Форум » » Чжуд-Ши » Ответить

Чжуд-Ши

mer: «ЧЖУД-ШИ» Памятник Средневековой Тибетской Культуры По свидетельству старых тибетских авторов, «Чжуд-ши» был когда-то изречен Буддой, а потом переведен на тибетский язык. Они ссылаются на тот эпизод его жизни, который включает в себя четырехлетнее пребывание в роще лекарственных растений и изложение текста медицинского трактата четырем группам слушателей: буддистам, небуддистам, божествам и мудрецам. Текст, произнесенный Буддой, каждая группа поняла по-своему, и в результате в тибетской медицине появились четыре различные традиции: традиция богов («кувшин лечения»), традиция мудрецов («восемь разделов Чараки»), традиция небуддистов («внешних») и традиция буддистов («внутренних»). Легенды говорят о полуторавековом захоронении «Чжуд-ши» в колонне одного из монастырей и его «чудесном явлении» через 150 лет. Позже, переходя из рук в руки, он дошел до Ютогбы-младшего. Такие представления традиционны для Тибета: обычай закладывать книги в различные священные сооружения существовал там с глубокой древности. Точно определить время составления «Чжуд-ши» невозможно. Современный перевод названий четырех томов: «Тантра основ», «Тантра объяснений», «Тантра наставлений» и «Последняя тантра». Подобно всем тантрийским текстам, «Чжуд-ши» представлял собой тайные знания и охранялся от посторонних ритуалами посвящения, клятвами и обетами сохранения тайны в кругу избранных. Источник

Ответов - 7

mer: Чжуд - Ши II.16 О том, как питаться Затем риши Маносиджи произнес такие слова: О великий риши Видьяджняна, да будет благо. Как нужно учить место о лечебном питании? Попроси рассказать исцелителя Бхайшаджья-гуру. Учитель ответил: О великий риши, слушай! При разумном использовании еда и питье поддерживают жизнь, а при избытке, недостатке и неправильном использовании порождают болезни и могут жизнь погубить. Поэтому надо быть сведущим в еде и питье. Здесь три (темы): краткое изложение общих положений, запрещения на пищу и меры питания. В общих положениях два (вопроса): пища и питье. У пищи пять вопросов: зерна, мясо, зелень, масла (жиры) и пища приготовленная. Далее: Зерна бывают двух видов: из колосьев и из стручков. К отряду колосистых относятся рис, просо, пшеница, голосемянный ячмень, дикий ячмень, овес и прочие, обладающие сладким вкусом после переваривания. Они подавляют страсть и ветер, порождают силу и слизь. Из них рис «маслянист», «мягок», «холоден» и «легок», сдерживает три порока, останавливает похоть, рвоту и понос. Просо «тяжелое», «холодное», укрепляет и соединяет треснувшее и сломанное. Ячмень «холоден», «легок», «груб», вызывает аппетит. Пшеница «холодна», «тяжела», «питательна», угнетает ветер и желчь. Ячмень голосемянный «холоден», «тяжел», увеличивает кал, он лучшее из средств, придающих силы. Дикий ячмень и овес «прохладны», «легки», подавляют слизь и желчь. Зерен в стручках двух видов: бобы и горох. Вкус у них вяжущий и сладкий, они «холодны», «легки», «белесы», закрывают отверстия сосудов, удаляют слизь, останавливают понос, вбирают масло при натирании, помогают при болезнях крови, желчи и ожирении. Горох китайский очищает от слизи и ветра, кашля, одышки, удаляет геморрой, «камешки» семени, порождает кровь и желчь. Ма-ша ветер подавляет, увеличивает слизь, желчь, семя и силу. Мелкий горох вяжуще-сладкий, порождает три порока, его кашица очищает ме-дбал, дрег и болезни крови. Зерна кунжута «тяжелы», «горячи», подавляют похоть и болезни ветра. Зерна льна сладковато-горькие, «маслянистые», «мягкие», помогают при ветре. Гречиха «холодна», «легка», разрушает "брас, порождает три порока. Все зерна свежесобранные сырые «тяжелы», а