что Брэгг тоже только ее рекомендовал. А он для меня несомненный авторитет. И врач, практикующий у нас "шарлатанское" лечение голодом, тоже говорит, при голодании - лучше всего дисцилированная вода. Я одно время пила пила только ее, но потом стало лень покупать.

6ato: Интересный материал. Особенно в части некоторых продуктов: поскольку имеется большая разница в их количестве в различных продуктах питания: какао-порошок является, например, наиболее питательной пищей, однако в то же время наиболее засоряющим агентом, содержащим в три или четыре раза больше золы, чем худший из всех других продуктов. Напротив, шоколад, еще более питательный продукт, чем какао, не содержит совсем никаких примесей. В качестве совета людям умственного труда можно сказать, что морковь содержит примерно в четыре раза больше фосфорной кислоты, чем любой другой продукт. Листья моркови могут быть использованы в качестве салата, в них фосфорной кислоты содержится в три раза больше, чем в самой моркови. Гораздо опасней любой пищи для человека вода, засоряющий и уплотняющий агент нашей системы. Неважно, насколько чистой и прозрачной она выглядит, в ней в лучшем случае имеется громадное количество известковых составляющих и окиси магния, и ни фильтрация, ни кипячение не устраняют их.


Нур: Rina пишет: Я одно время пила пила только ее, но потом стало лень покупать. Ну полностью пить только дистиллат нельзя, все же и какие-то соли содержащиеся в живой воде нам тоже нужны. На время голодания наверное хорошо, хотя я пью обычный травяной отвар из водопроводной воды и чувствую себя очень хорошо во время голодания. Только выполнять РД тяжелее чем обычно, а в остальном прекрасно, даже такое впечатление что голова лучше соображает во время голоданий.