созревшие, высохшие и старые «легки». Сырые зерна, сваренные и поджаренные, становятся «легче», лучше перевариваются и усваиваются. Восемь видов мяса получают от животных суши, воды и обитающих везде. Павлин, улар, куропатка, клушица, ворона и другие горные птицы — это птицы, копающие когтями. Попугаи, кукушки, голуби, сороки, соловей — это птицы, копающие клювом. Олень, кабарга, дзерен, дикий баран, заяц и оронго относятся к диким животным. Сайгак, тибетский олень, тар, дикая свинья, буйвол, носорог, смуг-стаг, кулан, дикий як, дикий хайнык относятся к крупным диким животным. Тигр, леопард, медведь-пищухоед, медведь, снежный леопард, волк, рысь, лиса, дикая собака, корсак — это хищники. Гималайский гриф, сокол, ягнятник, коршун, ворон, сова и ястреб — птицы, питающиеся силой и ловкостью. Хайнык, як, верблюд, лошадь, осел, бык, ортом, коза, овца, собака, свинья, курица и кошка — животные, которыми владеет человек. Сурок, еж, лягушка, змея, барсук, ящерица, хамелеон и скорпион — обитатели нор. Журавль, чирок, турпан, гусь, чайка, выдра и рыбы — это животные воды. Мясо восьми животных на вкус и после переваривания сладкое. По качеству оно делится на высший, низший и средний (сорта), по происхождению — на мясо животных суши, воды и повсеместных. Мясо животных суши «прохладное», «легкое» и «грубое». Оно подавляет жар ветра и слизи. Мясо животных воды «жирное», «тяжелое», «горячее», оно полезно при холоде ветра в желудке, почках и пояснице. Мясо живущих везде имеет оба качества (т. е. «горячительное» и «прохладительное»). Мясо хищных птиц и зверей «грубое», «легкое», «острое». Оно порождает огонь желудка, разрушает скраны, увеличивает мясо, устраняет болезни холода. Баранина жирна, увеличивает тепло и силу, подавляет ветер, слизь возбуждает аппетит. Козлятина «тяжела», «холодна», приводит в движение три порока, полезна при рег-дуг, брум-наг и ожогах. Говядина «холодна» жирна, устраняет жар ветра. Конина, ослятина, мясо кулана — мясо ездовых животных — гной останавливают, очищают почки и поясницу от холода, лечат чху-сер. Свинина «холодна», «легка», разрушает "брас, удаляет смуг-по. Мясо буйвола прибавляет сон, увеличивает мясо. Мясо яка жирное, горячее, изгоняет холод, порождает кровь и желчь. Курятина увеличивает семя, полезна при ранах, Мясо павлина помогает при болезнях глаз, хрипоте, дает силу старикам. Мясо дикого яка изгоняет холод из желудка и печени, порождает тепло. Дичь «легка», «холодна», подавляет жары сложной природы. Зайчатина «груба», тепло порождает, прекращает понос. Мясо сурка «маслянистое», «тяжелое», «горячее», полезно при нарывах, изгоняет болезни холода и ветра из желудка, почек, поясницы и головы. Мясо выдры возбуждает страсть, удаляет холод из почек и поясницы, Рыба излечивает болезни желудка, пробуждает аппетит, проясняет глаза, язвы, нарывы и слизь разрушает. Мясо самцов «тяжелое» в грудной части, а самок — в нижней части туловища. Мясо беременных целиком «тяжелое». У четвероногих мясо самок «легче», а у птиц «легче» мясо самцов. Головы, верхняя часть, грудь, спина, бедра и плечи «тяжелы». Силы тела — каждая последующая «тяжелее» предыдущей129. Свежее мясо «холодит», а старое «согревает» и насыщает. В частности, прошлогоднее мясо ветер угнетает, порождает огонь и тепло. Сырое, остывшее подгоревшее переваривается тяжело и трудно. Сухое, сваренное — легче и переваривается лучше. Масло сливочное и кунжутное, костный мозг и жир — вкус сладковатый, последующие «тяжелее» (предыдущего), они слабят и смазывают изнутри, «притупляют», проникают, умащивают и увлажняют. Старикам и детям, ослабленным и утомленным, при истощении семени и крови, для прочищения кишечника, при душевных усилиях, т. е. при всех возбуждениях ветра, масло полезно. Свежее масло холодит, увеличивает страсть, цвет и силу, подавляет жар желчи. Масло старое помогает при безумии, потере памяти, обмороке и раны залечивает. Топленое масло придает остроту уму, память проясняет, рождает тепло и силу, жизнь удлиняет. Это лучшее из масел, оно тысячу дел совершает. Свежесбитое масло, пенки, сыр и прочее пробуждает аппетит, изгоняют высохший кал и слизь. Масло прогорклое подавляет слизь и ветер, рождает огонь и тепло. Масло яка и овцы удаляет холод ветра. Масло ортома равно холодит и греет, коровы и козы — холодит и угнетает жар ветра. Кунжутное масло «горячее» и «острое», при истощении способствует росту мяса, полноту убавляет, укрепляет тело, изгоняет слизь и ветер. Горчичное масло угнетает ветер, возбуждает слизь и желчь. Костный мозг угнетает ветер, увеличивает сперму, силу и слизь. Жир лечит болезни суставов, ожоги и болезни ветра, изгоняет болезни уха, головы и матки. У людей, питающихся маслом, силен огонь внутри и внутри у них чисто, силы тела развиты, они бодры, цветом хороши, органы у них крепки, в старости бодрость сохраняют, доживают до ста лет. Травы: чеснок, лук и т. д. жгучи. Одуванчик, латук и т. д. горьки. Они бывают разных видов: из сухого места или из сырого, сушеные и свежие, приготовленные и сырые. Первые «теплее» и «легче», они излечивают болезни холода и жара. Лук вызывает сон, аппетит, подавляет слизь и ветер. Чеснок «тяжел» и «холоден», изгоняет глисты, жар и ветер. Редька молодая «легка», «горяча», вызывает тепло и огонь, а старая «тяжела», «холодна», умножает слизь. Репа похожа на нее, но оберегает еще от яда. Горный чеснок трудно переваривается, «тяжел» для питания. Корневище ревеня и листья изгоняют слизь, вызывают аппетит. Эти травы сужают отверстия сосудов и подавляют действие лекарств. Раздел приготовленной пищи. Супов рисовых четыре: жидкий, погуще, густой и кашица — жидкий удаляет жажду, голод и усталость, всасываясь, он выравнивает силы тела, порождает тепло и размягчает полости сосудов. Суп погуще порождает тепло, помогает при голоде, жажде, утомлении, болезни растворяет, устраняет задержку нечистот. Суп густой останавливает понос, приятен, жажду утоляет. Если кашицу рисовую сварить с горячительными лекарствами, она будет «легкой» и хорошо перевариваться. На мясном бульоне и молоке она будет «тяжелой». Поджаренный рис прекращает понос, соединяет переломы костей. Суп из недозрелого риса или ячменя вызывает запор, угнетает тепло. Поджаренный дробленый рис «легок», «мягок», «горяч», подходит желудку. Холодная цзамба придает силы, но «тяжела». Сваренная цзамба «легка», «мягка», хорошо переваривается. Все застывшие блюда угнетают огонь желудка. Жидкая болтушка легко переваривается, дает силы, очищает болезни. Чан из муки подавляет ветер, полезен для внутреннего тепла. Кислый чан аппетит пробуждает, муть и осадки гонит вниз. Бульон мясной дает крепость, насыщает, полезен при ветре. Суп из сухой муки — лучшее средство при ветре. Крапивный суп подавляет ветер, порождает тепло, возбуждает слизь и желчь. Просвирник и одуванчик дают тепло и понос останавливают. Суп из колоказии подавляет ветер, сушит раны, возбуждает желчь и слизь. Суп из мари белой вреден для глаз, но выводит сухой кал. Суп из красной мари из Мона подавляет три порока. Суп из скйаб и одуванчика холодит, изгоняет жар. Суп из бузульника лечит жар желчи и болезни головы. Гороховый суп вызывает аппетит, возбуждает слизь и ветер, сгоняет жир, лечит ма-жу от растительного масла. Свежие молодые листья гороха выравнивают жар и холод, а через день после сбора возбуждают ветер и слизь. Листья