Тамара: ЩИ - "Личность с собственным имененм!" "Щи да каша - еда наша!" - так говорили в прежние время на Руси. А какая история у исконно русского блюда?... - вот сейчас мы и узнаем. Основное, классическое русское национальное горячее суповое блюдо. Главная особенность щей, отличающая их от всех других блюд, - это их абсолютная неприедаемость. Щи могут потребляться ежедневно, но тем не менее не приедаться. Это обстоятельство было замечено уже в древности (щи известны по крайней мере с IX в. на Руси) и нашло отражение в пословице: "Родной отец надоест, а щи - никогда!" Остается только удивляться, что такое поистине универсальное блюдо, как щи, не пришло на ум никакому другому народу, кроме русского. Объяснение этому феномену надо искать не столько в географии, сколько, пожалуй, в истории. Основной компонент щей - капуста - была хорошо известна как пищевой продукт еще в античном Риме и, собственно, пришла в Россию из Римской империи, из Византии, в эпоху крещения (христианизации) Руси. Бывшие язычники, обреченные на то, чтобы более чем полгода поститься, как предписывала новая религия, должны были напрячь все свои способности, призвать всю свою фантазию и ум, чтобы выдумать, скомбинировать такое блюдо, которое бы поддерживало их силы и не противоречило бы той проповеди аскетизма, которую ревностно вело духовенство и его многочисленные русские прозелиты. Конечно, щи были созданы не в один день. На это потребовалось время - должна была сказаться наблюдательность народа, его умение терпеливо пробовать различные варианты. Но с исторической точки зрения изобретение щей произошло быстро: уже в Х в. они стали преобладающей едой древнерусского люда. Важнейшей предпосылкой появления щей была, разумеется, и оседлость древних славян. Щи - типичное блюдо оседлого народа. Они требуют не только постоянного возделывания огорода, но и неотлучного наблюдения за ним от ранней весны до глубокой осени и даже до зимы, ибо иной раз капусту убирают, когда она уже под снегом. Для щей, следовательно, нужна была прочная, непоколебимая оседлость, предполагавшая и содержание домашнего скота, и надежное, стабильное отопление жилья в долгие зимние месяцы. Таким образом, мясо, сметана, русская печь, а также лесное окружение, являвшееся источником получения грибов, - все это в совокупности естественно наталкивало на создание щей, создавало необходимые предпосылки именно для их изобретения. В щах были использованы шесть компонентов: капуста, мясо, грибы, ароматическая заправка, включающая лук и чеснок, мучная подболтка, делающая блюдо сытнее, и, наконец, забелка (сметана или, в крайнем случае, кислое молоко), повышающая питательность и вкусовую ценность блюда. Несколько позднее в состав ароматической заправки были внесены черный перец и лавровый лист, которые были завезены с Востока, а может быть, непосредственно из той же Византии в XV в. Во всяком случае, три из шести компонентов щей были "иностранными" - капуста, сметана, пряности (лук, чеснок, перец, лавровый лист), и три - отечественными - мясо, грибы, мука (первоначально в щи шли ржаные отруби, а сама мука - на хлеб!). В создании щей сказалась, таким образом, очень важная черта древнерусского народа - его непредубежденность, его терпимость, что в то время было весьма редким явлением, ибо не только отдельные народы, но и отдельные племена одного народа относились друг к другу и к чужим обычаям крайне нетерпимо. Более того, рядом со славянами-россами в лесах почти бок о бок жили и финские (чудские) племена, а в отдельных городах, например, в Новгороде, финно-угоры населяли отдельные улицы, но своих обычаев и особенно своих кулинарных обычаев они не меняли, свято сохраняя обособленность от древних славян и варягов. Так, например, финны не употребляли в пищу грибов, они даже демонстративно сбивали в лесу ногами самые лучшие, самые ценные грибы - белые, в то время как славяне в безлесном Киеве разводили в пещерах, в катакомбах монастырей шампиньоны в Х в., которые с тех пор стали называться печерицами - по наименованию Печерской лавры. В силу этой прирожденной терпимости, столь необходимой именно великому народу, русские освоили византийскую капусту как "свой" овощ, приняли как должное принесенное болгарскими и греческими монахами обыкновение сдабривать пищу йогуртом, который заменило (из-за невозможности в те времена сохранить чистые культуры болгарской палочки) русское самоквашеное молоко и его лучшая верхняя часть - сметана. Без всяких предубеждений отнеслись русские и к восточным пряностям, которые пришлись им по вкусу (как и позднее к чаю, превратившемуся так же быстро после первого появления в Москве в русский напиток уже в XVII в., то есть почти на 150 лет раньше, чем в Англии). Словом, щи воплотили в себе лучшие стороны русского характера - открытость, способность воспринимать все лучшее, непредубежденность, умение гибко сочетать национальное, коренное с новым, неизвестным, заимствованным. И еще одна черта русской национальности сказалась в щах - это умение не застывать на одном месте, не держаться слепо однажды принятого, а совершенствовать, исправлять, дополнять, если к этому приводит опыт и имеются возможности. Так, в щах со временем была отброшена традиционная мучная подболтка. Разработано множество вариантов щей (не менее нескольких десятков). В них, несмотря на небольшие изменения в деталях (например, в использовании разных видов мяса - говядины, свинины, баранины, их сочетаний, копченого мяса, солонины или в использовании разных видов грибов - свежих, сушеных, соленых и разных видов капусты - свежей, квашеной, серой), сохраняется неизменным, непоколебимым, как каркас, остов - основание и состав этого блюда из шести главных компонентов. Точно так же варьировались и способы нагрева щей: на плите, в духовке, в металлической и глиняной посуде, при повышении или, напротив, при падающей температуре, - но всегда имевшие в виду улучшение вкусовых свойств или создание вкусовых тонкостей (нюансов), обогащающих наше представление об этом блюде и еще более утверждающих ту истину, что оно обладает поразительной "живучестью", поразительной неприедаемостью - именно в силу своей способности гибко и тонко изменять вкус в зависимости от изменений условий приготовления. Даже жидкость щей может изменяться: в нее может быть внесен квас, рассол, но так, чтобы он лишь оттенял, а не подавлял воду. Единственное условие тепловой обработки щей заключается в том, что, какой бы она технически ни была, ее целью должно быть доведение щей как сочетания шести компонентов до такой степени, чтобы все они слились в одно целое, то есть прошли бы пик ферментации, достигли наивысшего развития вкуса. Отсюда ясно, что с приготовлением щей нельзя спешить - их надо готовить тщательно и обстоятельно. Что же касается точных пропорций всех шести компонентов, то они должны быть предоставлены исключительно индивидуальному вкусу и индивидуальной интуиции, а также опыту. Во всяком случае, правила получения хороших щей просты: два - два с половиной часа должна вариться мясная часть (не менее!). Капуста, особенно кислая, должна хорошо упреть, сделаться мягкой, причем ее надо варить отдельно от мяса и соединить с бульоном лишь в последней стадии приготовления. Тогда закладываются и пряности, кроме лука, который обильно варится и с мясом, и с капустой. Перед подачей иди обязательно должны потомиться под крышкой, но уже будучи сняты с огня, чтобы все "части" щей притерлись (грибы варят вместе с капустой). Наконец, уже на столе щи следует заправить сметаной или даже смесью сметаны и ложечки сливок (что, конечно, уже является роскошью). Такие щи носят название "богатых". К щам идет в основном черный ржаной хлеб (и это также крайне важно). В то же время к ним хороши и пироги из пшеничного масляного теста - либо с гречневой кашей, либо с капустой (как ни странно, капуста в пироге вовсе не перебивает капусты в щах, они воспринимаются как дополняющие друг друга). И уже в одном этом заключена загадочность и очарование щей как блюда. Это не суп с капустой, какие бывают и в Западной Европе, это особое блюдо - именно щи! "Личность" с собственным именем! Кроме щей, где растительную основу составляет капуста, в число русских щей входят так называемые сезонные и региональные щи из щавеля, крапивы и репы: зеленые, крапивные и репяные. Рецепт прислал(а): В. Похлебкин Блог mail.ru



полная версия страницы