горчицы возбуждают слизь и желчь. Супы из горичника и купены подавляют ветер и слизь. Суп из редьки вызывает тепло, останавливает понос. Суп из чеснока полезен при ветре. Соль всякой еде вкус придает, тепло порождает, облегчает пищеварение, выводит кал. Перец Бунге расширяет сосуды, порождает ветер и слизь. Имбирь вызывает тепло, подавляет болезни ветра. Все приправы улучшают вкус пищи, аппетит порождают. Питье. Молоко, вода, чан излечивают болезни, но при неправильном применении, наоборот, их усиливают. У молока (первичный) вкус и (вкус) после переваривания оба сладкие. Оно «маслянистое», «тяжелое», «холодное», увеличивает силы тела, дает цвет, угнетает ветер и желчь, возбуждает похоть и слизь. Коровье молоко полезно при прободении легких, застарелых римс, мочеизнурении, дает остроту душе. Козье молоко лечит одышку. Овечье молоко угнетает ветер, вредно для сердца, Ячье молоко вредит болезням желчи и слизи. Кобылье и ослиное лечит легкие, опьяняет. Сырое молоко «холодно» и «тяжело», от него заводятся черви возбуждается ветер. А кипяченое становится «легким» и «теплым». Сгущенное молоко «тяжелое» и плохо переваривается. Парное молоко подобно нектару. Шо из снятого молока лечит римс, чхам-па, жары "кхругс и «грамс. У шо из цельного молока (первичный) вкус и вкус после переваривания кислый, он „холоден“ и „маслянист“, сушит кал, изгоняет жар ветра, возбуждает аппетит. Свежий дар терпок, кисел, „легок“, тепло порождает, лечит скран, болезни селезенки, геморрой и ма-жу от масла. Сыворотка шо слабит, прочищает сосуды. Сыворотка от сыра подавляет слизь, не возбуждая ветер и желчь. Вареный шо сушит кал, останавливает понос от жара. Пища из овечьего молока „тепла“ и сытна, из коровьего и козьего — „холодна“ и „легка“, а из хайнычьего- не вызывает ни тепла и ни холода. Вода бывает дождевой, снежной, речной, родниковой, колодезной, минеральной и древесной. Предыдущие в этом ряду лучше последующих. Вода, падающая с неба, не имеет вкуса, но приятна, насыщает, „прохладна“, „легка“, подобна эликсиру. Вода, которая падает со снежных гор, хороша и так „холодна“, что огонь ее с трудом нагревает, но когда застаивается, от нее бывают черви, рканг-»бам и болезни сердца. Вода на чистой земле, доступная солнцу и ветру, хороша. Вода из болота, вода с водорослями, с корнями и листьями, находящаяся в тени деревьев, солончаковая вода, в которой купаются животные, порождают все болезни. Холодная вода помогает при обмороках, похмелье, головокружении, рвоте, жажде, жаре тела, болезнях желчи и крови и отравлениях. Кипяток согревает, способствует пищеварению, подавляет икоту, удаляет слизь вздутие живота, одышку и свежую чхам-пу. Охлажденный кипяток, не возбуждая слизи, удаляет желчь, но через день он становится, как яд, и возбуждает все пороки. Чан кисло-сладок, во рту он кисел и после переваривания тоже. Чан «остр», «горяч», «пронизывающ» и слабит слегка, раздувает огонь, порождает смелость, сон вызывает, очищает ветер и слизь. Если выпить много, теряются стыд и осторожность. В первой степени опьянения меняется настроение, исчезает рассудительность, все кажется легким. Во второй — человек становится, как пьяный слон, и неосознанно может нарушить обеты и клятвы. В последней степени — лежит как труп, ничего не знает, переходит к состоянию полнейшего неведения. Свежий чан «тяжелее», старый-"полегче". Свежий чан «мягок», усиливает огонь желудка, облегчает переваривание. Пшеничный, рисовый, ячменный чан — предыдущие «тяжелее» последующих. Чан из дикого ячменя, поджаренных зерен и из овса «легок», а прокисший чан разгоняет кровь, желчь и слизь. отсюда

Тамара: Мер! Очень интересная и ценная информация, спасибо.

Rina: Сейчас пытаюсь изучать «Чжуд-ши» . Делюсь с вами интересной информацией. Автор «Чжуд-ши» пишет: Если указать на общую причину, то общая причина всех болезней одна -это невежество, возникающее от незнания отсутствия «Я». Все твари, пока находятся во власти невежества, от болезней не избавятся. Далее говорится о «трех причинах», порождающих болезни, и «четырех условиях», способствующих усилению или ослаблению течения болезней. Частные причины, возникающие от невежества: страсть, гнев и глупость - вот эти три яда, а плоды их: ветер, желчь и слизь - три начала болезнетворных. И еще: "«Ешь всего в меру!» Мера принимаемой пищи определяется, исходя из того, тяжелая она или легкая. Пищу легкую можно есть досыта, тяжелую вдвое меньше. Мерой принимаемой пищи служит также то количество пищи, которое легко и быстро переваривается. Постоянное недоедание может привести к тому, что исчезнет сила и цвет тела, появятся болезни ветра, при переедании же может появиться несварение и избыток слизи в теле, а слизь «закупоривает просвет сосудов и пути движения ветра Ровный огонь». При этом понижается сила огня желудка и появляются заболевания. Поэтому меру пищи, ее количество и качество в первую очередь нужно соотносить с силой огня желудка. Рекомендуется две четверти желудка наполнять пищей, одну четверть - питьем, а одну четверть оставлять для ветра." Предвестники болезни: Отдаленными предвестниками возникновения болезни, по «Чжуд-ши», могут служить окружающие люди, сновидения, изменения внешности и характера больного. В том случае, когда больного окружают люди, выдающиеся по своим знаниям и уму, люди религиозные, доброжелательные, с хорошим характером, человек имеет все возможности для скорого выздоровления. В противном случае нельзя надеяться на то, что больной выздоровеет, особенно если окружают его лица трусливые, легкомысленные, торопливые, нервные, раздражительные, безнравственные, ведущие неприличные и неприятные разговоры. Если посланный от больного встретит врача сердитого, бранящегося, ожидающего только вознаграждения, это предвещает дурной исход. Если отправляться в дорогу четвертого, шестого и девятого числа лунного месяца, во время затмения солнца или луны, в дни, известные худыми предзнаменованиями, и в ночное время, то исход пути может оказаться неблагополучным. Не предвещает ничего хорошего и то, если во время сбора в дорогу приходится видеть и слышать брань, плач, убийство, драку, пожар, а также если путнику пересечет дорогу змея, обезьяна, выдра или кошка. Хорошей приметой считается довольство и изобилие, когда в дороге встречаются сады с богатым урожаем, монастыри, красивые места, веселые пиры, домашний скот, дети, родные, добрые и нравственные люди, приветствующие путника ласковыми и радостными словами. Когда приходится выносить из дома всякие яства, без всякой причины тухнет огонь и бьется посуда - это дурные предзнаменования. В «Чжуд-ши» говорится, что сновидения человека тоже влияют на его общее состояние. Они бывают шести родов. Люди видят во сне то, что видели наяву, то, что слышали, то, что имели, то, что чувствовали, то, что надеялись сделать, или, наконец, бывают сны, которые предвещают серьезное расстройство питания организма, то есть заболевания. Сновидения с начала ночи легко забываются и не имеют последствий. Исполняются же те сновидения, которые человек видит под утро и способен ясно восстановить в памяти. Сновидениями, предвещающими болезни, считаются следующие: если человек видит во сне, что едет на кошке, на обезьяне, на барсе, на лисице, на мертвеце; если он едет на восток верхом без одежды на медведе, на лошади, на свинье, на муле, на верблюде; если он видит, как у него на голове выросло дерево, на котором птица свила гнездо, и из сердца также выросло дерево или цветок; что он падает в канаву, лежит в гробу; что у него оторвалась голова; что он окружен воронами и гадами, питающимися мясом; что у него слезла кожа с ноги или что он оказался в утробе матери, утонул, увяз, съеден рабами, нашел железо и золото и продал; ссорился, отдавал подати, повинности, женил сына, сидел без одежды, брил усы и бороду, пировал с умершими, сопровождал их и вообще весело проводил с ними время, был одет в красные и пестрые одежды. Бесчисленное множество сновидений подобного рода, по мнению автора «Чжуд-ши», указывает на то, что в организме возникают серьезные нарушения в деятельности систем регуляции, действующие на умственную сферу организма. Если эти сновидения беспрерывно продолжаются, то предвещают смерть, а если они неожиданно возникают у людей, не имеющих расстройства питания, то скоро исчезают. Хорошим и счастливым предзнаменованием считаются сны, в которых человек видит небожителей, известных и знатных людей, самцов домашнего скота, пожар. Добрым знаком считаются и такие сны, в которых приходится натираться кровью и грязью, одеваться в белую одежду, удается избежать опасности, победить врагов, случается найти различные семена, предметы роскоши, подниматься на гору и на стены крепости, доставать плоды с дерева, ехать верхом на льве, на слоне, на лошади, на быке, переезжать через реку и отправляться на запад и на север, молиться, угощать мать и отца. Вчера смотрела фильм "Мистическая Азия". Фильм, рассказывающий в том числе и о тибетской медицине. Врач находит область у пациента, где заблокирована энергия и опечатывает ее. Ставит печать красного цвета. Говорит, что эти печати благославляют первосвященники, которые стали просветленными со времен Будды. На печати выгравированы слова благославления всем людям мира. Утверждает, что такое опечатывание может вылечить 440 видов заболеваний.


Водород: Спасибо,Rina и mer, очень интересная и полезная информация, что-то поменяла она у меня в голове, отношение к питанию, Очень понравилось про масло...япочти исключил из своего рациона сливочное масло... теперь включу, исключу излишества... спасибо всем... Вспомнились слова Гиппократа: "Пусть пища будет вам лекарством, чтобы лекарство не стало вам пищей" С любовью

Rina: А кто впервые перевел ЧЖУД-ШИ на русский язык? К своему удивлению, нашла информацию, что Бадмаев П.А. Никто не знает?

naké: Rina , Интересная тема. Не знал, что первый перевод был сделан Бадмаевым. Вот, вычитал из интернета: Тибетская медицина является древней медицинской системой, сформировавшейся примерно в VII веке н.э. в Центральной Азии, в Тибете. На формирование и последующее развитие тибетской медицины оказали большое влияние медицинские системы соседних с Тибетом стран, Индии, Китая, Ирана. Формирование тибетской медицины шло путем освоения, синтеза теоретических и практических положений вышеуказанных систем медицины. При этом на ранних этапах развития предпочтение отдавалось китайским научным и практическим медицинским тра-дициям. В IX веке более значительное влияние на состояние и последующее развитие тибетской медицины в связи с политическими событиями, происходившими в жизни Тибета, оказали философские, мировоззренческие позиции, а также и медицинские традиции Индии. При анализе основных трактатов тибетской медицины, таких как «Чжуд-ши», произведений-комментариев к нему «Вайдурья-онбо», «Лхантаб» и др., согласно мнению исследователей, занимавшихся этим вопросом (Хайдав и др.), можно проследить литературную основу и индийской Аюрведы и китайской медицины, послуживших материалом для написания основных руководств тибетской медицины. В качестве таких материалов указываются индийский трактат «Аштанга-хридая-самхита» и китайское произведение «Сома-Раджа». Следовательно, в «Чжуд-ши» изложены общие положения по каждому из представленных разделов медицины: представления о типах конституции людей, правила по сохранению и поддержанию здоровья, причины возникновения заболеваний, принципы классификации болезней, принципы профилактики и лечения, основные положения, которые необходимо соблюдать при составлении сложных лекарственных прописей, и т. д. Трактат-руководство тибетской медицины «Чжуд-ши», переводы его на русский язык, сделанные П. А. Бадмаевым в 1903 г. (I и II томы), П. Н. Позднеевым в 1906 г. (I и II томы) и Д. Б. Дашиевым в 1988 году (I, II и IV томы). А вот про Бадмаева П.А.: - Бадмаев Петр Александрович (1851–1919) – бурят; врач тибетской медицины. - Приехал в Петербург в 1871 г., поступил в Петербургский университет, слушал лекции в Военно-медицинской академии. - В 1875 г. служил в азиатском департаменте МИДа и одновременно с этого времени начал заниматься врачебной практикой. - Первым перевел на русский язык книги “Жуд-Ши” — главное руководство по врачебной науке Тибета, крестным отцом был Александр III, действительный статский советник, дружил с Григорием Распутиным. - Играл заметную роль в политике, подал Александру III «Записку о задачах русской политики на Азиатском Востоке». - Создал торговый дом «П.А. Бадмаев и Ко», действовавший в 1893–1897 гг. в Забайкалье. - В 1909 г. организовал «Первое Забайкальское горно-промышленное товарищество» для разработки золотых приисков. - В 1911 и 1916 гг. вместе с П.Г. Курловым и Г.А. Манташевым выступил с проектами железнодорожного строительства в Монголии. - Поддерживал епископа Гермогена и иеромонаха Илиодора в их борьбе с Распутиным, затем перешел на сторону последнего, особенно сблизился с ним в 1916 г. - В 1914 г. возведен в дворянское достоинство. - В августе 1917 г. был выслан Временным правительством за границу, затем вернулся в Петроград, где и умер. источник 1 источник 2

Rina: Бадмаев довольно часто упоминается историками, но всегда вскользь, и как шарлатан. Вчера набрела на фразу: Выдающийся российский врач и ученый Петр Александрович Бадмаев не только исследовал и перевел классический тибетский медицинский трактат "Джуд-ши", но смог изложить основы врачебной науки Тибета в форме, доступной для западного читателя, что до него не удавалось сделать никому. "Забочусь о тех несчастных страждущих, которые благодаря только тибетской медицине получают и должны получать в будущем красоту жизни - здоровье. Мне лично - представителю этой науки - ничего не нужно. Имея орудием достояние тибетской медицины, работая не покладая рук всю жизнь для блага больных, я вполне удовлетворен." - Бадмаев. Стало интересно, кто же такой Бадмаев. Очередная оболганная личность или действительно шарлатан. Вчера скачала его монографию, написанную в 1905 году, " Россия и Китай". Может, что-то прояснится.



полная версия страницы